Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 6 класс «Словари».»
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Словари».
Тема урока: Словари.
Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»
А. Франс
Ход урока:
I. Организационный момент. 1 минуты.
* Приветствие учащихся.
* Подготовка готовности учащихся к уроку.
* Постановка цели урока.
II. Игра «Дежурная буква». 3 минуты
В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.
III. Беседа с классом. 5 минут
1. Слово учителя.
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
3. Беседа.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
- Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.
Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).
В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.
А мы сегодня поговорим об языковых словарях.
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словаря мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.
- Работа с учебником.
- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.
*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
IV. Знакомство со словарями. 5 минуты.
В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.
Фразеологический словарь.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Толковый словарь.
« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
V. Конкурс рисунков. 3 минуты
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.
«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса. (Выдается жетон).
VI. Физкультминутка. 2 минуты
Ведущий – учитель.
- Повторяйте за мной слова:
Мы много узнали,
Мы очень устали.
- А теперь – движения:
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И в учебник посмотрите.
VII. Работа «словарей» с классом. 16 минут
VIII. Сообщение домашнего задания. 2 минуты
К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.
* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).