kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Имена прилагательные женского рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • формировать умения писать  окончания имён прилагательных  женского рода –ой., -.ей в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
  • отрабатывать умения определять род и падеж имени прилагательного.
  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
  • развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, логическое мышление через загадки, стихотворения.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Сели  ровно, проверили, всё ли в порядке, руки на парте.

2. Сообщение темы и целей урока.

-Какие части речи вы знаете?

-Итак, продолжаем изучать имя прилагательное.

-Что такое имя прилагательное?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?

-На  уроке мы будем учиться правильно писать  окончания имён прилагательных женского рода.

-Пойти к доске и вставить окончания в имена прилагательные, а мы проверим домашнее задание.

3.Проверка домашнего задания.

-Проверим упр.316 с.139.

(в перемену  ученица приготовила на доске)

-Какое стихотворение вы должны были написать по памяти?

(сказать хором наизусть).

На доске:

Белая (И.п) берёза (И.п)

Снежною (Т.п.)  каймой(Т.п.)

Белой(Т.п.) бахромой(Т.п.)

(Здесь словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Я выделила окончания имён прилагательных и определила падеж).

-Как?

(Что? берёза(И.п.), берёза какая? белая(И.п.), окончание –ая.

Чем каймой(Т.п.), каймой какой? снежною(Т.п.), окончание  -ою.

Чем бахромой(Т.п.), бахромой какой? белой(Т.п.), окончание –ой.)

-Обратите внимание на веточку, приготовленную на уроке технологии,. Она напоминает белую зимнюю берёзу.

Во время проверки домашней работы ученик работал у доски.

Внимание на иллюстрацию, на которой  представлена зимняя ночь.

На доске:

И.п. ночь какая? звёздн… зимн.…

Р.п. ночи какой? звёздн… зимн

Д.п. ночи какой? звёздн… зимн…

В.п. ночь какую? звёздн… зимн

Т.п.  ночью какой? звёздн… зимн…

П.п. о ночи какой? о звёздн… зимн…

Мы писали замечательное стихотворение про зимнюю берёзу, а вот на картинке,  по которой работал  ученик, нарисован зимний лес.

4.Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

  • У вас в учебнике упр.321 с.141 замечательный отрывок из стихотворения Тютчева.

Откройте  учебники.

Читайте.

Послушайте моё задание: найдите третью строку, прочитайте.

Спишите без ошибок быстро и красиво.

-Найдите  имена прилагательные, которые относятся к слову бахромою     (снежной, неподвижною, немою).

-Выделите окончания,  определите падеж.

(Чем бахромою (Т.п.) какой? снежной, неподвижною, немою(Т.п.)

-Найти имя прилагательное, которое относится к слову  жизнью (чудной)

-Выделите окончание, определите падеж.

(Чем? жизнью какой? чудной (Т.п.) )

-В творительном падеже, кроме окончаний  -ой,  -ей, есть окончание  -ою.

-На доске  работал  ученик. Встань. Ему нужно было вставить окончания имён прилагательных женского рода.

-Посмотрите, как он справился?

-Есть ли замечания?

  • На  какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (дополнительный вопрос ученику)
  • -Какую особенность вы заметили в окончаниях имён прилагательных женского рода и вопросов?  (Есть одинаковые окончания)

-А в каких падежах?(Р.п., Д.п., Т.п.,П.п.)

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные  женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах?(какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные женского рода в  этих падежах?(-ой,   -ей).

-Почему в  одних прилагательных окончания   -ой, а в других-ей?  (Окончание   -ой, если твёрдая основа, окончание   -ей, если мягкая основа).

-Вот по схеме:  (внимание  на схему)

-Кто догадался,  какая  тема нашего урока?

-Хором   назовите падежи.

-Хором-на какой вопрос отвечают.

-Хором-какие окончания имеют.

5.Работа над темой.        (по иллюстрации)

-Посмотрите  на эту картинку

Склоняли  звёздная  зимняя  ночь.

-А какая ещё  ночь?

(Морозная,студёная,холодная,лунная, непроглядная, тёмная)

-Да струйки  дыма поднимаются  вверх  при морозной погоде.

-Кому в морозную зимнююпору  бывает особенно трудно?

(людям, животным, птицам)

-Как можно помочь  птицам?

-Кто уже помогал им, поднимите руки.

-Поделитесь с птицами едой.

Покрошите хлеба им на блюдца.

И они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

А вот на эту полянку выйдем отдохнём.(Обращение к картинке)

6.Физминутка.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой щирины?

Вот такой ширины.

Погляди –ка  потолки ледяные.

Высоки- превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем

Выше ноги.  Топ-топ.

Двери комнат отворяем

Справа –хлоп,. Слева –хлоп.

7.Работа с учебником.

-Открыть учебник упр.318 с.140.

-Какое задание?

-Для того, чтобы подготовиться к диктанту, надо  внимательно прочитать текст.

-Читайте.

-Так при каких же  условиях  птица будет дружить с человеком?

(Если  ей  помогут зимой: устроят кормушку, накормят).

-Как птица  может отблагодарить нас за ту помощь, которую  зимой ей оказали?(Летом поселится в садах или  огородах, будет уничтожать вредных червячков и гусениц—этим и поможет человеку, будет радовать весёлой песней).

-В  предложениях встретятся  имена прилагательные женского рода в разнных падежах.

-О чём мы должны помнить? Глаза на схему,и вам помогут склоняемые словосочетания.

-Посередине напишите заголовок  «Синица» и книги закрыть.

Письмо под диктовку.   (3 предложения)

-Работаем над  первым и третьим предложением.

Определить п адеж  имён  прилагательных женского рода. Помните: падеж имён прилагательных определяют по имени существительному.

(1предожение:

узнать по чему? по  грудке (Д.п.) какой? жёлтой (Д.п.)

узнать по чему? по шапочке (Д.п.) какой? чёрной (Д.п.)

3 предложение:

найти кому? птице (Д.п.) какой? маленькой (Д.п.).

-Охарактеризовать первое предложение.

(предложение повествовательное, невосклицательное,распространённое).

8.Творческая работа.

-Мы сейчас вылолнили упражнение, писали  красиво, а теперь Словам представляется возможность выполнить творческую работу.(Внимание на текст:

На доске:

Очень трудно

Прокормиться Синице.

Ей зимой сделали столовую.

-Слушайте. (Ученик читает)

-Какой скучный текст!

-А почему? (Нет прилагательных)

-Спишите, вставьте прилагательные.

-У кого другие прилагательные?

-А теперь  посмотрим как у автора?

Очень трудно

Прокормиться

Юркой маленькой  синице.

Ей зимой суровою

Сделали столовую.

9.Словарно-орфографическая работа.

-Отгадайте, что за птица?(записать)

Вещунья белобока

И зовут её …

Маленький мальчик в сером  армячишке  по двору

Шныряет, крохи собирает.

Окраска сероватая,  повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Это….

-Проверьте, правильно ли записали?

(Поставить карточки : СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА.).

-Это зимующие птицы.

10. Домашнее задание.

-Кого из зимующих птиц вы ещё знаете? (поползень, дятел, клёст, снегирь).

Все они в нашей газете.

А эти пустые прямоугольники  для ваших сочинений-рассказов, которые вы напишете дома о том, как зимой помогаете  птицам  или собираетесь им помочь.

И завтра эти  пустые места заполним.

Домашнее задание :упр.319. с.141.

11. Итог урока:

-Чему мы учились на уроке? (учились писать окончания имён прилагательных женского рода).

-В каких же падежах имена прилагательные женского рода  отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания  -ой,  -ей?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имена прилагательные женского рода"»


Цель:

  • формировать умения писать окончания имён прилагательных женского рода –ой., -.ей в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

  • отрабатывать умения определять род и падеж имени прилагательного.

  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

  • развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, логическое мышление через загадки, стихотворения.


Ход урока

1.Организационный момент.

-Сели ровно, проверили, всё ли в порядке, руки на парте.

2. Сообщение темы и целей урока.

-Какие части речи вы знаете?

-Итак, продолжаем изучать имя прилагательное.

-Что такое имя прилагательное?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?

-На уроке мы будем учиться правильно писать окончания имён прилагательных женского рода.

-Пойти к доске и вставить окончания в имена прилагательные, а мы проверим домашнее задание.


3.Проверка домашнего задания.

-Проверим упр.316 с.139.

(в перемену ученица приготовила на доске)

-Какое стихотворение вы должны были написать по памяти?

(сказать хором наизусть).

На доске:

Белая (И.п) берёза (И.п)

Снежною (Т.п.) каймой(Т.п.)

Белой(Т.п.) бахромой(Т.п.)

(Здесь словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Я выделила окончания имён прилагательных и определила падеж).

-Как?

(Что? берёза(И.п.), берёза какая? белая(И.п.), окончание –ая.

Чем каймой(Т.п.), каймой какой? снежною(Т.п.), окончание -ою.

Чем бахромой(Т.п.), бахромой какой? белой(Т.п.), окончание –ой.)


--Обратите внимание на веточку, приготовленную на уроке технологии,. Она напоминает белую зимнюю берёзу.


Во время проверки домашней работы ученик работал у доски.

Внимание на иллюстрацию, на которой представлена зимняя ночь.

На доске:

И.п. ночь какая? звёздн… зимн.…

Р.п. ночи какой? звёздн… зимн

Д.п. ночи какой? звёздн… зимн…

В.п. ночь какую? звёздн… зимн

Т.п. ночью какой? звёздн… зимн…

П.п. о ночи какой? о звёздн… зимн…


Мы писали замечательное стихотворение про зимнюю берёзу, а вот на картинке, по которой работал ученик, нарисован зимний лес.


4.Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

  • У вас в учебнике упр.321 с.141 замечательный отрывок из стихотворения Тютчева.

Откройте учебники.

Читайте.

Послушайте моё задание: найдите третью строку, прочитайте.

Спишите без ошибок быстро и красиво.

-Найдите имена прилагательные, которые относятся к слову бахромою (снежной, неподвижною, немою).

-Выделите окончания, определите падеж.

