Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка переноса слов с одной строки на другую
- создать условия для развития умения делить слова на слоги; переносить слова с одной строки на другую;
- обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом переноса слов.
- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала;
- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);
- создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования свого мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД);
- обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД).
Приложение 1 |
Ход урока | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент (1 мин) |
- Порядок на столе, порядок в голове. - Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний. | | Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД) |
II. Минутка чистописания (5 мин) |
- Оцените свою индивидуальную работу по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений): правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке). | | Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД) |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин) |
Звуковой файл «Звуки леса»: «Шагай!» – поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!... Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!... - Предлагаю вместе с Алешей отправиться в лес. В этом лесу вас ждет что-то интересное. Смотрите, на экране доски в нашем лесу кто-то зашевелился. Кто это? (Старичок Лесовичок) Лесовичок предлагает сделать гимнастику для глаз: он будет показывать буквы, а вы должны составить из них слово. - Какое слово получилась? (Лесок) - В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает – согласный, звонкий, непарный, мягкий. Определите букву («л»). - Верно. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква «л»? - Какая орфограмма есть в этом слове? Для этого определите место ударения в слове. (В этом слове безударная гласная в корне слова) - Как проверить безударный гласный в корне слова? Подберите проверочные слова к слову лесок. Учащиеся формулируют правило на тему «Правописание безударного гласного в корне слова» и приводят примеры. (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным) | Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова | Проявление интереса к изучению нового материала (личностные УУД) Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД) Правильно формулировать учеб-ную задачу (регулятивные УУД) Умение понимать вопрос, в соот-ветствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД) |
IV. Формулирование темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (8 мин) |
Работа с деформированным предложением. - Лесовик неграмотный житель леса. Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов. Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов: Бегут первые ручейки по лесу - Давайте его запишем. - Что случилось? Почему вижу поднятые руки? (Предложение не помещается на одной строке. ЧТО ДЕЛАТЬ?) - Сформулируйте тему нашего урока. (Перенос слов с одной строки на другую) - Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или как-то по-другому? (По слогам) - Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила переноса слов. - Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Познакомимся с правилами переноса слов) | | Умение понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ (познавательные УУД) Согласование позиции и нахождение общего решения; взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД) Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) |
V. Построение проекта выхода из затруднения (8 мин) |
- Как будем переносить слово с одной строки на другую? Что для этого нужно сделать сначала? (Нужно разделить слово на слоги, поставить ударение) - Для чего разделим слово на слоги? Как будем переносить слово с одной строки на другую? (Нельзя оставлять на строчке одну букву) - Придумайте слова с корнем лес. (Лесной, лесник, лесовик, лес) - Назовите слова, в которых один слог. Докажите, почему. (В слове «лес» один слог, так как в этом слове один гласный звук) Назовите двусложные, трехсложные слова. (Лесной, лесник, лесовик) - Запишем слова в тетрадь, разделим их черточками для переноса. - Порассуждайте, как нужно переносить слова. С чего нужно начитать? Составьте алгоритм деления слов на слоги. Работа на интерактивной доске: Алгоритм (как перенести слово): Прочитай слово. Раздели его на слоги. Помни: 1. Слова переносят по слогам. 2. Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса. 3. Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя. 4. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку. - Запишите слово «ученик», разделяя его для переноса. - Итак, подведем итог. Что вы должны знать при переносе слов с одной строчки на другую? (Слова, состоящие из одного слога, переносить нельзя. Первую букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку) | Овладение алгоритмом правила переноса слов Знание правила переноса слов | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД) Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (познавательные УУД) Выполнение учебного задания: разработка и составление алгоритма (регулятивные УУД) |
VI. Физкультминутка на релаксацию (1 мин) |
Солнце спит, и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок- Небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам. Солнце клонится все ниже, Вот и спряталось за тучки, Ни один не виден лучик. | | |
VII. Реализация проекта, структурирование полученных знаний (5 мин) |
Лес – это дом для многих растений и животных. Здесь можно встретить самых разнообразных насекомых. Ребята, посмотрите на доску, Лесовик придумал для вас задание: Среди букв спрятались названия насекомых, которых можно встретить в его лесу. Найдите этих насекомых (слайд, карточки): л | п | ч | е | л | а | ш | к | к | х | ъ | к | м | и | с | а | ш | м | е | л | ь | о | р | г | х | ф | п | п | х | п | я | м | ш | е | ё | ё | о | я | ж | у | б | а | б | о | ч | к | а | х | о | и | о | с | о | а | р | а | ф | и | а | а | к | а | а | ь | Итак, у нас получились слова: муха, пчела, шмель, бабочка, оса. Проверьте работу в парах, маркером выделите найденные слова, объясните их значение. | | Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД) Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) Умение формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД) |
VIII. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин) |
- Переходим к этапу «Закрепление». Работа с учебником. Упражнение 5. - Прочитайте, запишите слова, покажите их перенос. Действуйте по алгоритму (алгоритм на интерактивной доске). - Чем интересно слово ОСА? (Слово ОСА состоит из двух слогов, но переносить его нельзя, так как первый слог состоит из одной буквы, ее нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку) - Выполните аналогичную работу с остальными словами с опорой на алгоритм. - Разделите слова на слоги: лиса, лисица, туча, ландыши. Комментированное письмо у доски. Например, в слове «енот» два слога, но перенести нельзя, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить. - Лесовик приготовил вам напоследок задание. Придумайте слова по моделям: слово состоит из трех слогов с ударением на первом слоге; слово состоит из двух слогов с ударением на первом слоге; слово состоит из трех слогов с ударением на последнем слоге. Слова разделите для переноса. Чтобы правильно выполнить данное задание, вспомните алгоритм переноса слов с одной строки на другую. | Умение делить слова на слоги; переносить слова с одной строки на другую. | Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД) Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
IX. Рефлексия (3 мин) |
- Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом. Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников. Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку. | | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |