kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему:" История возникновения письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийный урок письма

4 класс

Тема: История возникновения почтовой службы и письма

Цель: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой службы и письма, привлечь внимание учащихся к участию во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»

 

Задачи:

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
  • познакомить учащихся с историей возникновения почтовой службы и письма;
  • познакомить учащихся со структурой письма;
  • научить заполнять адрес на конверте;
  • раскрыть значение личной переписки в жизни каждого человека;
  • РАЗВИВАЮЩИЕ:
    • развивать речь, внимание, память, восприятие, логическое мышление.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
  • воспитывать бережное отношение к семейным письмам

 

Оборудование:   компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint; оглавление книги  Г. Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий» Приложение 1, иллюстрированные страницы из книги  Приложение 2, чистые конверты, памятки для учащихся Приложение 3.

Ход урока.

I           Сообщение темы и цели урока

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,…

  • Ребята вы узнали эти строки? (С.Я. Маршак «Почта») СЛАЙД №2
  • Сегодня я вас приглашаю на Урок письма. СЛАЙД № 3
  • Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке и чему научитесь?

Учитель обобщает ответы детей и называет цели урока с опорой на СЛАЙД № 4:

  • ВЫЯСНИМ              Что такое письмо?
  • ПОДУМАЕМ           Для чего нужны письма?
  • УЗНАЕМ                  Историю возникновения письма и почты
  • СОСТАВИМ                        Схему написания письма

НАУЧИМСЯ                        Правильно заполнять адрес на конверте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:" История возникновения письма"»

Митрейкина Вера Борисовна,

учитель начальных классов

Мультимедийный урок письма 4 класс

Тема: История возникновения почтовой службы и письма

Цель: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, к истории почтовой службы и письма, привлечь внимание учащихся к участию во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»


Задачи:

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

  • познакомить учащихся с историей возникновения почтовой службы и письма;

  • познакомить учащихся со структурой письма;

  • научить заполнять адрес на конверте;

  • раскрыть значение личной переписки в жизни каждого человека;

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • развивать речь, внимание, память, восприятие, логическое мышление.

  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • воспитывать бережное отношение к семейным письмам


Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация PowerPoint; оглавление книги Г. Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий» Приложение 1, иллюстрированные страницы из книги Приложение 2, чистые конверты, памятки для учащихся Приложение 3.

Ход урока.

I Сообщение темы и цели урока

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,…

  • Ребята вы узнали эти строки? (С.Я. Маршак «Почта») СЛАЙД №2

  • Сегодня я вас приглашаю на Урок письма. СЛАЙД № 3

  • Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке и чему научитесь?

Учитель обобщает ответы детей и называет цели урока с опорой на СЛАЙД № 4:

  • ВЫЯСНИМ Что такое письмо?

  • ПОДУМАЕМ Для чего нужны письма?

  • УЗНАЕМ Историю возникновения письма и почты

  • СОСТАВИМ Схему написания письма

  • НАУЧИМСЯ Правильно заполнять адрес на конверте

II Актуализация темы урока
  • Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?

Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?

Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?

В вашей семье любят писать письма?

А может быть, вы больше любите их получать?

У кого в семье хранятся письма, которые были получены давно?

Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш стремительный век стали редкостью.


Я надеюсь и верю, что после нашего урока вы полюбите писать письма, станете уделять этому способу общения между людьми больше внимания и времени.


Пусть письма в ваших семьях станут семейными реликвиями. Пусть через много лет ваши дети, внуки или правнуки возьмут в руки письмо и узнают, какие события происходили в вашей жизни, о чем вы думали, мечтали, какие чувства испытывали.

III УЗНАЕМ Историю возникновения письма и почты
  1. Проблемно - поисковая ситуация

  • Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с книгой Георгия Ивановича Кублицкого. Книга издана в 1991 году в издательстве «Малыш» и предназначена для ребят младшего школьного возраста. СЛАЙД №5

  • Я предлагаю вам самостоятельно определить, как автор назвал свою книгу или придумать свой вариант названия.

  • Как вы думаете, что надо знать, чтобы дать книге название?

  • Что помогает нам с вами до прочтения книги определить, о чем эта книга?

  • Рассмотрите внимательно обложку книги, познакомьтесь с оглавлением и выскажите свои предположения, о чем эта книга Приложение 1

Итог – Книга рассказывает об истории почты и письма

  • Какое название книге вы бы дали? Как вы думаете, какое название дал своей книге автор?

