Цель:
- формировать умения писать окончания имён прилагательных женского рода –ой., -.ей в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- отрабатывать умения определять род и падеж имени прилагательного.
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, логическое мышление через загадки, стихотворения.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сели ровно, проверили, всё ли в порядке, руки на парте.
2. Сообщение темы и целей урока.
-Какие части речи вы знаете?
-Итак, продолжаем изучать имя прилагательное.
-Что такое имя прилагательное?
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
-На уроке мы будем учиться правильно писать окончания имён прилагательных женского рода.
-Пойти к доске и вставить окончания в имена прилагательные, а мы проверим домашнее задание.
3.Проверка домашнего задания.
-Проверим упр.316 с.139.
(в перемену ученица приготовила на доске)
-Какое стихотворение вы должны были написать по памяти?
(сказать хором наизусть).
На доске:
Белая (И.п) берёза (И.п)
Снежною (Т.п.) каймой(Т.п.)
Белой(Т.п.) бахромой(Т.п.)
(Здесь словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Я выделила окончания имён прилагательных и определила падеж).
-Как?
(Что? берёза(И.п.), берёза какая? белая(И.п.), окончание –ая.
Чем каймой(Т.п.), каймой какой? снежною(Т.п.), окончание -ою.
Чем бахромой(Т.п.), бахромой какой? белой(Т.п.), окончание –ой.)
-Обратите внимание на веточку, приготовленную на уроке технологии,. Она напоминает белую зимнюю берёзу.
Во время проверки домашней работы ученик работал у доски.
Внимание на иллюстрацию, на которой представлена зимняя ночь.
На доске:
И.п. ночь какая? звёздн… зимн.…
Р.п. ночи какой? звёздн… зимн
Д.п. ночи какой? звёздн… зимн…
В.п. ночь какую? звёздн… зимн
Т.п. ночью какой? звёздн… зимн…
П.п. о ночи какой? о звёздн… зимн…
Мы писали замечательное стихотворение про зимнюю берёзу, а вот на картинке, по которой работал ученик, нарисован зимний лес.
4.Работа с учебником.
Самостоятельная работа.
- У вас в учебнике упр.321 с.141 замечательный отрывок из стихотворения Тютчева.
Откройте учебники.
Читайте.
Послушайте моё задание: найдите третью строку, прочитайте.
Спишите без ошибок быстро и красиво.
-Найдите имена прилагательные, которые относятся к слову бахромою (снежной, неподвижною, немою).
-Выделите окончания, определите падеж.
(Чем бахромою (Т.п.) какой? снежной, неподвижною, немою(Т.п.)
-Найти имя прилагательное, которое относится к слову жизнью (чудной)
-Выделите окончание, определите падеж.
(Чем? жизнью какой? чудной (Т.п.) )
-В творительном падеже, кроме окончаний -ой, -ей, есть окончание -ою.
-На доске работал ученик. Встань. Ему нужно было вставить окончания имён прилагательных женского рода.
-Посмотрите, как он справился?
-Есть ли замечания?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (дополнительный вопрос ученику)
- -Какую особенность вы заметили в окончаниях имён прилагательных женского рода и вопросов? (Есть одинаковые окончания)
-А в каких падежах?(Р.п., Д.п., Т.п.,П.п.)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах?(какой?)
-Какие окончания имеют прилагательные женского рода в этих падежах?(-ой, -ей).
-Почему в одних прилагательных окончания -ой, а в других-ей? (Окончание -ой, если твёрдая основа, окончание -ей, если мягкая основа).
-Вот по схеме: (внимание на схему)
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Хором назовите падежи.
-Хором-на какой вопрос отвечают.
-Хором-какие окончания имеют.
5.Работа над темой. (по иллюстрации)
-Посмотрите на эту картинку
Склоняли звёздная зимняя ночь.
-А какая ещё ночь?
(Морозная,студёная,холодная,лунная, непроглядная, тёмная)
-Да струйки дыма поднимаются вверх при морозной погоде.
-Кому в морозную зимнююпору бывает особенно трудно?
(людям, животным, птицам)
-Как можно помочь птицам?
-Кто уже помогал им, поднимите руки.
-Поделитесь с птицами едой.
Покрошите хлеба им на блюдца.
И они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
А вот на эту полянку выйдем отдохнём.(Обращение к картинке)
6.Физминутка.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой щирины?
Вот такой ширины.
Погляди –ка потолки ледяные.
Высоки- превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги. Топ-топ.
Двери комнат отворяем
Справа –хлоп,. Слева –хлоп.
7.Работа с учебником.
-Открыть учебник упр.318 с.140.
-Какое задание?
-Для того, чтобы подготовиться к диктанту, надо внимательно прочитать текст.
-Читайте.
-Так при каких же условиях птица будет дружить с человеком?
(Если ей помогут зимой: устроят кормушку, накормят).
-Как птица может отблагодарить нас за ту помощь, которую зимой ей оказали?(Летом поселится в садах или огородах, будет уничтожать вредных червячков и гусениц—этим и поможет человеку, будет радовать весёлой песней).
-В предложениях встретятся имена прилагательные женского рода в разнных падежах.
-О чём мы должны помнить? Глаза на схему,и вам помогут склоняемые словосочетания.
-Посередине напишите заголовок «Синица» и книги закрыть.
Письмо под диктовку. (3 предложения)
-Работаем над первым и третьим предложением.
Определить п адеж имён прилагательных женского рода. Помните: падеж имён прилагательных определяют по имени существительному.
(1предожение:
узнать по чему? по грудке (Д.п.) какой? жёлтой (Д.п.)
узнать по чему? по шапочке (Д.п.) какой? чёрной (Д.п.)
3 предложение:
найти кому? птице (Д.п.) какой? маленькой (Д.п.).
-Охарактеризовать первое предложение.
(предложение повествовательное, невосклицательное,распространённое).
8.Творческая работа.
-Мы сейчас вылолнили упражнение, писали красиво, а теперь Словам представляется возможность выполнить творческую работу.(Внимание на текст:
На доске:
Очень трудно
Прокормиться Синице.
Ей зимой сделали столовую.
-Слушайте. (Ученик читает)
-Какой скучный текст!
-А почему? (Нет прилагательных)
-Спишите, вставьте прилагательные.
-У кого другие прилагательные?
-А теперь посмотрим как у автора?
Очень трудно
Прокормиться
Юркой маленькой синице.
Ей зимой суровою
Сделали столовую.
9.Словарно-орфографическая работа.
-Отгадайте, что за птица?(записать)
Вещунья белобока
И зовут её …
Маленький мальчик в сером армячишке по двору
Шныряет, крохи собирает.
Окраска сероватая, повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Это….
-Проверьте, правильно ли записали?
(Поставить карточки : СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА.).
-Это зимующие птицы.
10. Домашнее задание.
-Кого из зимующих птиц вы ещё знаете? (поползень, дятел, клёст, снегирь).
Все они в нашей газете.
А эти пустые прямоугольники для ваших сочинений-рассказов, которые вы напишете дома о том, как зимой помогаете птицам или собираетесь им помочь.
И завтра эти пустые места заполним.
Домашнее задание :упр.319. с.141.
11. Итог урока:
-Чему мы учились на уроке? (учились писать окончания имён прилагательных женского рода).
-В каких же падежах имена прилагательные женского рода отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания -ой, -ей?