Главные члены предложения
Цели урока:
- повторить понятие главных членов предложения; отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении
- способствовать развитию мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, развивать творчество учащихся по предмету;
- формировать интерес к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу;
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
“Верные – неверные утверждения”
- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?
- Стадия осмысления. Изучение нового материала.
Ведение “Бортового журнала”
- Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- Работа с материалом “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.
Работа с текстом
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
- Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
- Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- Укажите сложное предложение.
- Физкультминутка.
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
- “Лови ошибку”
Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.
- Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.
- Выполнение упр. 132
- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.
III. Стадия рефлексии.
- Создание “синквейна”.
- Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.
- Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка
Кто? Что? (тема).
1 существительное
2-я строка
Какой? (определение темы).
2 прилагательных
3-я строка
Что делает? (характерные действия или состояния предмета).
3 глагола
4-я строка
Что автор думает?
Фраза из 4 слов
5-я строка
Кто? Что? (новое звучание темы).
1 существительное
Примеры синквейнов:
Подлежащее,
- Главное, необходимое,
- Говорит, называет, указывает.
- Без него обойтись трудно.
- Предмет.
Сказуемое,
- Главное, необходимое,
- Сообщает, открывает, сказывает.
- Без него как-то скучно.
- Действие.
- Подведение итогов. Запись домашнего задания.
- §19 Упр. 134