Конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"
Конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"
Тема: Одушевленные и неодушевленные существительные
Цели: закрепить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся; воспитать интерес к русскому языку.
Оборудование: изображение дерева «Имя существительное», карточки для индивидуальной работы учащихся, листы с заданиями для групповой работы.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Ход урока
І. Организационный момент
Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем сказки
Льва Успенского:
- По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу — буду шевелиться.
- Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Помогите коту, докажите, что он прав.
ІII. Закрепление изученного материала
Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные учащиеся работают в тетради.
1) Работа по карточкам (для слабых учеников).
2) Работа с учебником. Упражнение 241.
Проверка. Какие слова вы записали?
Дерево «Одушевленные и неодушевленные существительные». 2 учащихся у доски распределяют существительные по признаку одушевленности-неодушевленности.
Работа с раздаточным материалом (отрывок из сказки Р.Киплинга «Маугли»)
Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых еще не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошел дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.
Задание: подчеркнуть в тексте одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные – двумя.
Творческое моделирование
І вариант. Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Море - моряк, школа – школьник, пианино – пианист, футбол – футболист.
ІІ вариант Превратите одушевлённые существительные в неодушевлённые:
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"»
Тема: Одушевленные и неодушевленные существительные
Цели: закрепить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся; воспитать интерес к русскому языку.
Оборудование: изображение дерева «Имя существительное», карточки для индивидуальной работы учащихся, листы с заданиями для групповой работы.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Ход урока
І. Организационный момент
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашего района. Поприветствуем гостей улыбкой. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Чтение учителем сказки
Льва Успенского:
- По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты сидишь.
- Захочу — буду шевелиться.
- Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и говорит:
- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.
Помогите коту, докажите, что он прав.
ІII. Закрепление изученного материала
Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные учащиеся работают в тетради.
1) Работа по карточкам (для слабых учеников).
2) Работа с учебником. Упражнение 241.
Проверка. Какие слова вы записали?
Дерево «Одушевленные и неодушевленные существительные». 2 учащихся у доски распределяют существительные по признаку одушевленности-неодушевленности.
Работа с раздаточным материалом (отрывок из сказки Р.Киплинга «Маугли»)
Маугли вышел из волчьего логова и спустился к пашням, где жили люди, но не остался там – джунгли были слишком близко. Он побежал дальше, держась дороги по дну долины, пока не добрался до мест, которых еще не знал. Началась широкая равнина, усеянная скалами и изрезанная оврагами. На одном краю равнины стояла деревушка, у другого – густые джунгли подступали стеной. На равнине паслись коровы и буйволы, и мальчики, сторожившие стадо, увидев Маугли, убежали с криком, а псы подняли лай. Маугли пошел дальше и, дойдя до деревенской околицы, увидел терновый куст, который в сумерки загораживал ворота.
Задание: подчеркнуть в тексте одушевленные существительные одной чертой, а неодушевленные – двумя.
Творческое моделирование
І вариант. Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Море - моряк, школа – школьник, пианино – пианист, футбол – футболист.
ІІ вариант Превратите одушевлённые существительные в неодушевлённые: