Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
А. Пушкин.
II. Повторение изученного:
1) Словарно-орфографическая работа
-Выясните по толковым словарям лексическое значение слова мораль(фр.)
правила нравственности, а также сама нравственность
нравоучение, наставление
логический, поучительный вывод из чего-нибудь
-Подберите однокоренные слова.
Аналогичная работа со словом нравственность.
Нравственность
совокупность норм, определяющих поведение человека;
поведение человека, основывающееся на таких нормах
2) Частичный синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Мораль и нравственность-это инструменты человеческой жизни, с помощью которых общество решает свои проблемы.
3) Монологический ответ учащихся
- о придаточных определительных
- о придаточных дополнительных.
(Рецензирование ответа).
4) Тренировочные упражнения:
- Определить вид придаточного, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. (слайд 5)
Найти предложения, которые соответствуют схемам.
[сущ…, (где…), …]
[cущ …, (которое…), …]
Любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным.
Вы должны научиться относиться друг к другу внимательно должны понять что самое чудесное, самое высокое создание в мире- это человек.
Добро которое мы делаем другим в добро послужит нам самим.
Кто для себя живёт тот умер для других.
5) Работа с текстом «Воспитывать себя».
…Воспитывать себя, предъявлять к себе почти непосильные моральные требования и строго следить за тем, чтобы они были выполнены, - здесь основное содержание его жизни (А.Чехова). Только этим путём он и добыл нравственную свою красоту.
Когда Книппер- Чехова, его жена, написала ему, что у него уступчивый мягкий характер, он ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив, но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
-Чему учит это высказывание о Чехове?
-Выпишите то предложение, в котором заключена основная мысль текста. Обозначьте орфограмму 1 в- безударная гласная в корне.
2 в- в приставках.
6) Дифференцированная работа по группам:
1 группа
Составить памятку «Если вы хотите понравиться людям», используя подчинительные союзы, слова и ...советы Дейл Карнеги.
Чаще улыбайтесь
Искренне интересуйтесь жизнью других людей
Умейте выслушать до конца говорящего с вами
Говорите об интересующем вашего собеседника.
2 группа
Найдите пунктуационные ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
У меня были инструменты для выпиливания при помощи, которых я сделал красивую рамочку.
Я не выучил правило на основании, которого решалась задача.
Мы ходили на экскурсию в течение, которой я многое узнал.
3 группа
Продолжить предложения, используя придаточные. (Предложения должны быть нравоучительными).