kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Татьяна Робертовна Лефлер

Класс: 4

Предмет: русский язык 

Тема урока: " Правописание суффиксов -а, -о в наречиях ".

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме.

Цель: создать условия для формирование представлений о правописании суффиксов -а-, -о- в наречиях с приставками.

Задачи:

Познавательные: продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий

Коммуникативные: формировать умения формулировать и аргументировать собственную позицию, сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные: формировать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс Н.В.Нечаева, опорные таблички, карточки для индивидуальной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. 4 класс»


Номинация: разработка урока





Подготовила: учитель начальных классов

Татьяна Робертовна Лефлер













Конспект урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Татьяна Робертовна Лефлер

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема урока: " Правописание суффиксов -а, -о в наречиях ".

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме.

Цель: создать условия для формирование представлений о правописании суффиксов -а-, -о- в наречиях с приставками.

Задачи:

Познавательные: продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий

Коммуникативные: формировать умения формулировать и аргументировать собственную позицию, сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные: формировать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс Н.В.Нечаева, опорные таблички, карточки для индивидуальной работы.







Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность

2) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством включения в игровую ситуацию, анализа высказывания

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.


Определение содержательных рамок урока: наречие;


-Чтобы создать настроение предлагаю начать урок с небольшой сценки.



Сценка «Нормально» (участвуют два ученика) 
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю: 
- Как живешь? 
- Нормально. 
- А с учебой как? 
- Нормально. 
- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке? 
- Нормально. 
- Хорошо, значит? 
- Ну, я же говорю – нормально. 
- Странно ты говоришь. 
- Почему? Нормально. 
- Ты считаешь – нормально? 
- Нормально. 
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев) 

- Понравилось?

-Как вы считаете, как сценка может быть связана с нашим уроком русского языка?

-Да, мы изучаем наречие. И сегодня продолжим работать с этой частью речи.
Помните, что наша речь должна быть разнообразной, красочной, понятной окружающим. Каждая часть речи имеет своё важное значение.

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Образование и правописание наречий)

-Какова основная цель раздела? (Научиться образовывать наречия от разных частей речи, правильно писать наречия).

Я желаю вам успеха на уроке. Пожелайте и вы успехов друг другу, коснитесь друг друга ладонями.

- Молодцы!











Учащиеся смотрят сценку





















Дети отвечают на вопросы




На уроке пойдёт речь о наречиях.


















Касание ладонями.


Настрой на позитивное восприятие урока

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка к изучению новой темы, актуализировать представления о наречии, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу

Педагогические приемы: фронтальная беседа, индивидуальная работа


1) Повторение о наречии

- Предлагаю повторить уже изученное.


Теоритическая разминка ( в тетрадях проставить знаки «+»-если согласны с моим утверждением и «-»-если не согласны) 1 человек у доски.

1)Наречие -служебная часть речи

2)Наречие - неизменяемая часть речи

3)Наречие в предложении является второстепенным членом

4)Наречие отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

5) Наречие можно просклонять и проспрягать

6)Наречие чаще всего связано по смыслу с глаголом или с прилагательным

7)Наречия, поясняющие глагол, обозначают образ действия, время действия, место действия

Ответы: - + + - - + +

-Молодцы. Хотите что-либо добавить?

Сделайте вывод. Что такое наречие?(Правило с 111)
















Учащиеся в знаковой системе отвечают на вопросы.




















Ученик рассказывает правило, учащиеся анализируют.

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работа в группе.

Регулятивные УУД, формирование самооценки, самоконтроля.


4) Задание для пробного действия.


Продолжим повторять.

Задание 1.

На доске: увид..л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, кле…л, занов…, , луч..к, издавн…, налев…



-Слова каких частей речи здесь представлены?

-В какой части слова пропущены буквы?

-Какие задания можно выполнить?

-Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)



-Написание каких безударных гласных вы можете объяснить?

- суффиксов –ек-, -ик- у имён существительных.

(Суффикс –ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс –ик- если гласный сохраняется).

- Написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л-

(Перед суффиксом –л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом –ть)



-Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (мнения детей расходятся)

-Давайте разберём эти наречия по составу.

-В какой части слова возникла проблема?
























Одна из пар работает у доски.

































Учащиеся анализируют полученные результаты работы и фиксируют свои затруднения или его обосновывают.
















УУД

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование познавательной цели.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

3.Постановка учебной задачи. (Выявление места и причины затруднения. Формулирование цели темы урока.)

Цель: организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места затруднения;

формирование умения обозначить цель и тему урока.


Выявление места и причины затруднения.


Формулирование цели и темы урока.




ФИЗМИНУТКА

- Сформулируйте своё затруднение.

- Сформулируйте цель урока.

-Какова тема нашего урока?






Дети проговаривают причины своих затруднений

Формулирование темы и целей урока.








Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные




4. «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации


Определение средств выхода из затруднения.


Построение плана действий для достижения цели.










1) Попробуем решить проблему. Откройте учебник с 129 №477

-Какое задание предлагает учебник? Поработаем в группе. Ответим на вопрос: от чего зависит выбор гласной в суффиксе наречий с приставками, образованных от прилагательных

-Когда пишется буква –о, когда –а в конце наречий? Обсудите.

-Что удалось выяснить?

-Создайте в группах опоры и озвучьте правило.

-У доски поработают организаторы групп. А с остальными мы активно отдохнём.





2)Ф/минутка

-Что представлено на слайде?

-Какое задание будем выполнять?

Кошки скребут на душе- тревожно.

Встать чуть свет- рано.

Яблоку негде упасть- тесно.

Сообразить в одно мгновение- быстро.



3) Сравните свою опору с опорой в учебнике на странице 130.

-Какое правило мы с вами сформулировали?











- Ребята, нам удалось преодолеть трудность на уроке?

- Предлагаю вам вернуться к заданию (издавна, заново, справа), которое у вас вызвало затруднение и решить его.

-Молодцы!

Поместим под столбиком с наречиями эту опору. Она нам будет помогать.

5) Обратите внимание на таблицу. Что может означать 3 столбик?

Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.


Учащиеся определяют средства выхода из затруднения.

Построение плана действий для достижения целей.






Работа в группах.


Ответы детей.

Работа в группе по созданию опоры.

Все включены в деятельность.

Представитель каждой группы представляет свою опору. Из всех опор создают одну общую.





Учащиеся читают фразеологические обороты и заменяют их наречием






Выбор опоры для воспроизведения правила.


Дети проговаривают правило: «Суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в-


Пара, работавшая ранее у доски, заканчивает свою работу, объясняет от чего зависит написание суффиксов в наречиях.













Учащиеся знакомятся с правилом «окна»

УУД

Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство,

Коммуникативные: сотрудничество в группе.


5.Первичное закрепление во внешней речи

Цель: зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

Педагогические приемы: работа в паре, самостоятельная работа, самоконтроль.

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.



- Теперь необходимо потренироваться в применении новых знаний.

Полученные знания помогут нам выполнить данное задание.

Работа на карточках с проговариванием вслух.

- Что будем делать?

-Как будем делать?

-Поработаем все вместе.

Приставка Прилагательное Наречие

До- тёмный дотемна

На- чистый начисто

За- простой запросто

Из- редкий изредка

В- левый влево

С- новый снова

-Как определяли, какой суффикс нужно написать? (алгоритм на доску)

-Проверим при помощи вспомогательного слова. (Устно)

-От чего зависит выбор гласной в суффиксе наречий с приставками образованными от прилагательных?



Задания а) комментируем

б) комментируются и проверяется по образцу.

-Молодцы!




Работа по цепочке.







УУД

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные,личностные, регулятивные.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия; организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Педагогические приемы: самостоятельная работа, дифференциация, самоконтроль.

УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила.



-А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно. Как вы думаете, для чего это нужно?

-По значению на какие 3 группы делим такие наречия?

-Распишите в 3 группы по значению.(Образ действия, место действия, время действия).Вставьте пропущенные буквы, выделите приставку и суффикс.

Накормить досыт…, обойти слев…, закрыть наглух…, прийти снов…, приехать издалек…, вернуться засветл… .(Слайд)

– Проверьте себя по карточке для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?»

- После каких приставок в наречиях пишем суффикс – о, -а?



– Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

– В чем причина?


– Что вам поможет исправить ошибки?


– Поднимите руки, у кого все верно.


– Вы молодцы!

Учащиеся выбирают задание и выполняют самостоятельно и проверяют себя по карточке для самопроверки.

Развитие умения применять знания на практике

УУД:

регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового

личностные:

самоопределение


УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль

Самооценка)


7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Умение дать оценку учебной деятельности



-Какие цели вы ставили перед собой?

- А зачем нам надо знать это правило?

– Достигли вы этой цели?

– Каким способом искали новое правило?

– У кого были затруднения?

-Смогли вы справиться с затруднениями?

Рефлексия:

Выбери одно слово из скобок . Если выбираешь первое слово встаньте, второе останьтесь сидеть.

1. На уроке я работал(а) - (активно/пассивно)

2. Материал урока мне был – (понятен/непонятен)

3. Урок для меня показался- (коротким/длинным)

4. Закончи предложение: Сегодня я узнал(а)__________________________________________________


Вывести правило написания гласной в суффиксах наречий, образованных от прилагательных, научиться их писать.










Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли,

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование


9.

Домашнее задание.

Выбери задание: с 130, №478, с 129 №476(лёгкое), правило по опоре.



познавательные УУД.





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка. 4 класс

Автор: Лефлер Татьяна Робертовна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства