(слайд 2) - Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий. Работа со словарями - Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3) Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями. - Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране, слайд 4) - О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления. - Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Выступление подготовленных учеников (одно на выбор) Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года. Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию. (слайд 5) Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас? Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату. - Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма. - А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С.Я.Маршак. (Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6) Обучение написанию письма. - Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь? Ответы детей - Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок. - Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах. Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи. - Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране). - Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью? Ответы детей. - Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе. Работа с учебником. Анализ текста. А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма Н.Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88) |