Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных"»
Урок изучения грамматики. УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока – урок изучения нового материала
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных».
Цели.
Предметные:
- формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе;
- совершенствовать умение анализировать звуки;
- учить применять правила правописания, подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Метапредметные:
- развитие речи, мышления, памяти;
- формировать навыки каллиграфического письма.
Личностные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к маме.
Оборудование урока.
Макрооборудование:
- рисунки с изображением одного и нескольких предметов;
- записи на доске;
- учебник «Русский язык» для 2 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Микрооборудование:
- сигнальные карточки с гласными;
- учебник «Русский язык» для 2 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока.
Оргмомент.
А) Приветствие.
Б) Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Минутка чистописания.
( На доске открывается запись:
н н н
ня ну ни ны не на но )
- Сегодня мы повторим написание строчной буквы н. Какие звуки в русском языке обозначаются этой буквой?
( Твердый согласный звонкий звук [ в] и мягкий согласный звонкий звук [ в’].)
- Вспомним, как пишется эта буква: две короткие наклонные палочки на себя, между этими элементами « провисает веревочка». Пропишите эту букву в первой строчке.
- Прочитайте слоги во второй строке.
- В каких слогах согласный звук твердый?
( В слогах ну, ны, на, но).
- В каких слогах согласный звук мягкий?
( В слогах ня, ни, не).
- В каком из этих слогов соединение букв нижнее?
( В слоге ня).
- Обратите на него внимание при письме. Помните, что это соединение лишь немного поднимается над нижней линией рабочей строки. Пропишите вторую строку.
Повторение изученного.
А) Орфографическая минутка.
- Причитайте словосочетания.
( На доске открывается запись:
Острые н…жи, звонкие ч…жи, л…сные шалаши, усатые м…ржи, высокие эт…жи).
( Учитель открывает рисунки на доске и записывает названные детьми словосочетания:
зеленое яблоко зеленые яблоки
красная машина красные машины )
- В чем заключается различие этих словосочетаний?
( В левом столбике говорится об одном предмете, а в правом – о нескольких предметах).
- Как вы думаете, в каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?
( В левом столбике – в единственном числе, а в правом – во множественном).
- Определите тему урока.
( Ученики высказывают свои предположения).
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на странице 92 и прочитайте тему урока.
- Чему же, по-вашему, мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
( Будем учиться определять число имен прилагательных).
Работа по теме урока.
А) Наблюдение.
- Рассмотрите рисунки в упражнении 158. Прочитайте словосочетания.
- В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?
( В левом столбике – в единственном числе, а в правом – во множественном).
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?
( Имена прилагательные в единственном числе отвечают на вопросы: какой? какая? какое? , а во множественном числе – на вопрос какие?)
- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?
( Это окончание).
- Спишите словосочетания. Укажите над именами существительными и именами прилагательными их число.
( Задание выполняется самостоятельно).
Б) Работа с правилом.
- Прочитайте правило.
- Что обозначает имя прилагательное в единственном числе?
( Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета).
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в единственном числе?
( На один из вопросов какой? какая? какое?)
- Приведите примеры имен прилагательных в единственном числе.
Что обозначает имя прилагательное во множественном числе?
( Имя прилагательное во множественном числе обозначает признак нескольких предметов).
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное во множественном числе?
( На вопрос какие?)
- Приведите примеры имен прилагательных во множественном числе.
- Вернемся к словосочетаниям. Скажите, в одном и том же числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом словосочетании или нет?
( В одном и том же числе).
- Прочтем информацию на странице 93 «Обратите внимание».
Физминутка.
У оленя дом большой,
(скрестить руки над головой).
Он глядит в свое окошко.
(показать руками окно).
Заяц по лесу бежит,
(бег на месте).
В дом к нему стучит.
(два хлопка).
- Тук, тук, дверь открой!
( потянуть на себя ручку воображаемой двери).
Там в лесу охотник злой.
(показать назад).
- Зайка, зайка, забегай,
(приглашающий жест).
Лапу мне скорей давай.
(руки в замок).
Продолжение работы по теме урока.
А) Первичное закрепление.
- Выполним упражнение 161. Прочтите задание.
- Поняли ли вы, что нужно сделать?
( Поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Определить число имени прилагательного ).
- Выполним задание с комментированием.
( Учащиеся выполняют задание с комментированием с места).
- Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
- Подведем небольшой итог работы. С какой частью речи связаны имена прилагательные?
( имена прилагательные связаны с именами существительными).
- Если в словосочетании имя существительное стоит в единственном числе, то в каком числе стоит имя прилагательное?
( Имя прилагательное будет тоже в единственном числе).
- А если имя существительное стоит во множественном числе, то в каком числе стоит имя прилагательное?
( Имя прилагательное тоже будет во множественном числе).
Б) Самостоятельная работа.
- Следующее упражнение 160. Прочтите текст.
- Какое самое прекрасное слово на Земле?
( Это слово мама).
- Какие у мамы руки?
( У мамы самые добрые и ласковые руки).
- Какое у мамы сердце?
( У мамы самое верное и чуткое сердце).
- Что значит «чуткое» сердце?
( Сердце, чувствительное ко всему. В нем никогда не гаснет любовь).
- Расскажите по аналогии в двух предложениях о своей маме.
- Спишите текст. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите их число.
( Дети выполняют задание самостоятельно).
- Проверьте свою работу. ( Самопроверка).
Итог урока, домашнее задание.
-Как же изменяются имена прилагательные?
- Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?
- На какой вопрос отвечает?
- Дома выучите правило на стр. 92 и выполните упр. 162.