kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) Уточнять до этого известное о прилагательном.

2) Познакомить учеников с  типовыми, семантическими группами и функциями прилагательных

Оборудование урока:

Карточки, плакаты, маркеры, разноцветные бумаги, букеты цветов, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ученики. Сегодня  мы будем говорить об одной  части речи русского языка – имени прилагательном. Какие правилы  мы знаем об этой части речи?

II. Давайте вместе составим правилу прилагательного (работа  у доски).

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?
  • В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила жаркое лето).
  • Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (красивый дом, по красному дорожку)
  • Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Серый волк – м.р. ед. ч.); (красивая девочка – ж. р. ед. ч.); (синее небо – ср. р. ед. ч.); (разноцветные карандаши – мн. ч.).

III. Диктант. АБРИКОС

  Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.

  Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы. 

  Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет.

(А. Смирнов)

(124 слова)

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Произведите морфологический разбор

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний о  прилагательных.

– Что такое прилагательное?

– Как делится прилагательное?

– Расскажина об изменений прилагательного по падежам?

V.

1. Задание:

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Цвет: Красный,.

Температура: теплый,.

Вкус: горький,.

Размер: маленький,.

Качество характера: злой,.

2. Вставьте нужную окончания прилагательных.

Летн. солнце ярко сияло на син. небе. В жарк. воздухе царствовало безмолвие. Веселые кузнечики притихли и не трещали в высок. траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы. Даже гибкие, длинн. стебли дик. чеснока стояли неподвижно на краю пыльной дороги. Густ. пар поднимался от дремавш. под палящ. солнцем земли. Душно было в дрожащ. струях горяч. воздуха.

– Каким синонимом можно заменить слово горячий? – это слово употреблено в последнем предложении  

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Сам алый, сахарный, 
Кафтан зелёный, бархатный. 
(Арбуз). Русская. 

Голова большая, 
Шея тоненькая. 
(Капуста). Нанайская. 

Летом зелёненький, 
Зимой голенький. 
(Лес лиственный). Русская. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Имя прилагательное"»

Тема урока: Имя прилагательное

Цели:

1) Уточнять до этого известное о прилагательном.

2) Познакомить учеников с типовыми, семантическими группами и функциями прилагательных

Оборудование урока:

Карточки, плакаты, маркеры, разноцветные бумаги, букеты цветов, декоративные цветы на столах учащихся.

I. Здравствуйте, ученики. Сегодня мы будем говорить об одной части речи русского языка – имени прилагательном. Какие правилы мы знаем об этой части речи?

II. Давайте вместе составим правилу прилагательного (работа у доски).

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

  • В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила жаркое лето) .

  • Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (красивый дом, по красному дорожку)

  • Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Серый волк – м.р. ед. ч.); (красивая девочка – ж. р. ед. ч.); (синее небо – ср. р. ед. ч.); (разноцветные карандаши – мн. ч.).

III. Диктант. АБРИКОС

  Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.

  Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы. 

  Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет.

(А. Смирнов)

(124 слова)

Задания по тексту:

1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;

2) Произведите морфологический разбор

(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).

IV. Закрепление знаний о прилагательных.

– Что такое прилагательное?

– Как делится прилагательное?

– Расскажина об изменений прилагательного по падежам?

V.

1. Задание:

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Цвет: Красный,...

Температура: теплый,...

Вкус: горький,...

Размер: маленький,...

Качество характера: злой,...

2. Вставьте нужную окончания прилагательных.

Летн.. солнце ярко сияло на син.. небе. В жарк.. воздухе царствовало безмолвие. Веселые кузнечики притихли и не трещали в высок.. траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы. Даже гибкие, длинн.. стебли дик.. чеснока стояли неподвижно на краю пыльной дороги. Густ.. пар поднимался от дремавш.. под палящ.. солнцем земли. Душно было в дрожащ.. струях горяч.. воздуха.



– Каким синонимом можно заменить слово горячий? – это слово употреблено в последнем предложении

А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

Сам алый, сахарный, 
Кафтан зелёный, бархатный. 
(Арбуз). Русская. 

Голова большая, 
Шея тоненькая. 
(Капуста). Нанайская. 

Летом зелёненький, 
Зимой голенький. 
(Лес лиственный). Русская. 

Б) Замени прилагательные подходящими синонимами

Холодный чай

Холодный рот

Холодный человек

Красивый человек

Красивая девочка

Красивая речь

Свежая мысль

Свежая рубашка

Свежий огурец

5. Обратите внимание на нарисованные букеты цветов.

Я прочитаю вам миниатюру, написанную в 1825 г. А.С. Пушкиным.

Цветы последние милей 
Роскошных первенцев полей. 
Они унылые мечтанья 
Живее пробуждает в нас. 
Там иногда разлуки час 
Живее сладкого свиданья.

– Какое настроение вызывает оно у вас?

– Какую роль в создании настроения играют эпитеты? На ваших столах тоже есть цветы (составьте букеты и икебаны).

– А теперь давайте коллективно оценим “вернисаж” цветов и икебаны, сделанные вами. Используйте как можно больше прилагательных!

6. Поработаем с учебником.

– Найдите эпитеты в стихотворении А.С. Прокофьева “Берёза”.

– Какое средство художественной выразительности, эпитетов, используются в стихотворении.

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Когда? Где?

Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Чей?


2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

А) Действие предмета

Б) Предмет
В) Признак предмета


4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Сказуемым

Б) Подлежащим
В) Определением


Домашнее задание:  Написать эссе, используя прилагательных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Имя прилагательное"

Автор: Ибраева Айгуль Назарбаевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 455972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок-конспект русский язык 2 класс тема: Имя прилагательное"
    ["seo_title"] => string(65) "urok_konspiekt_russkii_iazyk_2_klass_tiema_imia_prilaghatiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "471853"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527839681"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект и анализ урока  "Урок подготовки к контрольной работе по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-i-analiz-uroka-urok-podghotovki-k-kontrol-noi-rabotie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "107400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403248578"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока порусскому языку на тему: "Имя прилагательное обобщение" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "245880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446226839"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства