Ф.И.О. учителя: Татьяна Робертовна Лефлер
Познавательные: продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий
Коммуникативные: формировать умения формулировать и аргументировать собственную позицию, сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: формировать мотивацию к учебной деятельности.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность 2) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством включения в игровую ситуацию, анализа высказывания Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность. |
| Определение содержательных рамок урока: наречие; | -Чтобы создать настроение предлагаю начать урок с небольшой сценки.
Сценка «Нормально» (участвуют два ученика) Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю: - Как живешь? - Нормально. - А с учебой как? - Нормально. - Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке? - Нормально. - Хорошо, значит? - Ну, я же говорю – нормально. - Странно ты говоришь. - Почему? Нормально. - Ты считаешь – нормально? - Нормально. Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев) - Понравилось? -Как вы считаете, как сценка может быть связана с нашим уроком русского языка? -Да, мы изучаем наречие. И сегодня продолжим работать с этой частью речи. Помните, что наша речь должна быть разнообразной, красочной, понятной окружающим. Каждая часть речи имеет своё важное значение. - Как называется раздел, который мы изучаем? (Образование и правописание наречий) -Какова основная цель раздела? (Научиться образовывать наречия от разных частей речи, правильно писать наречия). Я желаю вам успеха на уроке. Пожелайте и вы успехов друг другу, коснитесь друг друга ладонями. - Молодцы! | Учащиеся смотрят сценку Дети отвечают на вопросы На уроке пойдёт речь о наречиях. Касание ладонями. | Настрой на позитивное восприятие урока УУД Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: подготовка к изучению новой темы, актуализировать представления о наречии, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу Педагогические приемы: фронтальная беседа, индивидуальная работа |
| 1) Повторение о наречии | - Предлагаю повторить уже изученное. Теоритическая разминка ( в тетрадях проставить знаки «+»-если согласны с моим утверждением и «-»-если не согласны) 1 человек у доски. 1)Наречие -служебная часть речи 2)Наречие - неизменяемая часть речи 3)Наречие в предложении является второстепенным членом 4)Наречие отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? 5) Наречие можно просклонять и проспрягать 6)Наречие чаще всего связано по смыслу с глаголом или с прилагательным 7)Наречия, поясняющие глагол, обозначают образ действия, время действия, место действия Ответы: - + + - - + + -Молодцы. Хотите что-либо добавить? Сделайте вывод. Что такое наречие?(Правило с 111) | Учащиеся в знаковой системе отвечают на вопросы.
Ученик рассказывает правило, учащиеся анализируют. | УУД Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе. Регулятивные УУД, формирование самооценки, самоконтроля. |
| 4) Задание для пробного действия. | Продолжим повторять. Задание 1. На доске: увид..л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, кле…л, занов…, , луч..к, издавн…, налев…
-Слова каких частей речи здесь представлены? -В какой части слова пропущены буквы? -Какие задания можно выполнить? -Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)
-Написание каких безударных гласных вы можете объяснить? - суффиксов –ек-, -ик- у имён существительных. (Суффикс –ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс –ик- если гласный сохраняется). - Написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- (Перед суффиксом –л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом –ть)
-Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (мнения детей расходятся) -Давайте разберём эти наречия по составу. -В какой части слова возникла проблема? |
Одна из пар работает у доски.
Учащиеся анализируют полученные результаты работы и фиксируют свои затруднения или его обосновывают.
| УУД Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: формулирование познавательной цели. Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные |
3.Постановка учебной задачи. (Выявление места и причины затруднения. Формулирование цели темы урока.) Цель: организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места затруднения; формирование умения обозначить цель и тему урока. |
| Выявление места и причины затруднения. Формулирование цели и темы урока. ФИЗМИНУТКА | - Сформулируйте своё затруднение. - Сформулируйте цель урока. -Какова тема нашего урока? | Дети проговаривают причины своих затруднений Формулирование темы и целей урока. | Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные |
4. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, Педагогические приемы: создание проблемной ситуации |
| Определение средств выхода из затруднения. Построение плана действий для достижения цели. | 1) Попробуем решить проблему. Откройте учебник с 129 №477 -Какое задание предлагает учебник? Поработаем в группе. Ответим на вопрос: от чего зависит выбор гласной в суффиксе наречий с приставками, образованных от прилагательных -Когда пишется буква –о, когда –а в конце наречий? Обсудите. -Что удалось выяснить? -Создайте в группах опоры и озвучьте правило. -У доски поработают организаторы групп. А с остальными мы активно отдохнём.
