Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Однородные и неоднородные определения»
Тема. Однородные и неоднородные определения.
Цели: 1. обеспечить усвоение знаний об однородных и неоднородных определениях;
2. сформировать понятие о неоднородных определениях;
3. сформировать навык разграничения однородных и неоднородных определений;
4. продолжить работу над формированием навыка постановки запятых при однородных членах предложения;
5. развивать умение анализировать структуру предложения;
6. развивать речь учащихся;
7. воспитывать самостоятельность, взаимоуважение.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- Какие единицы синтаксиса вам известны?
- Для чего нужно знать структуру предложений?
- Какие члены предложения могут быть в предложении? Без каких нельзя обойтись?
- Какие члены предложения называются однородными?
Актуализация опорных знаний
Графический диктант.
На пригорке то сыро, то жарко.
Темно-синее небо и в мелких, и в крупных звездах.
Не только сады, но и леса к октябрю опустели .
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Дождливая, пасмурная погода застала нас в дороге.
Притихший осенний сад казался совершенно пустым.
Спелые, сочные виноградные грозди походили на янтарь.
Выявление затруднений
- Какие предложения вызвали у вас затруднение?
- Почему?
- Сформулируйте цель урока.
- Зачем нам нужно уметь разграничивать однородные и неоднородные определения?
Построение проекта выхода из затруднения
Материал для наблюдения
Сравните предложения
Крым покоряет путешественников удивительными, завораживающими пейзажами.
Удивительные, завораживающие крымские пейзажи покорили многих путешественников.
- Что общего у этих предложений?
- Найдите ГО.
- Найдите определения.
- В каком предложении между определениями можно вставить союз и, и смысл при этом не изменится?
- Какие пейзажи являются удивительными, завораживающими?
- Можно ли в первом предложении подобрать обобщающее слово в определениям?
- А во втором? Почему?
- В каком предложении есть неоднородные определения?
- Как бы вы объяснили, почему они не являются однородными.
- Попробуйте сделать вывод о том, какие определения называются неоднородными.
- Как это отражается на постановке знаков препинания?
Работа с учебником
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Записать предложения. Найти неоднородные и однородные определения.
Зеленоватые можжевеловые леса покрыли склоны крымских гор.
В легких, прозрачных облаках видна вершина Ай-Петри. Отблески теплого Черного моря слепят глаза. Переливающаяся изумрудная гладь манит с необъяснимой силой. В воде отражается голубое бездонное небо и ласковое весеннее солнце.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. ( Знаки не расставлены).
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Включение в систему новых знаний
Составьте предложения с данными сочетаниями слов. Какие из них будут являться однородными определениями, а какие - нет.
Упражнение из учебника. Преобразование предложений.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Какие затруднения испытали?
- Достигнута ли цель урока?
Домашнее задание
Приложение
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. ( Знаки не расставлены).
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. ( Знаки не расставлены).
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. Расставьте недостающие знаки.
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. Расставьте недостающие знаки.
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями. ( Знаки не расставлены).
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями.
Солнечный яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая чистая. По правую - темная неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями.
Солнечный, яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся глядя на прозрачную, незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая, чистая. По правую - темная, неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Распределительная работа
Выписать сначала предложения, в которых есть неоднородные определения, а потом - предложения с однородными определениями.
Солнечный, яркий день. Мы переходим по небольшому пешеходному мостику. Внезапно останавливаемся, глядя на прозрачную, незамутненную воду. По левую сторону моста вода голубая, чистая. По правую - темная, неприветливая.
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания.
Ялта удивительно живописный и поэтичный уголок.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания.
В глубине парка располагается большая липовая аллея.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания.
Шумную зеленую семью парка составляют липы дубы клены.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания.
То здесь то там зеленеют широкие круглые листья кувшинок.