2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи. | - Мы с вами продолжаем повторение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? Сегодня мы должны вспомнить часть речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. 1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. 2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? 3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. 4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) 5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? 6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? | | | | п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | | | | | | п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | | | | | | | | | | С | о | ю | з | | | | | | | | | ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | | | | | | н | а | р | е | ч | И | е | | | | | | | | | | | | | | | | Ц | | | | | | | | | | | | | | | г | л | А | г | о | л | | | | | | | Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.) - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны, выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи, уметь находить частицы в тексте, определять их значение | (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.) студенты разгадывают кроссворд. - Причастие - Прилагательное - Союз - Числительное - Наречие - Глагол Тема нашего урока «Частица как часть речи. Запись студентами числа, темы урока. Формулируют цели изучения нового материала. - Цель урока - понять, зачем нам нужны частицы и для чего мы их изучаем. |
IV. Изучение нового учебного материала (Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию) 1. Наблюдение над языком. Слово учителя 3. Исследовательская работа 4. Вывод. 5. Отличие частиц от других частей речи. 6. Слово учителя. V. Закрепление изученного материала (Цель: выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков. Формировать культуру труда. Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции) 1. Определение оттенков значения частиц 2.Лексическая работа. 3. Работа с пословицами 4. Работа в парах 5. Творческое применение и добывание знаний. | Формирование понятия «частицы», отличие от других частей речи. Посмотрите на текст. Ваша задача – записать его, объяснить постановку знаков препинания, назвать части речи. 1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.) - Какова цель употребления в речи слова как? (Для выражения чувства говорящего – восхищения. Это восклицательная частица. Именно такие частицы «делают» предложение восклицательными.) 2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины! - Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.) - Какова цель употребления бы, не, все-таки, ли? Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории. - Послушайте историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I. В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку. Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер. - Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела. - Сравните 2 предложения. В чем между ними разница? (Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению. Исследовательская работа Это случилось давно, а внаше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотизы я предлагаю провести исследовательскую работу. Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить? Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому) (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение) («Смысловые значения частиц»). - Употребите разные частицы в данном предложении. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи? Да здравствует Солнце! Да скроется тьма! В нашем лесу росли ель да сосна. -Частица ли в данном предложении слово да. А какой частью речи является это слово? (союз в значении и). Ни шагу дальше! Мал золотник да дорог. Да здравствует мир на планете! ( В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены предложения; во втором – частица да средством связи не является, она придает высказыванию торжественность, возвышенность) Частицы, сравнительно, молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но в языке, как вы убедились, часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) союзы и частицы, частицы и наречия. Например, Командир звездолета говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света звезды. В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как?), в предложении является обстоятельством образа действия, то есть наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица. Найдите частицы. Определите оттенки значения частиц, разницы в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий. 1.В тесноте, да не в обиде. (союз да в значении но) 2. И полно, что за счеты! (полно – прекратить, остановить, просят не считаться). 3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит (а – противительный союз, противопоставляет простые предложения в составе сложного). 4. И надобно ж беде случиться! (ж – сожаление) 5. А погода великолепная! (А - радость, усиление). Вставить пропущенные частицы и указать разряды. Объяснить значение пословиц. Была (бы) шея, а хомут найдётся. Кто везёт, того (же) погоняют. Не было (бы) счастья, да несчастье помогло. Людей хулит, а сам так (же) сшит. Дело (не) комар, от него (не) отмахнёшься. Итак, в этих пословицах мы вставили частицы – пишутся раздельно. А сейчас задание посложнее: надо объяснить, Почему в одних случаях бы, же пишется раздельно, а в других – слитно. К-1. Мы продолжали двигаться по болоту так(же)осторожно, как и раньше. К-2. Работали все с одушевлением; он так(же) старался не отставать от других. К -3. Что(бы) мне подарить сестрёнке, что(бы) она обрадовалась. К -4. Тучи ползли по небу так(же) медленно, как и раньше. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звёзды то(же) нахмурились. Прочитайте замечательное пожелание – строки из песни на доске. - А что тебе хотелось бы пожелать своим родным, близким, друзьям, людям вообще? Запиши свои пожелания, использовав частицу пусть. - Какая это частица? - А какие ещё формообразующие частицы вы знаете? | Записывают текст, объясняют постановку знаков препинания, называют части речи. Исследовательская работа Читают текст и определяют стиль текста. Озаглавливают текст. Употребляют разные частицы Делают вывод. Определение оттенков значения частиц Подчёркивают частицы, определяют разряд. Выполняют в тетради. Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом. Пусть, как солнце по утрам, К вам оно заходит в дом. Записывают пожелания Возможный вариант. Люди всей Земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет чистое и светлое небо над нами! Да здравствует мир на Земле! |