Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Правописание частиц"
Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Правописание частиц"
Урок является комбинированным, так как тема урока предполагает обобщение ранее изученного материала, знакомство с правописанием частиц и закрепление навыков на практике.
На уроке используются методы проблемного обучения, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания направлены на совершенствование мыслительных функций учащихся: сравнение и анализ.
Для отработки правописных навыков подобран языковой материал, имеющий большой "воспитательный потенциал.
К разработке урока прилагается "презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Правописание частиц"»
Урок является комбинированным, так как тема урока предполагает обобщение ранее изученного материала, знакомство с правописанием частиц и закрепление навыков на практике.
На уроке используются методы проблемного обучения, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания направлены на совершенствование мыслительных функций учащихся: сравнение и анализ.
Для отработки правописных навыков подобран языковой материал, имеющий большой "воспитательныйпотенциал.
К разработке урока прилагается "презентация.
Тема «Правописание частиц»
Русский язык 7 класс
Тип урока: комбинированный
Цели:
обучающие: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц;
развивающие: развивать орфографическую зоркость; внимание, аналитические способности в обучении; навыки грамотной письменной и устной речи.
воспитательные: формировать активную творческую позицию в обучении; воспитывать чувство патриотизма на основе содержания учебного материала.
Знать: морфологические особенности частиц, их правописание.
Уметь: находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.
Ход урока.
1.Оргмомент Вступительное слово учителя.(30 сек.)
Частицы, как мы с вами уже могли убедиться на уроках – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать.
2.Активизация мыслительных операций
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Что такое частица?
- На какие разряды частицы делятся?
- Какие же значения вносят частицы в нашу речь?
3.Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение на доске под диктовку, произвести разбор, составить схему и дать устную характеристику:
Смысловые частицы вносят различные оттенки значения в предложение, а формообразующие частицы служат для образования форм слова.
4.Обозначение темы и задач урока
Тема «Правописание частиц».
Задача урока: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц.
5.Изучение темы «Раздельное и дефисное написание частиц». Слово учителя
Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Откройте учебник стр.211, параграф 37. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали?
(ответ детей по параграфу)
Правило легко запомнить: частицы бы, ли, оке пишутся раздельно, частицы -то и -ка присоединяются к словам дефисом. Главное - уметь отличать частицы от других частей речи.
Суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях тоже пишется через дефис: какой-то, где-то,здесь трудностей не возникнет, вряд ли вы его спутаете с местоимением то. В частицы часто путают с частями указательных местоимений, наречий, союзов. С этим мы уже недавно сталкивались при изучении союзов.
Сравним пары предложений, подчеркнем частицы:
1) Что бы вы хотели узнать о частицах?
Чтобы правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.
2) Частица -то пишется со словами так же, как суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях, то есть через дефис.
Частица бы пишется со словами раздельно, частицы ли и же также пишутся раздельно.
Во вторых предложениях каждой пары слова только похожи на частицы: в первом чтобы - союз, во втором также - наречие.
Упомянем еще одну частицу, которая тоже пишется через дефис и носит разговорный характер - частица -таки. Придумаем предложения с этой частицей.
Например: И всё-таки она вертится! Я решил-таки сложную задачу. Опять-таки придется вернуться к обсуждению наших проблем.
Потренируемся различать части речи в упражнениях.
Задание. Запишите предложения, объясняя написание частиц и определяя их роль.
1) Позвони(ка) мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. 2) Да(с), мы вас давно ожидали(с). Не извольте беспокоиться, всё приготовлено(с). 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он(де) ловил здесь пятикилограммовых сомов. 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу(то) он решил правильно.5) Увидела я возвышенье: Какая(то) площадь… и тени на ней.6) “Семья(то) большая, да два человека, Всего мужиков(то): отец мой да я…”. 7)Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать. 8)Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь. 9)Дождь н.. прекращался н. на час. 10)Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. 11)Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. 12)Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. 13)Трудности существуют, что(бы) их одолеть. 14)Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу.
Ответы.
Позвони-ка мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. (Частица -ка (разг.) употребляется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения глагола побуждения к действию.) 2) Да-с, мы вас давно ожидали-с. Не извольте беспокоиться, всё приготовлено-с. (Устаревшая частица -с (сократившееся слово сударь) использовалась для придания оттенка почтительности.) 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он-де ловил здесь пятикилограммовых сомов. (Частица -де (прост.) употребляется в устной обиходно-бытовой речи для указания на то, что приводимые слова являются пересказом чужой речи.) 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу-то он решил правильно. (Частица –то употребляется при выделения предмета, подчёркивании его значения для выражения данной мысли.)
Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)
Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)
Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)
Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)
Работа с карточками (отработка навыков)
Обучающимся раздаются карточки с заданием.
Ф.И._____________________________________________
Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах.
1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью!..» 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!
- Из какого произведения взяты предложения, и кто автор?
- Какому историческому событию посвящено стихотворение? Что вы о нем знаете?
- Подпишите работы. Раскройте скобки, зачеркните их, там, где частицы пишутся раздельно со словами, поставьте дефис там, где необходимо . Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.
- Поменяйтесь карточками друг с другом (сосед по парте), проведите взаимопроверку, сравнивая с первоисточником.
7. Итоги урока.
Слово учителя. Частицы требуют к себе почтение, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.
Домашнее задание.
Задание: найдите в тексте частицы, определите их значение.
Змеи раскачивались в такт мелодии волынки. И каждому казалось, что они были заворожены звуками музыки. Но звуки музыки не могут вызвать у змей ни восхищения, ни другой реакции. Змеи музыки не слышат, так как от природы глухие. Неужели змеи не воспринимают звуковых волн? Они улавливают лишь вибрацию почвы и немного слышат при помощи костей челюсти. Змеи еще почти немые, если не считать способности некоторых из них издавать шипение. Когда заклинатель играет на флейте, кобра поворачивает голову как раз в такт его движениям, а не в такт музыке.