В своей деятельности на уроках русского языка и литературы я использую кейс- технологию. Основными понятиями, используемыми в кейс – технологии являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие, необходимость оценки или способов выхода на новый уровень. Применение кейс- технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использование на любом ее этапе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Основные виды языковых норм"»
Сценарий урока русского языка в 10 классе
Тема: Основные виды языковых норм
Место урока в системе уроков по предмету:
Учебные цели:
Воспитательные цели: способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка.
Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.
Тип урока: обобщение изученного материала
Ключевые понятия темы: виды языковых норм, орфоэпические нормы
Цель: актуализировать знания обучающихся об языковой норме
Задачи:
Общеучебные:закрепление умения различать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; сформировать навык использования нормативной речи на практике.
Творческие: развитие речевых, творческих способностей
Коммуникативные: умение высказывать согласие или несогласие при обсуждении, оказывать помощь партнеру по группе, формулироватьсвое мнение.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к выполнению норм
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Метапредметные умения
Познавательные:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения, преобразовывать информацию из одной формы в другую
Регулятивные:
высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы, принимать решения в проблемной ситуации
Коммуникативные:
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Предметные умения
применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Оборудование: проектор, экран
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, кейсы на каждую группу, карточки с домашним заданием, словари, справочники.
Структура урока
1 этап – мотивационный
2 этап –планово-подготовительный
3 этап – информационно-оперативный
4 этап – рефлексивно-оценочный
5 этап - домашнее задание
Форма урока – командная дискуссия с применением кейс-технологии. Учитель выступает в роли таймкипера. Если участники дискуссии ведут себя пассивно или отклоняются от темы, учитель берет на себя функции инструктора и направляет сценарий игры в нужное русло. На рефлексивно- оценочном этапе задания кейсов высвечиваются на экране, чтобы участники других групп могли их видеть.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивационный. Учитель создает положительный настрой, предлагает решить задачу; ученики обсуждают, предлагают идеи
Учитель предлагает вниманию детей заранее подготовленный двумя ученицами диалог:
- Займи мне 200 рублей.
- Я не знаю, у кого.
-Тебя прошу мне занять.
-Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?
Ученикам предлагается объяснить, почему два человека не поняли друг друга.
Учащиеся включаются в деловой ритм, обсуждают варианты ответов, высказывают свою точку зрения.
2. Планово-подготовительный. Определяется тема и цели урока, вырабатывается план.
Слово учителя: Как трудно иногда складывается у человека отношение с языком, как трудно бывает выстроить общение с другими людьми. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какие цели мы поставим сегодня?
Сегодня я предлагаю вам построить наш урок в форме командной дискуссии на тему «Основные виды языковых норм». Вы делитесь на группы и распределяете роли. В каждой группе – по три спикера. Первый спикер представляет аргументы в защиту тезиса, второй – усиливает аргументацию, третий представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы других команд. Один человек – представитель жюри, оценивает выступления спикеров и выставляют баллы за каждое выполненное задание. Остальные - практики, осуществляют работу с заданиями кейса команды (Приложение 1). Я буду выступать в роли таймкипера, моя функция - следить за регламентом. Победит команда, которая наберет большее количество баллов.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Отработать навыки нормативной речи
Учащиеся распределяют роли, знакомятся с содержанием кейсов
Познавательные УУД
1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные УУД:
1. осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
3 информационно-оперативный. Самостоятельная работа обучающихся в группах, с использованием словарей, справочников
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
3. Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Личностные УУД
1. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
4. Рефлексивно-оценочный. Представление полученных результатов, обмен мнениями, презентация практических заданий. Оценивание ответов обучающихся.
Учитель предлагает спикерам слово для защиты.
Возникающие в процессе вопросы обсуждаются. Учитель следит за регламентом.
В заключении жюри оглашает результаты работы команд. Выставляются оценки.
Учащиеся выступают.
Ведется дискуссия
Жюри выставляет баллы в оценочные листы (Приложение 2)
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель в текст, ключевые слова, текст в рифмовку, схему).
5. Домашнее задание
Учитель предлагает учащимся карточки с домашним заданием:
Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью "ДОГОВОРЫ", что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он сейчас кому-то ПОЗВОНИТ. А он сделал жест - ПЕТЛЮ рукой, захлопнул папку, сел и задумался
О чем он думал, будущий ученый? О русском АЛФАВИТЕ? Об АНАПЕСТЕ и АМФИБРАХИИ? Об ИЗОБРЕТЕНИЯХ и открытиях? Об ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки книгами? На самом деле он думал о том, как понесет ХОДАТАЙСТВО через два КВАРТАЛА, что, возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это УСУГУБИТ материальное положение его семьи.
Задание: расставить ударение в выделенных словах, подготовить чтение отрывка.
_________________________ ____________________
«__»__________20___г.
Приложение 1
Задания-кейсы
1 группа
1. Найдите слова, для которых характерно вариативное ударение (1 балл одно слово)
а) намерение
б) исчерпать
в) мышление
г) феномен
2. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского рода глагола, расставьте ударения (1 балл одна правильная форма)
Баловать-
Гнать-
Взять-
Класть
3. Распределите приведенные ниже слова по группам произношения [ЧН] или [ШН] (1 балл одно слово)
4. Согласуйте прилагательное с существительным (1 балл одно слово)
Шампунь (французск..)
Тюль (нов..)
Мозоль (больн..)
Кофе (горяч..)
Сочи (красив..)
МГУ (известн..)
Кенгуру (автралийск..)
5. Практическая работа (от 1 до 10 баллов)
Представьте себе, что вас пригласили поработать на телевидении. Вам предстоит прямой эфир, вы должны будете прочитать текст, содержащий очень важную информацию. Попробуйте сделать это (особенно обратите внимание на соблюдение орфоэпических норм при произнесении выделенных слов).
В государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно оцениваются в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий . Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, оправлялись на места по упрощённому и облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать.
Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов.
2 группа
1. Найдите существительные, в которых ударение во всех падежах и числах сохраняется на одном и том же слоге (1 балл одно слово)
а) столяр
б) торт
в) очередь
г) квартал
2. Распределите приведённые слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед
Е (мягкое или твердое произношение) (1 балл одно слово)