Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
1. Организация начала урока. | 2 мин. | Подготовка учащихся к работе. | организация внимания и внутренней готовности | умение организоваться | словесный | фронтальный | презентация Power Point Слайды № 1, 2. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. | Включение в деловой ритм, подготовка к работе. | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
2. Проверка выполнения домашнего задания. | 7 мин. | Выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация. | владение навыками грамотного письма. | перестраивать простые предложения в СПП с придаточными места; по данным схемам составлять СПП, определять значения придаточных. | метод словесный | коллективная | презентация Power Point Слайд № 3,4,5 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся. 1 группа (упр. 138): Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных. …туда , где… . 2) …сущ. , где… . 3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… . 5) …глаг. , куда… . 2 группа (упр. 137): Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные? Теплоход остановился у того берега… Мы не знали… Город Астрахань стоит там… 3 группа (упр. 136): Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места. Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку. Все бросились к месту приземления самолёта. Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки. Какое предложение называется сложноподчинённым? На что указывают придаточные предложения места? На какие вопросы отвечают придаточные места? С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры. | Проверка упр.138, 137, 136. 1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное). 2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.) 3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.) 1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку. 2) Все бросились туда, где приземлился самолёт. 3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала. | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
3. Повторение изученного. | 3 мин. | Выявление уровня знаний по ранее изученному материалу, определение недостатков в знаниях и их ликвидация. | владение навыками грамотного письма; СПП с придаточными места. | умение видеть орфограммы и объяснять их; находить СПП с придаточным места. | метод словесный | коллективная | презентация Power Point Слайд № 6 - 7 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места? Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.) В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. | Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора. Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами. | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
4. Словарная работа. | 5 мин. | Выявление уровня знаний по изучению словарных слов и толкованию лексического значения | владение навыками грамотного письма | определять слово по его лексическому значению | метод словесный | коллективная | презентация Power Point Слайд № 8 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией. Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы. Президент –название руководителя, главы государства. Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы. Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. | экология; президент; экологический; опера; балет. | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
5.Усвоение новых знаний | 5 мин. | 1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложносочинённых предложений с придаточными времени; 2. Научить учащихся: а) находить СПП с придаточными времени в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают; в) правильно расставлять знаки препинания. | знать особенности СПП с придаточными времени, на какие вопросы они отвечают. | уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей. | словесный (объяснение, беседа, работа с учебником, таблицей) | коллективная, индивидуальная | презентация Power Point Слайд № 9 - 11 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился. Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки. Как стемнеет, устроим привал. Таблица № 1 Вид придаточного предложения | Вопросы, на которые он отвечает | Союзы и союзные слова | Времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? | когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как). | Таблица № 2 1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении. 2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? 3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как). 4. Место по отношению к главному предложению: любое. | | учителем анализируют предложения. и отвечают на вопросы учителя. | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
6. Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний. | 3 мин | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы | знать особенности СПП с придаточными условия. | уметь применять полученные знания на практике. | словесный (беседа), наглядные | фронтальная | презентация Power Point Слайд № 12, 13 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
придаточное времени? 1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский). 2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев). 3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин). | Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев). Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений. 2) Пока… , . 3) Когда… , . 4) Как только , . 5) …того , как… . 6) В то… , как… , … . | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
Таблица 1. Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени). Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.) Таблица 2. | | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
8. Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний. | 8 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий. | знать отличительные признаки СПП с придаточными времени от СПП с придаточными, по форме сходными с ними. | уметь отличать СПП с придаточными времени от СПП с придаточным, по форме сходными с ними. | практический, самоконтроля. | индивидуальная, коллективная, групповая. | презентация Power Point Слайд № 16 - 17 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом. 2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда. 3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. | Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 1) …там , откуда… . 2) …с той , откуда… . 3) , когда… , . | |
Этап учебного занятия | время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | |
9. Применение полученных знаний. Проверочная работа. | 5 мин. | Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий. | отличать их от других видов придаточных предложений; определять их место в сложноподчинённом предложении; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени | быстро находить СПП с придаточными времени; составлять схемы | практический, самоконтроля. | индивидуальная, коллективная, групповая. | презентация Power Point Слайд № 18 – 22 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся. 1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок. 2. Когда ты шутишь я смеюсь. 3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась. Задания: Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений. Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы. Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы. | Группа 1 1. Когда ты шутишь, я смеюсь. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор? Придаточные времени относятся ко всей главной части. Указательных слов, как правило, в главном предложении нет. Средство связи – союзы (простые и составные). Главное и придаточное предложения можно поменять местами. Группа 2. 1. Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой. [ ], (пока… ). Группа 3 1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. [ ,(где… ), ]. 2. Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась. [ ], (пока… ). | |
Этап учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОРы | |
знания | умения | | | | |
10. Подведение итогов и информация о домашнем задании. | 2 мин. | Подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | | Внимательно слушать, своевременно вести записи в дневнике, делать пометки (если нужно). | словесный | фронтальный | Презентация Power Point Слайды № 22 - 24 | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Подведение итогов урока Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146. Словарные слова записать в «Словарик современного школьника». Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся. | | |