Ι.Организационный. ΙΙ. Мотивирующее введение в тему урока. ΙΙΙ. Словарная работа. ΙV. Наблюдение над способами обозначения мягкости согласных. VΙ. Физкультминутка | Ну, ребята, чур, молчок Начинается урок. Лес и поле белые Белые луга Вкруг осин заснеженных Кружится пурга. - О каком времени года говорится в этом стихотворении? - По каким признакам вы узнали это время года? - Сегодня мы отправимся в зимний лес на лесную поляну. (Слайд 1 зимниий лес картина) - Ой, смотрите, снег падает, а снежинки то какие интересные. Что это на них изображено? (слайд 2 снежинки, а на них гласные буквы е, ё, и, я, ю) - А для чего нам нужен ь? Что общего между гласными буквами е, ё, и, я, ю и ь? – Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков? (Два.) – Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.(Слайд 2) Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я, и». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных». - А кого у нас не хватает на полянке? (животных) (Слайд 3) - Они здесь появятся, если вы выполните несколько заданий. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». -Вот кто- то на снегу оставил след. Название этого животного вы узнаете, если будете читать через букву. Прочтите это слово. МЖЕБДЗВЛЕКДШЬ (медведь) (Слайд 4, щелчок запись - медведь, щелчок- картинка) - Кто такой медведь? (это хищное животное, которое зимой спит) - Верно, но при этом лапу он не сосёт. - Медведем ещё называют неуклюжего, неповоротливого человека. - Медведь – это мед едящий (еда). От этих слов и образовалось слово медведь. - Запишите слово. Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова. - Назовите мягкие согласные в этом слове. Почему они стали мягкими? - Составьте предложение из слов, записанных на доске: (щелчок) Спит, в, зиму, медведь, всю, берлоге. (Медведь всю зиму спит в берлоге.) Комментированная запись предложения. -Вот и медведь появился на полянке.(Слайд 5) 1.- Для следующей работы выработаем алгоритм, и по нему будем работать. (Слайд 6) (щелчки) 1) Прочитайте слово. 2) Назовите в нём мягкие согласные. 3) Запишите слово. 4) Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. 5) Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие. 6) Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. синица, клёст, дятел, снегирь, зяблик Сделайте вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е. ё, и, я, ю и буква ь.(щелчок) - Смотрите и на кормушке появились птички. Сова глаза выпучила Вправо голову повернула Влево, вперёд, на небо посмотрела Крылышками встряхнула Сердито посмотрела Ветер подул, деревья закачал (наклон вправо, влево, вперед, назад) Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны (прыжки на одной ноге , на другой) Кар-кар-кар кричат. Целый день они летали (бег на месте, взмахи рук в стороны) Спать ребятам не давали Только к ночи замолчали И на веточки взлетели А ребята тихо сели. 2.Самостоятельная работа с опорой на записи на слайде 7. На слайде слова: Зима, ель, снег, голубь, синица, ольха, белка, ветка, рысь, липа, тьма, поползень, лось, лиса. - Распределите слова по столбикам: в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а в другой те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. - Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. (щелчки - проверка) Проверка работы. На слайде появляются две группы: зима ель снег голубь ветка ольха белка рысь земля лось липа поползень поползень тьма лиса – Какое слово выписали дважды? Почему? (выборочная проверка) - Молодцы! И у нас появились животные, названия которых прозвучали. Слайд 8 3. Упр. 186 – развивается умение самостоятельно подбирать слова (3–4 слова), в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков. Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |