Четыркина Наталья Васильевна учитель начальных классов, МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»
Цель урока | Научиться находить обращение в предложении |
Задачи | Обучающие: учиться находить обращение в предложении; учиться выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения; учиться составлять предложения с обращением. Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы с информацией. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, взаимоуважение; пробуждать интерес к русскому языку. |
Тип | Урок открытия знаний и способов деятельности |
Планируемые результаты | Предметные результаты: знать и уметь находить обращение в предложении. Уметь выделять обращения на письме. Уметь составлять диалогическую речь. Личностные результаты: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение. Метапредметные результаты: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку. |
Оборудование | Наглядный материал и раздаточный материал (карточки для работы), словари, презентация Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс. М.: «Просвещение», 2016 г. |
Организация пространства, методы обучения и воспитания | Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах, в парах |
№ | Этапы | Содержание этапа | Основная форма работы, приемы обучения, условия работы с учебным материалом |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный момент | -Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения. Девиз нашего урока: Ученье - свет, а неученье – тьма. Слайд -Как вы понимаете смысл пословицы? -Назовите знакомые пословицы о грамоте и учёбе. (Не говори: учился, а говори, что узнал. Очки грамоте не учат. Повторенье - мать ученья. Мудрым никто не родился. Грамоте учиться - всегда пригодится. Корень учения горек, да плод его сладок.) | Оценивают свою готовность, настрой на работу. Объясняют смысл пословицы. Приводят свои примеры пословиц. | Фронтальная работа Самооценка готовности к уроку |
2. | Актуализация знаний, минутка чистописания | - Какая буква чаще других встречается в пословице? ( Буква е.) - Красиво напишите одну строчку эту букву, учитывая последовательность, данную на доске, на второй строчке запишите пословицу: Ученье - свет, а неученье – тьма. Слайд | Работают в тетрадях | Фронтально Индивидуально |
3. | Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, целеполагание | - Запишите предложение под диктовку: Колосок, колосок, кто расти тебе помог? -Назовите орфограммы. Объясните написание слов. - Какой знак вы поставили в конце этого предложения? Почему? - Сравните свое предложение с эталоном. - Что заметили? - К кому обращены слова в предложении? - Такие слова называются обращениями. -Как на письме выделены эти слова? -Чему будем учиться? Какую цель на урок перед собой поставите? Слайд | Работают в тетрадях. Объясняют написание орфограмм в словах. Восклицательный Аргументируют ответ. Сравнивая записи в тетради и на доске, дети испытывают удивление: слово колосок выделено запятыми с обеих сторон. Возникает вопрос. К колоску. Запятыми. Предполагают, чем будут заниматься на уроке, ставят цель. | Индивидуально Фронтально Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. |
4. | Работа по теме урока | - Поработайте в группах и дайте определение, что такое обращение. -Давайте обратимся к словарю С.Ожегова. -А теперь прочитайте определение в учебнике. -А какое определение «обращения» вы бы лучше запомнили? Почему? | Вывод: Определение, которое дано в учебнике. Более понятно дано определение. | Работа в малых группах Работа с адаптированным текстом, с любым источником информации Фронтально Индивидуально |
Физкультминутка |
5. | Закрепление изученного материала, первичная проверка понимания | Учитель раздает карточки. - Прочитайте выразительно диалоги по ролям. - Найдите в диалогах слова, к которым обращена речь. - Как называются такие слова? - Как выделены на письме в начале, середине, конце предложения? - Спишите первый диалог. Подчеркните обращение. - Проверьте свою работу по эталону. Слайд | Чтение диалогов. Отвечают на вопросы. Работают в тетрадях. Проверяют работу. Оценивают правильность работы знаком «+» | Работа в парах Фронтально Индивидуально |
6. | Закрепление изученного материала, упражнения в определении обращений | Работа по учебнику стр. 25 упр. 35 - Прочитайте. - Спишите, ставя нужные знаки препинания. Подчеркните обращения. - Выполните взаимопроверку. | Работают в тетрадях. Проверяют работу соседа, отмечают знаком «+» или «-». | Первое предложение коллективно, затем в парах |
7. | Рефлексия Самооценка работы | -Поработайте в парах. Составьте диалог на любую тему. Используйте обращения. -Прослушайте стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый индюк» и выпишите обращения: Объявился в доме вдруг Очень вежливый Индюк. Раз по тридцать в день, не реже, Он кричал: -Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Научиться вежливости. Не стесняйся ты, Осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: «Приду, спасибо!» - Как ни бился он, Однако К индюку никто не шёл – Ни Корова, Ни собака, Ни Хавронья, Ни Осёл. Почему же никто не пришёл к индюку? - Проверьте свою работу по эталону. Слайд -Что такое обращение? -Как отделяется обращение от других слов? Испанский писатель М.Сервантес сказал: «…Ничто не ценится так дорого, как вежливость». -А какие вежливые слова знаете вы? Не забывайте включать эти слова в свою речь. -Какую цель сегодня на уроке мы ставили? Достигнута ли она? Слайд -Кто научился находить обращения в предложении, выбирает зеленую дорожку. -У кого ещё остались вопросы –желтую. -Кому срочно нужна помощь, выбирает красную дорожку. | Составляют диалог с соседом по парте. Рассказывают диалог товарищам. Выписывают обращения. Высказывают свое мнение. Проверяют работу. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Называют вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры и др. Вспоминают цель урока. Оценивают свои успехи. Отмечают основные позиции нового материала, и как они их усвоили. | Индивидуально Фронтально |
8. | Итог урока | -Вспомним девиз нашего урока. -Что нового узнали на уроке? -Ребята, какую роль обращения играют в нашей жизни? | Формулируют ответы на вопросы. Подводят итог урока. | Фронтально |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Выучить правило на стр. 25, придумать диалоги, записать их, выделить обращение. | Записывают д.з. в дневник | Фронтально |