2)Ф/минутка -Что представлено на слайде? -Какое задание будем выполнять? Кошки скребут на душе- тревожно. Встать чуть свет- рано. Яблоку негде упасть- тесно. Сообразить в одно мгновение- быстро.
3) Сравните свою опору с опорой в учебнике на странице 130. -Какое правило мы с вами сформулировали?
- Ребята, нам удалось преодолеть трудность на уроке? - Предлагаю вам вернуться к заданию (издавна, заново, справа), которое у вас вызвало затруднение и решить его. -Молодцы! Поместим под столбиком с наречиями эту опору. Она нам будет помогать. 5) Обратите внимание на таблицу. Что может означать 3 столбик? Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. | Учащиеся определяют средства выхода из затруднения. Построение плана действий для достижения целей. Работа в группах. Ответы детей. Работа в группе по созданию опоры. Все включены в деятельность. Представитель каждой группы представляет свою опору. Из всех опор создают одну общую. Учащиеся читают фразеологические обороты и заменяют их наречием Выбор опоры для воспроизведения правила. Дети проговаривают правило: «Суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в- Пара, работавшая ранее у доски, заканчивает свою работу, объясняет от чего зависит написание суффиксов в наречиях.
Учащиеся знакомятся с правилом «окна» | УУД Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство, Коммуникативные: сотрудничество в группе. |
5.Первичное закрепление во внешней речи Цель: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания. Педагогические приемы: работа в паре, самостоятельная работа, самоконтроль. Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. |
| | - Теперь необходимо потренироваться в применении новых знаний. Полученные знания помогут нам выполнить данное задание. Работа на карточках с проговариванием вслух. - Что будем делать? -Как будем делать? -Поработаем все вместе. Приставка Прилагательное Наречие До- тёмный дотемна На- чистый начисто За- простой запросто Из- редкий изредка В- левый влево С- новый снова -Как определяли, какой суффикс нужно написать? (алгоритм на доску) -Проверим при помощи вспомогательного слова. (Устно) -От чего зависит выбор гласной в суффиксе наречий с приставками образованными от прилагательных? Задания а) комментируем б) комментируются и проверяется по образцу. -Молодцы! | Работа по цепочке. | УУД Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Развитие умения применять знания на практике УУД: познавательные,личностные, регулятивные. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия; организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). Педагогические приемы: самостоятельная работа, дифференциация, самоконтроль. УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. |
| | -А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно. Как вы думаете, для чего это нужно? -По значению на какие 3 группы делим такие наречия? -Распишите в 3 группы по значению.(Образ действия, место действия, время действия).Вставьте пропущенные буквы, выделите приставку и суффикс. Накормить досыт…, обойти слев…, закрыть наглух…, прийти снов…, приехать издалек…, вернуться засветл… .(Слайд) – Проверьте себя по карточке для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?» - После каких приставок в наречиях пишем суффикс – о, -а?
– Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…) – В чем причина? – Что вам поможет исправить ошибки? – Поднимите руки, у кого все верно. – Вы молодцы! | Учащиеся выбирают задание и выполняют самостоятельно и проверяют себя по карточке для самопроверки. | Развитие умения применять знания на практике УУД: регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового личностные: самоопределение УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль Самооценка) |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. Умение дать оценку учебной деятельности |
| | -Какие цели вы ставили перед собой? - А зачем нам надо знать это правило? – Достигли вы этой цели? – Каким способом искали новое правило? – У кого были затруднения? -Смогли вы справиться с затруднениями? Рефлексия: Выбери одно слово из скобок . Если выбираешь первое слово встаньте, второе останьтесь сидеть. 1. На уроке я работал(а) - (активно/пассивно) 2. Материал урока мне был – (понятен/непонятен) 3. Урок для меня показался- (коротким/длинным) 4. Закончи предложение: Сегодня я узнал(а)__________________________________________________ | Вывести правило написания гласной в суффиксах наречий, образованных от прилагательных, научиться их писать. | Обобщение материала, выводы, самооценка УУД Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |
9. | Домашнее задание. | Выбери задание: с 130, №478, с 129 №476(лёгкое), правило по опоре. | | познавательные УУД. |