Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку, культуру речи, умение работать в коллективе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Учебник русского языка для 7 класса, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы), интерактивная доска (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальный опрос:
Что такое частица?
Какие частицы вы знаете?
Какова роль частиц в предложении?
Мини-диктант: Записать под диктовку предложения, содержащие частицы (например: Не хочу, ни разу, едва ли, именно он*). Подчеркнуть частицы.
III. Изучение нового материала (15 минут)
1. Вводное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с двумя важными частицами – НЕ и НИ. Они часто встречаются в нашей речи и письменности, и очень важно уметь правильно их писать.
2. Объяснение нового материала:
Частица НЕ:
Отрицательная частица.
Употребляется для выражения отрицания.
Примеры: не знаю, не читал, не красивый*.
Важно! Обратить внимание на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями). (Краткий обзор правил с примерами).
Частица НИ:
Усилительная частица.
Употребляется для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ или словом "нет".
Употребляется в придаточных предложениях для усиления утверждения.
Употребляется в устойчивых выражениях.
Примеры: Ни разу, ни один, где бы ни был, что бы ни случилось*. Важно! Обратить внимание на случаи употребления НИ в устойчивых выражениях (например: ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо*).
3. Работа с таблицей (на доске или в раздаточном материале):