2. Мотивация и актуализация урока | Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные?
- Правильно. А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?
- Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи? - Правильно.
- Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро…) -Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц). - А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц.
Ворона- какая она?
- Сорока?
А какой же воробей?
- Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята. | Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.
Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета.
Ответы детей: ворона, сорока, воробей.
Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,…………
Ответы детей: ворона- большая, черная, сильная,…… Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, ….. Ответы детей: воробей- маленький, серенький, ……
|
3. Определение темы и цели урока | - Сейчас обратим внимание на экран- вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы.
-Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет - на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.
- Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?
Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие? Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие. - Откройте книгу на странице 32 и прочитайте правило про себя.
- Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие? - Правильно. -Посмотрите на экран. К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу: Цветок...,......,.... Лиса....,..., Ученик...,.... Дружба...,.... (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая) - Что вы можете сказать из записанного ? - Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес). - А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. - А прилагательные могут “гулять «без существительных. И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?
- По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними, (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род. - Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич
| кто-нибудь из детей прочтет текст.
(дети находят эти слова и читают) Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова) Ответы детей: черная- галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый. Ответы детей: ……………………………..
Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух. Учащиеся, не читая из книги, отвечают на вопрос.
Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: да, могут.
(дети читают прилагательные) Ответы детей: Нет, не могут.
Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны.
Дети отвечают |
6.Закрепление темы | - На доске даны слова, а в них пропущены буквы. Кто желает выйти к доске и написать пропущенную букву. - Чем похожи эти все эти слова? (дети отвечают: во всех словах есть буква р, пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.)
- Кто сможет ответить, какое слово здесь лишнее?
Молодцы, с этим заданием вы справились. Открываем книжки на странице 31 , упражнение 272. Сравни рисунки и ответь на вопрос Почемучки. Когда слово отвечает на вопрос какие?
- сейчас выполните упражнение 273, на странице 32. Спишите этот небольшой текст на своих тетрадях. Кто закончил, подчеркните волнистой чертой выделенные слова. - К выделенным словам нужно поставить вопросы. Что обозначают выделенные слова?
- Придумайте заголовок к этому тексту. - А вы видели дятла? - И как вы можете охарактеризовать дятла? (картина) Молодцы ребята. | 1 ученик выходит и пишет букву, затем объясняет, почему он написал именно эту букву.(в слове морской пропущена безударная гласная, проверяемая ударением: морской, выходит следующий ученик 2 слово- пропущена безударная буква е, проверяемая под ударением река, 3 слово- пропущена безударная гласна я, проверяемая ударение пять, в 4 слове пропущена безударная гласная и, проверяемая под ударение гриб.). Ответ детей: лишнее слово- пятерка, это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные прилагательные, отвечают на вопрос какой?-
Дети объясняют, ландыш какой? Белый, , слово белый обозначает признак одного предмета. Ландыши какие? Белые., слово белые обозначают признак нескольких предметов. Поэтому какие. (дети подчеркивают)
-Дети отвечают: Большой- какой?, пестрый- какой, лесным- каким?, больные- какие?, вредных- каких?
Ответы детей: выделенные слова обозначают признак предмета. Дети высказывают свои мнения (дятел, лесной доктор). Отв детей: да, видели. Дети описывают дятла |