Конспект урока по русскому языку: "Главные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку: "Главные члены предложения"
На уроке основная роль отводится системно-деятельностному подходу в обучении, формированию уневерсальных учебных действий. В ходе урока учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы, делают выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Главные члены предложения"»
МАТЕРИАЛЫ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
Подготовила
учитель начальных классов МОУ
«Новоуколовская средняя
общеобразовательная школа»
второй квалификационной категории
Борзенкова Лариса Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к конкурсной разработке
«Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода»
Автор разработки
Борзенкова Лариса Анатольевна
Тема урока/занятия
Главные и второстепенные члены предложения
Тип занятия
Урок закрепления
Вид занятия
Урок
Основной учебник
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.) – 3-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-192с.: ил.:вкл.
Класс
3
Реализуемый уровень обучения
Начальное образование
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока
офтольмотренажёр
Представляемая идея, замысел разработки
На примере урока русского языка, показать какова роль системно-деятельностного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся и развитии качеств личности.
Технологические подходы по реализации идеи урока/занятия
На уроке основная роль отводится системно-деятельностному подходу в обучении, формированию универсальных учебных действий. В ходе исследования, учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы урока, делают выводы. Работая в группе, учатся сотрудничать друг с другом. На уроке используются элементы здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного: работа у экологического панно, применение офтольмотренажёра, выполнение заданий на сенсорном кресте, смена поз (конторки).
САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Тип урока - урок закрепления
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения
Класс обучается по УМК «Начальная школа 21 века» и по ФГОС. В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения урока на основе системно-деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и задачи урока, справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодолении общей проблемы. Это помогло достичь поставленной цели урока.
В начале урока был сделан эмоциональный настрой детей. Цель урока вытекала из проблемного вопроса и была сформулирована совместно с учащимися. Урок построен на принципе сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовался метод проблемного изложения. На каждом этапе урока ставились такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался метод обоснованного ответа.
На этапе творческого применения знаний была организована исследовательская деятельность при работе в группах. Это вырабатывало умение планировать деятельность, отбирать из суммы знаний главное, основное. Перед детьми ставились проблемы, которые раскрывались путём доказательного решения.
Физкультминутка, упражнение для снятия усталости глаз и смена позы проводились по методике В. Ф. Базарного, оказывали эмоциональный настрой, дисциплинировали уч-ся.
На этапе контроля и самоконтроля, стремилась подвести ребёнка к открытию и зафиксировать эффект новизны и важности открытия. Учащимися были поставлены цели и задачи на следующий урок
Рефлексия, проведенная в конце урока, показала, что детям понравилось работать в группах, они усвоили материал хорошо.
На основании этого я сделала вывод, что тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты, ученики были активными участниками учебного процесса.
На уроке использовались следующие методы обучения:
1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, составление окончания текста).
2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как -коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
-умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,
-личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
На уроке использовались различные формы работы, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа с карточками, (дифференцированный подход). На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса.
Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные цели и задачи достигнуты.
Дата 30. 10. 2014
Подпись участника конкурса_____________Борзенкова Л. А.
Автор разработки урока Борзенкова Лариса Анатольевна
Место работы, должность МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Предмет русский язык
Класс 3
Автор УМК профессор Н.Ф. Виноградова
Тема урока Главные и второстепенные члены предложения
Тип урока Урок закрепления
Цели урока
Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию
изучения новой темы; создать условия для отработки умения находить главные и второстепенные члены.
2) Метапредметные:
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, через исследовательскую деятельность, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы по теме урока.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления;
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
3) Личностные: воспитывать чувство сопереживания другим людям.
Задачи - актуализировать знания учащихся о предложении;
- показать роль в предложении второстепенных членов;
Оборудование 1) общеклассное: сенсорный крест; офтольмотренажёр; экологическое панно; аудиозаписи звуков; классические мелодии; конторки (на протяжении всего урока учащиеся по желанию могут стать за конторку), компьютер
2) для каждой группы: задание на карточках
Информационные источники
1. CDПланирование учебной деятельности с учётом требований ФГОС// Русский язык, 3 класс В.: Учитель, 2012
2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.) – 3-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-192с.: ил.:вкл.
3. Замышляева Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке // Начальная школа.- 2010. - №6. – С.22 - 24.
4. Базарный В. Ф. Здоровьесберегающие технологии http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorove-sberegayushchaya-tekh
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Само
опреде
ление к деятельности
(оргмо
мент)
1.Настрой учащихся на работу
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть вас добрыми, весёлыми, здоровыми. Начинаем урок русского языка
2.Разминка
- Чтобы активно работать на уроке сделаем разминку:
1) Дыхательная гимнастика «Ветер»
- Выполним дыхательную гимнастику «Ветер», под счёт (вдох-выдох, начали: 1, 2,1, 2)
2)Тренировка глазных мышц
–Потренируем глазные мышцы с помощью зрительных схем
Внимание! Голова остаётся неподвижной!
Глаза движутся слева – направо (1, 2, 3, 4)
сверху – вниз (1, 2, 3, 4)
внешняя линия по часовой стрелке (1, 2, 3, 4)
внутренняя линия против часовой стрелки (1, 2, 3, 4)
3) Массаж активных точек лица
- Сделаем массаж точек лица и головы
Разотрём ушные раковины, виски, надбровные дуги
- Займите свои места, проверьте положение рук, ног, спины.
- Ребята, а почему важно за столом спину держать ровно?
- Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко и быстро. От этого мозг работает быстрее. Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?
- А теперь запишите сегодняшнее число и начнём работать
Подготовка к работе.
Выполнение гимнастики
Отвечают на вопросы
Запись числа и классной работы.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничест
ва с учителем и сверстниками
2.Актуализа
ция знаний и фикса
ция затруд
нения в деятельности
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки
1.Взаимопроверка домашнего задания и составление рецензии
- Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Проверьте правильность и аккуратность домашнего задания друг у друга и подготовьте рецензию.
2.Индивидуальная работа по карточкам у доски
Два ученика приглашаются к доске, для выполнения индивидуального задания (см. приложение №1)
Работа в парах
Проверяют друг у друга домашнее задание, исправляют ошибки. Несколько человек рецензируют домашнее задание соседа по парте
Индивидуальная работа
Объясняют ход выполнения задания
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничест
ва с учителем и сверстниками
Познаватель
ные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
1.Составление предложений
- Внимание, посмотрите на сенсорный крест. Прочитайте слова.
(Наступила, золотая, осень)
- Что можно с этими словами сделать?
- Составьте, пожалуйста.
- Какое получилось предложение по цели высказывания, а по интонации?
- А можно ли составить предложение не используя слова наступила,осень? Составьте.
- А можно ещё короче?
- Как называются слова без которых не получится предложение?
- Как они называются в предложении?
- А каким членом предложения является слово золотая?
- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Верно, мы закрепим знания о главных и второстепенных членах предложения.
(Открыть тему урока)
- Зачем нужно уметь находить члены предложения?
- А помогать нам в этом будет прекрасное время года «Осень»
-Во время урока все свои задания оценивайте на полях простым карандашом
Фронтальная работа
Читают слова
Составляют предложение
Отвечают
Формулируют тему урока
Делают вывод
Самооценка
Регулятивные: целеполагание;
Познаватель
ные (Логические): анализ с целью выделения признаков
4. Закрепление знаний
Позвонить в звоночек
Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
1.Нахождение главных членов предложения
- Внимание! Предложения на зрительных метках. Прочитайте (Золотая листва шелестит под ногами. Дует свежий ветер.)
- Какое может быть задание ?
- - Верно, выпишите только главные члены с заглавной буквы и подчеркните подлежащее и
сказуемое
- Проверим, что вы выписали
- Можно ли Листва шелестит. назвать
предложением? Оформите как предложение.
- Какое это предложение?
- Чем отличается грамматическая основа первого предложения от второго?
- Сделайте вывод о последовательности подлежащего и сказуемого
2) Самооценка
– Оцените свою работу.
У кого запись такая же как на доске поставьте на полях знак +.
Смена поз
Меняют своё положение . Часть учащихся сидит за партами, другая часть стоит за конторками
Самостоятельная работа
Формулируют задание
Метод генерации идей
Самооценивают выполненную работу
Регулятивные: планирование , прогнозирова
ние;
Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные- инициативное сотрудничест
во в поиске и выборе информации
Физминутка
(Звучит музыка)
Офтольмотренажёр
- Настало время отдохнуть глазам. Выйдите из-за парт. Понаблюдаем за сменой времени суток.
Помните, что движения глаз головы и туловища должны сочетаться. Приготовились, начали (включить) (утро, день, вечер, ночь,…ночь, вечер, день, утро)
2) Микропауза «Солнышко»
- Наступило утро и выглянуло солнышко. Осенью оно светит всё реже. Ловим его глазами.
2)«Оживлялки»
-Сдавите ладошки, втяните живот, потянитесь вверх будто выглядываете из окна