  • Ребята, я принимаю все ваши версии названия книги, но авторский вариант названия вы пока не определили. Я думаю, вам это удастся сделать после знакомства с её содержанием.

  • Итак, ставим перед собой цель:

внимательно познакомиться с содержание книги об истории почты и письма, чтобы обогатиться знаниями из истории письма и почты, и попытаться более точно определить авторское название книги.


  1. Самостоятельная работа в группах – 8 групп

Каждая группа получает материл приложения Приложение 2

Задание:

  • прочитать текст,

  • рассмотреть иллюстрации,

  • подготовиться рассказывать о самом интересном и важном


  1. Презентация книги Георгия Ивановича Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

Желающие ребята выходят к экрану и ведут свой рассказ с опорой на слайд (если дети упускают в своих рассказах важные моменты, учитель дополняет)


Группа №1 - Говорящая глина СЛАЙД № 6,7

Группа №2 - Сделайся писцом СЛАЙД № 8.9

Группа №3 - Как дерево стало бумагой СЛАЙД № 10,11

Группа №4 - Грамоты на бересте СЛАЙД № 12

Группа №5 - Откуда пришло к нам слово ПОЧТА СЛАЙД №13

Группа №6- Кусочек бумаги, многое изменивший СЛАЙД № 14,15

Группа №7- Всемирный почтовый союз СЛАЙД № 16

Группа №8 - Вся история нашей почты СЛАЙД № 17


  1. Подведение итогов работы

  • Вот и перелистали вы с вами всего 8 страниц книги Георгия Ивановича Кублицкого, рассказывающих об истории почтовой связи и письма.

  • А сколько же всего в книге страниц? (77)

  • Ребята, представляете, сколько еще интересного можно узнать из этой книги

  • В нашей районной детской библиотеке она в единственном экземпляре

  • Не упустите возможность прочитать ее целиком и продолжить изучение истории почтовой связи и письма

  • Как же все таки автор назвал свою книгу?

  • Вспомните, сколько тысячелетий тому назад люди отправляли письма на глиняных табличках и в глиняных конвертах

  • Теперь вы знаете какой длинный путь проделало письмо, прежде чем стать очень удобным быстрым и безопасным способом общения людей на расстоянии

Учитель открывает на слайде название книги. Теперь детям уже не нужно объяснять ее значение они сами все понимают и обязательно запомнят название книги и ее обложку

СЛАЙД № 18

IV Физминутка

Офтольмотренажёр - «Зарядка для глаз»

сопровождается «Песенкой почтальона» СЛАЙД №19

Песню можно скачать на сайте - http://detkam.e-papa.ru/mp/92/1096.html

V Почта России сегодня

Российская Федеральная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории России, включая все города и сельские населенные пункты.

Почта России - это 42.000 почтовых отделений, 415.000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 400 000 000 писем, 38 000 000 посылок.

Почта России – это полноценное, динамично развивающееся предприятие, которое на протяжении многих лет обеспечивает граждан России самым доступным средством общения в мире – почтовой связью. СЛАЙД №20

VIII ПОДУМАЕМ Для чего нужны письма?
  • Ребята! Подумайте, для чего нужны письма?

Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 23:

  • Письма – помогают людям общаться на расстоянии

  • Письма – являются письменными историческими источниками

Они хранители истории человека и его семьи, истории нашей страны и всемирной истории.

IX ВЫЯСНИМ Что такое письмо?

-Ребят! Как вы думаете, что можно назвать письмо?

Учитель обобщает ответы детей и подводит итог с опорой на СЛАЙД № 24:

  • Письмо – это текст

  • Письмо – это общение и передача информации на расстоянии и во времени

  • Письмо – совмещает в себе и повествование, и описание, и рассуждение.

  • Письмо передает наши чувства и эмоции

X СОСТАВИМ Схему написания письма
  • Ребята! Для того чтобы вы правильно писали свои письма, мы составим сейчас вместе схему написания письма.

Учитель задает вопросы, выслушивает мнение детей, обобщает ответы, подводит итого сказанному с опорой на СЛАЙД № 25

  • Как вы думаете, из скольких частей состоит письмо?

3 части

    • Зачин

    • Информационная часть

    • Концовка

  • По вашему мнению, что должна содержать I часть - «Зачин»?

    • Дата и место написания

    • Приветствие

    • Обращение

  • От чего зависит, каким будет приветствие и обращение? (От того, кому адресовано письмо)

  • Как вы напишите первую часть письма, если оно адресовано, например маме, другу, ветерану Великой Отечественной войны, президенту?

  • Какие знания и умения помогут вам написать информационную часть письма? (умение составлять тексты различные по виду: повествование, описание, рассуждение)

  • Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции )

  • Из чего, по вашему мнению, состоит концовка письма?

    • Прощание

    • Подпись

  • Ребята, что поможет письму, дойти до адресата? (Конверт)

  • Для того чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. Этому мы с вами сейчас научимся.

XI НАУЧИМСЯ Правильно заполнять адрес на конверте

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ КОНВЕРТА

Ребята получают конверты для практической работы

  1. Учитель объясняет правила заполнения адреса с опорой на СЛАЙД №26:

  • Адрес адресата пишется в правой нижней части почтового конверта

  • Адрес отправителя – в левом верхнем углу

  • Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами

  • Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами

  • В адресе не должно быть сокращенных названий

  1. Учитель организует работу по выявлению порядка заполнения адреса:

    • Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя, сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес

Учитель выслушивает ответы детей, обобщает их с опорой на СЛАЙД № 26:

    • Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество)

    • Название улицы, номер дома, номер квартиры

    • Название населенного пункта (город, поселок и т.п.)

    • Название района

    • Название республики, края, области, автономного округа (области)

    • Название страны (для международных постовых отправлений)

    • Почтовый индекс


  1. Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.


  1. Проверка умения заполнять адрес на конверте в правильном порядке:

Игра «Проверь себя»- СЛАЙД № 27


  1. Учимся по образцу заполнять индекс - кодовый штамп

    • Ребята, как вы думаете, для чего необходим на конверте индекс в виде кодового штампа? (для автоматической сортировки писем)

Ученики заполняют индекс по образцу с опорой на СЛАЙД № 28


      1. Марка на конверте

        • Ребята, чего не хватает на нашем конверте для его успешной отправки по почте?

Марка для письма, что билет для пассажира

  • Сохраните этот конверт, как образец для правильного заполнения.

XII Итог Урока письма
  • Ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.

  • О чем вы сегодня узнали и чему научились?

  • А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?

  • Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.

  • Кому же написать письмо, если все близкие люди и друзья живут рядом? Спросите вы?

  • Можно попробовать свои силы в конкурсе, о котором я вам сегодня говорила, а можно написать письмо самому себе для прочтения через 5 лет. Я думаю, такое письмо-сюрприз самому себе вас очень порадует. Вы получите уникальную возможность посмотреть на себя прежнего, вспомнить и вновь ощутить все то, что вас волновало, интересовало, огорчало и радовало.

  • Я верю, что письма у вас получаться искренними и интересными.

  • Помогут вам в этом ПАМЯТКИ Приложение 3. Рассмотрите их расскажите о содержании.

XII Игра «Почта»

СЛАЙДЫ № 29-39

Цель игры – закрепить полученные знания на уроке

Правила игры:

  1. Каждая группа в порядке очерёдности выбирает любой номер письма.

  2. Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

  3. Все участники обсуждают ответ в своих группах, дают ответ.

  4. В случае неверного ответа, право голоса переходит к другой группе.

Литература:
  1. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: «Малыш», 1991.

  2. Маршак С.Я. Почта. – М.: «Детская литература». – 1988г

Интернет ресурсы:
  1. www.russianpost.ru/ - Сайт Почты России


  1. http://www.tskk.ru/rus/branches/communication/ - Сайт Департамента транспорта и связи Краснодарского края


  1. http://www.lenagold.ru/ - клипарт «конверт», «почтальон»


  1. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7827

Крылова О.Н. Новое о светофорах (материал участника портала it-n.ru) – использована идея для создания игры «Почта»


  1. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7542

Стадник М.В. Единицы времени, соотношения между ними (материал участника портала it-n.ru) – использована идея для создания «Зарядки для глаз»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему:" История возникновения письма"

Автор: Митрейкина Вера Борисовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока  по русскому языку в 8 классе "Эпистолярный жанр.Письмо" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-epistoliarnyi-zhanr-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "207069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430327308"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока математики "Задачи на построение" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-matiematiki-zadachi-na-postroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "243939"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445862502"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока истории в 5 классе "Государство на берегах Нила". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-gosudarstvo-na-bierieghakh-nila"
    ["file_id"] => string(6) "244214"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445884805"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "план-конспект урока по истории для 5 класса на тему "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa-na-tiemu-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417269308"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока русского языка на тему "Письмо" (р/р). 5-й класс"
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_pismo_r_r_5_i_klass"
    ["file_id"] => string(6) "480053"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539061861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства