Тема урока: «Шипящие согласные»
Цель: знакомство обучающихся с шипящими согласными.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятием «шипящие звуки»; учить находить данные звуки на слух и в произношении;
- Развивать умение анализировать слова по звуковому и буквенному составу; корригировать через дидактические игры зрительное восприятие и мышление;
- Воспитывать любовь к животным.
Ход урока:
- Орг.момент
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок русского языка начнем.
Итак, наш урок начинается.
- Вводная часть
Слайд 1
-Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в маленькую деревушку, где живут известные герои мультфильма. Чтобы узнать, как называется деревня, мы послушаем песню. (песня «Кабы не было зимы», нажатие на изображение снеговика)
-Итак, мы отправляемся в деревню Простоквашино, и нас встречает дядя Федор и его друзья.
Слайд 2
- Игра «Фотоохота» (наложенные картинки)
-Ранним утром пес Шарик отправился в лес на фотоохоту. Посмотрите внимательно на картинки, каких животных он сфотографировал? (Шарик сфотографировал зайца, волка и белку). Какие это животные: дикие или домашние? (это дикие животные, они живут в лесу).
Воспитательный момент: Уходя из леса, Шарик оставил на пеньке для лося соль, для зайца- морковь, для птиц развесил кормушки и насыпал туда корм.
- Чистоговорка
Слайд 3
-Вместе с дядей Федором мы выучим новую чистоговорку. Слушаем внимательно:
Ше-ше-ше, шепчет Шарик в шалаше. (хором/несколько учащихся говорят по-одному)
- Характеристика звука [ш].
-Какой звук часто повторялся в чистоговорке? (В чистоговорке часто повторялся звук [ш].)
-Что можно сказать про звук [ш]? (Он непоющий, согласный звук, произносим без голоса, значит глухой; всегда твердый, парный со звуком звук [ж])
-Какое животное может произносить этот звук?
Вывод: звук [ш] похож на шипение змеи, поэтому он называется шипящим звуком. Но в русском языке имеются еще и другие согласные звуки, которые считаются шипящими.
- Сообщение цели урока
Итак, сегодня на уроке русского языка, мы будем учиться находить в словах шипящие звуки.
- Новая тема
Слайд 4
Минутка чистописания
-Сегодня на минутке чистописания мы прописываем строчную букву Ш и слияние ША.
-Вспомним чистоговорку. В каких словах чистоговорки встречается слияние ША? (Шарик, шалаш).
Слайд 5
- Звуко-буквенный анализ слова «шалаш»
Что вы узнали в начале урока про звук [ш]?
Игра на развитие мышления «Что лишнее?»
-Посмотрите внимательно на картинки в каждом ряду. Какая картинка лишняя? (чашка, жук, щука, шапка).
Слайд 6
-Выделите в данных словах первый звук.
Вывод: звуки [ш],[ж],[з],[с] – шипящие.
Слайд 7
Упражнение на нахождение в словах шипящих согласных
Слайд 8
Физминутка («Щука по морю плыла…)
V.Закрепление нового материала
Слайд 9
- списать, подчеркнуть шипящие согласные.
- Фронтальная проверка
VI. Рефлексия
- Закончите предложения
- Сегодня на уроке я …
- Я могу похвалить себя за …
- На уроке мне понравилось …
- Своим друзьям я бы рассказал о …
- Мне захотелось узнать …
VII. Итог урока. Д/з.