Цели:
1) Уточнять до этого известное о прилагательном.
2) Познакомить учеников с типовыми, семантическими группами и функциями прилагательных
Оборудование урока:
Карточки, плакаты, маркеры, разноцветные бумаги, букеты цветов, декоративные цветы на столах учащихся.
I. Здравствуйте, ученики. Сегодня мы будем говорить об одной части речи русского языка – имени прилагательном. Какие правилы мы знаем об этой части речи?
II. Давайте вместе составим правилу прилагательного (работа у доски).
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?
- В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила жаркое лето).
- Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (красивый дом, по красному дорожку)
- Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Серый волк – м.р. ед. ч.); (красивая девочка – ж. р. ед. ч.); (синее небо – ср. р. ед. ч.); (разноцветные карандаши – мн. ч.).
III. Диктант. АБРИКОС
Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.
Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.
Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет.
(А. Смирнов)
(124 слова)
Задания по тексту:
1) Выписать имена прилагательные вместе с существительными и указать род, число, падеж прилагательного;
2) Произведите морфологический разбор
(Учащиеся дают полные ответы, морфологический разбор записывается на доске).
IV. Закрепление знаний о прилагательных.
– Что такое прилагательное?
– Как делится прилагательное?
– Расскажина об изменений прилагательного по падежам?
V.
1. Задание:
Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.
Цвет: Красный,.
Температура: теплый,.
Вкус: горький,.
Размер: маленький,.
Качество характера: злой,.
2. Вставьте нужную окончания прилагательных.
Летн. солнце ярко сияло на син. небе. В жарк. воздухе царствовало безмолвие. Веселые кузнечики притихли и не трещали в высок. траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы. Даже гибкие, длинн. стебли дик. чеснока стояли неподвижно на краю пыльной дороги. Густ. пар поднимался от дремавш. под палящ. солнцем земли. Душно было в дрожащ. струях горяч. воздуха.
– Каким синонимом можно заменить слово горячий? – это слово употреблено в последнем предложении
А) Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз). Русская.
Голова большая,
Шея тоненькая.
(Капуста). Нанайская.
Летом зелёненький,
Зимой голенький.
(Лес лиственный). Русская.