Повторение теоретического материала | Начнем урока с повторения теоретического материала. «Блиц- опрос» 1. Какое предложение называется бессоюзным? 2.Какие знаки препинания разделяют части БСП? 3.Какие типы смысловых отношений могут быть между частями БСП? 4.При каких случаях ставится запятая? 5.Когда ставится точка с запятой? Как один из видов домашнего задания было повторить: в каких случаях ставится двоеточие ? Какова будет цель нашего сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы Определяют цель урока | 3мин. 1мин. |
Работа над новой темой | 1 Эпиграфом сегодняшнего урока хочу взять слова А.П.Чехова « Много знаков, но каждый имеет свое значение и место». Сегодня на уроке узнаем о роли двоеточия в БСП . Перед тем как начать работу над двоеточием при БСП надо вспомнить, где ещё встречается этот знак .( в предложениях с однородными членами предложения после обобщающего слова, В предложениях с прямой речью после слов автора). -
Ключевыми словами нашей темы будут слова : УКАЗЫВАЕТ ПРИЧИНУ ПОЯСНЯЕТ,ДОПОЛНЯЕТ, Запись в тетради: число, тему урока. На слайде следующие предложения: Найдите соответствие предложения со схемой. 1.Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времён наиболее яркое, волнующее и запечатлевает в книгах. 2.Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 3.Не спится ,няня: здесь так душно. 1.[ ] : [ причина]. 2.[ ] : [ пояснение]. 3.[ ] : [дополнение]. Правильные ответы:1-2, 2-3, 3-1. Надо обратить внимание на интонацию. БСП с двоеточием требует особой интонации. Она понижается в конце первой части, перед двоеточием. Первая часть СП обычно произносится с интонацией, которая указывает на незавершённость, требует дополнения, объяснение причины, вторая часть произносится с интонацией пояснения, уточнения. У вас было дополнительное задание: повторить постановку двоеточия в сложных предложениях казахского языка. | Ответы учащихся Записывают в тетради число и тему урока Записывают в тетради предложения и находят соответствие со схемой Взаимопроверка работ Читают предложения, соблюдая интонацию Делают сопоставление | . 2мин. 1мин. 3мин 1мин. 1мин 1мин. |
Работа по лексической теме: «Театр» групповая работа Опережающие задания | Составить кластер на тему: «Театр» Из какого языка к нам пришло слово «театр» и что означает? Ответы на вопросы текста: -Когда возникло театральное искусство? - Что является главным элементом театрального искусства? -С чьим именем связан расцвет русского театра? -Какие чувства испытывает зритель со встреч с театром? -Почему «театр- школа жизни»? Когда открылся первый театр в Казахстане? 1.Подготовить сообщение об истории первого театра в Казахстане. 2.Подготовить презентацию на тему «Театр нашего города» 3.Найти высказывания, цитаты о театре. Объяснение постановки двоеточия в БСП | Работа в группе :составляют кластер. Отвечают на вопросы Читают сообщения о театре Знакомят с презентацией Читают высказывания о театре Читают правила | 3мин 2мин 1мин 2мин 2мин 2мин. |
Закрепление Парная работа | Упражнение 258.Списать БСП .Определить смысловые отношения между их частями и объяснить постановку двоеточия. Задание: превратить БСП В СПП, расставив союзы и знаки препинания. 1.Любите природу: она дарит нам необыкновенную красоту. 2.Сорока подняла голову и увидела: сквозь тонкий пар мороза блестела звезда. | Выполняют упражнение на доске и в тетрадях Выполняют задание в паре | 4мин. 4мин |
Индивидуальная работа | Задание по определению смысловых отношений между частями БСП. Указать на таблице номера предложений. причина | пояснение | дополнение | | | | 1.Богатому не спится: богатый вора боится. 2. Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось. 3. Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. 4.Я понимаю: успеть теплоходу нельзя. 5. Идти было трудно:был ветер и дождь. 6.Вдруг вижу: на сцену вышел мой любимый актёр. Оценивание работ: Правильных ответов 6-оценка «5» 5-4-оценка «4» 3-оценка «3» 2-0-оценка «2» Ключи: причина | пояснение | дополнение | 1,5 | 2,3, | 4,6 | | Заполняют таблицу Взаимопроверка работ | 3мин. 2мин |