Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"»
Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе
«Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные.
Задачи:
Образовательные: - закреплять умение различать имена собственные и нарицательные, задавать вопросы к именам существительным и правильно отвечать на них;
- закрепить правописание имен людей и кличек животных.
Коррекционно – развивающие: - коррекция и развитие связной устной речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания.
Воспитательные: - воспитывать интерес к учебе, к предмету.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И урок мы наш начнем.
Сегодня на уроке при выполнении различных заданий и упражнений мы вспомним, чем различаются собственные и нарицательные имена существительные, что обозначают имена существительные той и другой группы, чем они различаются в написании.
И первое задание. Предлагаю вам отгадать загадки.
Повторение.
Отгадайте загадки.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится.
Ответ: Мыло
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.
Ответ: Полотенце
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Ответ: Расческа
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
Беседа по вопросам:
Что обозначают все эти слова? (предметы)
На какие вопросы они отвечают? (что)
Какой частью речи являются все эти слова?
Вывод: это все имена существительные.
1 ученик дает определение имени существительного с опорой на схему.
А какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать?
(Явления природы, чувства, посуду, мебель…)
«Допиши словечко» (к доске, по одному слову).
И следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по два слова.
Явления природы- мороз,…
Профессии- повар, …
Мебель- диван, …
Животные- собака,…
Транспорт- машина, …
Теперь вы знаете, что имена существительные могут обозначать различные предметы.
На прошлом уроке вы узнали, что имена существительные могут быть собственные и нарицательные. Вспомним правило. Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными. (Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы).
Задание «Найди пару».
Город Красная
Жеребенок Огонек
Мальчик Вельск
Площадь Миша
Улица А.С. Пушкин
Писатель Дзержинского
Назови в паре слов, какое существительное является собственным, а какое нарицательным.
Вывод: Какие имена существительные мы написали с большой буквы, назовите их. А почему мы написали их с большой буквы? (это имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы). А какие с маленькой, почему?
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы повторили, какая часть речи называется именем существительным, Какие могут быть имена существительные? На какие 2 группы можно разделить имена существительные? Еще раз назовите 2 группы имен существительных. Приведите примеры имен существительных собственных? Нарицательных?
Оценивание за урок.
1. Выписать имена существительные собственные.
Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;
Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;
Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;