(Чем бахромою (Т.п.) какой? снежной, неподвижною, немою(Т.п.)

-Найти имя прилагательное, которое относится к слову жизнью (чудной)

-Выделите окончание, определите падеж.

(Чем? жизнью какой? чудной (Т.п.) )


-В творительном падеже, кроме окончаний -ой, -ей, есть окончание -ою.

-На доске работал ученик. Встань. Ему нужно было вставить окончания имён прилагательных женского рода.

-Посмотрите, как он справился?

-Есть ли замечания?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (дополнительный вопрос ученику)

  • -Какую особенность вы заметили в окончаниях имён прилагательных женского рода и вопросов? (Есть одинаковые окончания)

-А в каких падежах?(Р.п., Д.п., Т.п.,П.п.)

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах?(какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные женского рода в этих падежах?(-ой, -ей).

-Почему в одних прилагательных окончания -ой, а в других------ей? (Окончание -ой, если твёрдая основа,

окончание -ей, если мягкая основа).

-Вот по схеме: (внимание на схему)


-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Хором назвать падежи.

-Хором---на какой вопрос отвечают.

-Хором---какие окончания имеют.

5.Работа над темой. (по иллюстрации)

-Посмотрите на эту картинку

Склоняли звёздная зимняя ночь.

-А какая ещё ночь?

(Морозная,студёная,холодная,лунная, непроглядная, тёмная)

-Да струйки дыма поднимаются вверх при морозной погоде.

-Кому в морозную зимнююпору бывает особенно трудно?

(людям, животным, птицам)

-Как можно помочь птицам?

-Кто уже помогал им, поднимите руки.


-Поделитесь с птицами едой.

Покрошите хлеба им на блюдца.

И они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.


А вот на эту полянку выйдем отдохнём.(Обращение к картинке)

6.Физминутка.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой щирины?

Вот такой ширины.

Погляди –ка потолки ледяные.

Высоки- превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем

Выше ноги. Топ-топ.

Двери комнат отворяем

Справа –хлоп,. Слева –хлоп.

7.Работа с учебником.

-Открыть учебник упр.318 с.140.

-Какое задание?

-Для того, чтобы подготовиться к диктанту, надо внимательно прочитать текст.

-Читайте.

-Так при каких же условиях птица будет дружить с человеком?

(Если ей помогут зимой: устроят кормушку, накормят).

-Как птица может отблагодарить нас за ту помощь, которую зимой ей оказали?(Летом поселится в садах или огородах, будет уничтожать вредных червячков и гусениц—этим и поможет человеку, будет радовать весёлой песней).

-В предложениях встретятся имена прилагательные женского рода в разнных падежах.

-О чём мы должны помнить? Глаза на схему,и вам помогут склоняемые словосочетания.

-Посередине напишите заголовок «Синица» и книги закрыть.

Письмо под диктовку. (3 предложения)

-Работаем над первым и третьим предложением.

Определить п адеж имён прилагательных женского рода. Помните: падеж имён прилагательных определяют по имени существительному.

(1предожение:

узнать по чему? по грудке (Д.п.) какой? жёлтой (Д.п.)

узнать по чему? по шапочке (Д.п.) какой? чёрной (Д.п.)

3предложение:

найти кому? птице (Д.п.) какой? маленькой (Д.п.).

-Охарактеризовать первое предложение.

(предложение повествовательное, невосклицательное,распространённое).


8.Творческая работа.

-Мы сейчас вылолнили упражнение, писали красиво, а теперь Словам представляется возможность выполнить творческую работу.(Внимание на текст:

На доске:

Очень трудно

Прокормиться

Синице. Ей зимой сделали столовую.

-Слушайте. (Ученик читает)

-Какой скучный текст!

-А почему? (Нет прилагательных)

-Спишите, вставьте прилагательные.

-У кого другие прилагательные?

-А теперь посмотрим как у автора?

Очень трудно

Прокормиться

Юркой маленькой синице.

Ей зимой суровою

Сделали столовую.

9.Словарно-орфографическая работа.

-Отгадайте, что за птица?(записать)

Вещунья белобока

И зовут её …


Маленький мальчик в сером армячишке по двору

Шныряет, крохи собирает.


Окраска сероватая, повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Это…..

-Проверьте, правильно ли записали?

(Поставить карточки : СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА.).

-Это зимующие птицы.



10. Домашнее задание.

-Кого из зимующих птиц вы ещё знаете? (поползень, дятел, клёст, снегирь).

Все они в нашей газете.

А эти пустые прямоугольники для ваших сочинений-рассказов, которые вы напишете дома о том , как зимой помогаете птицам или собираетесь им помочь.

И завтра эти пустые места заполним.

Домашнее задание :упр.319. с.141.


11. Итог урока:

-Чему мы учились на уроке? (учились писать окончания имён прилагательных женского рода).

-В каких же падежах имена прилагательные женского рода отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания -ой, -ей?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Имена прилагательные женского рода"

Автор: Шиморина Татьяна Васильевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока на тему: "Склонение имен прилагательных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sklonieniie-imien-prilaghatiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "202398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429244217"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства