Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме : "Наречие"»
Тема урока: Наречие
Цель урока:
создать условия для открытия новой части речи учащимися; дать первое представление о наречии как части речи, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; воспитывать интерес к предмету через организацию исследовательской деятельности.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке;
познавательные - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи; личностные - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте. Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и надеюсь, что занятие сегодня принесёт вам настроение, радость от общения друг с другом. Сели правильно. Открываем тетради, записываем число, классная работа).
II. Проверка домашнего задания
Дома, вы должны были подобрать пословицы с именами числительными. (Проверяют домашнее задание). Не имей сторублей - а имей стодрузей. Один за всех, все за одного. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
III. Актуализация знаний
Учитель: Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную: билет, костюм, двенадцать, прекрасный, библиотека, комбайн, календарь, двадцать, хозяин. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слова, проверяют.)
Учитель: Какие части речи вам встретились?
Дети: Имя существительное, имя прилагательное, числительное.
Учитель: верно, какие это части речи: самостоятельные ли служебные?
Дети: Самостоятельные. Они имеют свое значение (признак, предмет, количество).
IV. Самоопределение к деятельности
Учитель: Ребята, на доске слова. Запишите слова. Укажите часть речи каждого слова.
Дети: Нет, слово теплоотвечает на вопрос как? Мы такую часть речи еще не знаем.
Учитель: верно, ребята. Это незнакомая нам еще часть речи. Давайте подберём похожие слова и узнаем про эту часть речи.
Дети: Холодно, хорошо, жарко, медленно.
Учитель: Молодцы, а теперь узнаем, что эта за часть речи.
V. Работа по теме
Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте, как называется эта часть речи.
Дети: Читают. Один ученик называет, что эта часть речи – наречие.
Учитель: Верно. Давайте сформулируем задачи урока.
Дети: - познакомиться с наречием, узнать, что она обозначает;
Еще мы можем узнать, на какие вопросы отвечает и чем является в предложении.
Учитель: Хорошо, молодцы. Давайте выполним упражнение 125 на стр.73. (устно).
Прочитайте задание, что нужно сделать?
Дети: Доказать, что выделенные слова являются наречиями.
(Один ученик): Звонко – задаём вопрос как? Звонко. Это наречие. Как? тонко - это наречие.
Учитель: Запишите в тетрадь наречия звонко, тонко и поставьте вопрос.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а может ли наречие изменяться?
Дети: Нет, не может.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Наречие - неизменяемая часть речи.
Учитель: Верно. Тогда может ли у наречия быть окончание?
Дети: Нет. Оно не изменяется.
Учитель: Прочитайте внизу страницы правило, на что вы должны обратить внимание.
Дети: Читают (наречие - это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания).
Учитель: Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её точно также.
Учитель: А может вы догадались почему?
Дети: Это слово стоит при глаголе; оно может как-то связано с глаголом (ответы детей)
Учитель: Молодцы, верно. Чаще всего наречие связано, конечно же с глаголом.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Учитель: Как вы думаете, зачем нужны наречия в речи?
Сравните предложения: Солнышко сияло.
Солнышко сияло ярко.
Дети: Наречия нужны, чтобы наша речь была красивой, яркой. Наречие уточняет другие части речи. В первом предложении: солнышко сияло, а во втором предложении уточняется, что оно сияло ярко. Ярко (как?) – наречие.
Учитель: Хорошо. Мы с вами выяснили, что наречие – это неизменяемая часть речи, оно не имеет окончания. Отвечает на вопрос как? А чем же наречие будет являться в предложении? Может ли она быть главным членом предложения?
Дети: Нет, оно будет являться второстепенным членом (обстоятельство).
Учитель: Верно. Давайте самостоятельно составим предложение с наречием и запишем его в тетрадь.
Дети: придумывают предложение и записывают его в тетрадь (один ученик - у доски)
(Проверка): зачитывают предложения:
- На улице весело играют ребята. ( Весело – это наречие как?) Весело, является обстоятельством.
Учитель: Хорошо. А сейчас посмотрим, как вы поняли сегодняшнюю тему.
Выберите и запишите буквы с правильными ответами.
1.Наречие – это …
а - склоняемая часть речи
б – спрягаемая часть речи
в – неизменяемая часть речи
2. В предложении наречие чаще всего бывает …
а – обстоятельством
б – определением
в – дополнением
3. Наречие отвечает на вопросы …
а – как? куда? почему?
б – чем? как? отчего?
в – какой? что делает? как?
4. Наречие чаще всего связано с …
а – существительным
б – глаголом
в – прилагательным
5. Найди словосочетание с наречием
а) медленная музыка
б) звучала медленно
в) вышел на улицу
Г) ветка яблони
Учитель: Проверяем. Самопроверка (в,а,а,б,б).
- Оценили себя. У кого всё правильно поставили на полях «+».
VIII. Рефлексия
Учитель: Ребята, оцените свою работу на занятии:
- Сформулируйте, каков результат вашей работы на занятии.
Сегодня на занятии я узнал (а)…
На занятии мне было… (Выслушивание результатов учащихся).
Оцените себя, поднимите сигнальную карточку красного цвета, кому было
комфортно на занятии, зеленого цвета, кто испытывал трудности на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Учитель: Что вы узнали о наречии как части речи?
(Ответы учащихся). Наречие - неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как?, связано с глаголом. В предложении является обстоятельством .Домашнее задание: