kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе "Собственные и нарицательные имена существительные".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"»

Конспект урока по русскому языку и развитию речи в 5 классе

«Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные.

Задачи:

Образовательные: - закреплять умение различать имена собственные и нарицательные, задавать вопросы к именам существительным и правильно отвечать на них;

- закрепить правописание имен людей и кличек животных.

Коррекционно – развивающие: - коррекция и развитие связной устной речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания.

Воспитательные: - воспитывать интерес к учебе, к предмету.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок мы наш начнем.



Сегодня на уроке при выполнении различных заданий и упражнений мы вспомним, чем различаются собственные и нарицательные имена существительные, что обозначают имена существительные той и другой группы, чем они различаются в написании.



И первое задание. Предлагаю вам отгадать загадки.

Повторение.

Отгадайте загадки.



Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится.

Ответ: Мыло



Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось -

Нет сухого уголка.

Ответ: Полотенце



Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Ответ: Расческа



В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.



Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

"Пейте чай, вода вскипела!"



Беседа по вопросам:

Что обозначают все эти слова? (предметы)

На какие вопросы они отвечают? (что)

Какой частью речи являются все эти слова?



Вывод: это все имена существительные.

1 ученик дает определение имени существительного с опорой на схему.



А какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать?

(Явления природы, чувства, посуду, мебель…)



«Допиши словечко» (к доске, по одному слову).

И следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по два слова.



Явления природы- мороз,…



Профессии- повар, …



Мебель- диван, …



Животные- собака,…



Транспорт- машина, …



Теперь вы знаете, что имена существительные могут обозначать различные предметы.



На прошлом уроке вы узнали, что имена существительные могут быть собственные и нарицательные. Вспомним правило. Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными. (Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы).



Задание «Найди пару».

Город Красная



Жеребенок Огонек



Мальчик Вельск



Площадь Миша



Улица А.С. Пушкин



Писатель Дзержинского



Назови в паре слов, какое существительное является собственным, а какое нарицательным.

Вывод: Какие имена существительные мы написали с большой буквы, назовите их. А почему мы написали их с большой буквы? (это имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы). А какие с маленькой, почему?



Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы повторили, какая часть речи называется именем существительным, Какие могут быть имена существительные? На какие 2 группы можно разделить имена существительные? Еще раз назовите 2 группы имен существительных. Приведите примеры имен существительных собственных? Нарицательных?

Оценивание за урок.



1. Выписать имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Роза;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.



1. Выписать имена существительные нарицательные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Роза;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Михайлова Елена Николаевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: «Предлоги» "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priedloghi-1"
    ["file_id"] => string(6) "134337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416737254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по русскому языку во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "125108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414914474"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока русского языка  по теме "Правописание заглавной буквы в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "105410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402849336"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "115912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412171559"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-2-klass-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "120922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413823972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства