kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Буквы О и Е после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная:

  • формирование навыка написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи.
  • способствовать развитию личностно – смыслового отношения к предмету;
  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной деятельности.
  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Буквы О и Е после шипящих"»

Петухова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы СОШ №15, г. Северодонецка, учитель 1 категории

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Буквы О, Ë после шипящих в корне слова.

Цели урока:

Образовательная:

  • формирование навыка написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи.

Развивающая:

  • способствовать развитию личностно – смыслового отношения к предмету;

  • продолжить использование на уроке творческих и дифференцированных заданий как средство индивидуально – личностной поддержки учащихся ( способствовать развитию у учащихся инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели);

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной деятельности.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.

Наглядность:

  • таблица (О, Ë после шипящих ( по системе Т.Я.Фроловой)).

Опорный материал:

  • схема – алгоритм с рифмованным правилом (по системе Т.Я.Фроловой);

  • схема с рифмованными правилами на слова исключения.

Раздаточный материал:

  • план урока «Оцени свою работу» ( рефлексия);

  • кроссворд – тест.



План урока

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Задания по лексике:

      • лексический штурм;

      • кроссворд – тест

  1. Задания по фонетике, морфемике и морфологии

    • соотнеси слова со схемами;

    • подбери слово к схеме.

  2. Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии:

    • соберем мозаику;

    • составь предложение.

  1. Выборочно – распределительная работа. Анализ учащимися работы.

  2. Работа с тестами.

Ход урока:

Подготовка учащихся к работе на уроке

Слово учителя.

Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточные стихотворения и скажите, на какую орфограмму в нем встретилось большинство слов? Назовите эти слова.

Стихотворения читают ученики:

      1. Наш бельчонок стал, как бочонок,

Одев свой старый парчовый халат.

А черный ежонок ушел с паучонком

Тяжелую дверь отворять.

      1. Смущенный краснощекий новичок

Ушел с урока в рубашонке желтой.

Он напряженно надавил плечом

На дверь, увитую плющом…

И та открылась перед носом старушонки.

Ученики: В этих шуточных стихотворениях встретилось большинство слов на орфограмму «Буквы О, Ë после шипящих»

Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы будем работать именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики: Тема нашего урока «Буква О, Ë после шипящих».

Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.

Раскрытие общей цели урока, ознакомление с планом работы

Учитель: Цель нашего урока – повторить и закрепить изученный материал по теме «Буква О, Ë после шипящих». План нашей работы на доске и у вас на партах (учитель зачитывает план работы). Напротив каждого пункта плана есть колонка «Оцени свою работу». В течение урока вы заполняете таблицу.



Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Проверка домашней работы (опрос теоретического материала, рифомовок на слова – исключения; весь класс приводит примеры к теоретическому материалу из домашней работы)

Учитель: С какой орфограммой вы работали дома?

  • Расскажите об условиях написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи, приведите примеры слов из домашней работы ( работа с таблицей «О, Ë после шипящих» ( по системе Т.Я. Фроловой): рифмовка и комментарии).

  • В таблице с планом урока напротив пункта « Домашняя работа» поставьте себе оценку за выполнение домашнего задания.

    1. Формулирование задачи урока в действиях учащихся (ученики сами формулируют задачи)

Учитель: Какой материал мы рассмотрим на уроке?

Ученики: Сегодня на уроке мы рассмотрим условия написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи.

  1. Мотивация

Учитель: А для чего нам это необходимо?

Ученики: Чтобы грамотно писать, выражать мысли.



Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Учитель: А какие опорные знания нам необходимы для изучения темы? По каким разделам русского языка нам понадобятся знания, чтобы правильно объяснить орфограмму?

Ученики: Чтобы правильно объяснить орфограмму, нам понадобятся знания по орфографии, знания по морфологии, морфемике, фонетике, лексике, синтаксису.

  1. Задание по лексике

Учитель: Что изучает лексика?

    • Лексический штурм ( устная фронтальная работа).

Учитель: Ученики (2 чел.) получили индивидуальное домашнее задание. Они называют лексическое значение, класс называет слова и дает комментарии о написании букв О, Ë после шипящих.

    • Кроссворд – тест (письменно).

Учитель: У каждого на парте распечатанный кроссворд, самостоятельно впишите нужные слова, узнав их по лексическому значению. Помните, что эти слова на орфограмму «О, Ë после шипящих».

( Ученики, сделавшие кроссворд, зачитывают задание. Кроссворд – тест сразу передается учителю, в конце урока его проверяют ученики, подготовившие кроссворд)

Учитель: Дети, оцените свою работу по лексике

  1. Задания по фонетике, морфемике и морфологии

Учитель: Закрепим знания по фонетике, морфемике и морфологии, необходимые для объяснения орфограммы «Буквы О, Ë после шипящих»

    • Что изучает фонетика?

    • Дети, посмотрите на доску:

ж…сткий, печ..т, кумач…вый, заверш…нный, ш..в, друж…к

    • Какой звук слышится на месте пропусков? ([ о ])

    • А какими буквами он выражается в данных словах? (О, Ë )

    • Соотнеси слова со схемами

Учитель: Соотнесите слова со схемами, объясняя условия написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи ( схемы начерчены на доске). Справиться с этим заданием вам помогут знания по морфемике.

ж…сткий, кумач…вый, друж…к

ш..в, печ..т

(Ученики распределяют слова по схемам, озвучивают, дают объяснения. Учитель (или ученик) вставляет буквы.)

  • В каком случае нам для объяснения орфограммы не нужно указывать часть речи? ( Если орфограмма в корне, в словах – исключениях)

  • Назовите такие слова

  1. Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии

Учитель: Покажите, как вы применяете полученные знания по орфограмме «Буквы О, Ë после шипящих» в письменной речи. Закрепим знания по синтаксису, пунктуации и орфографии.

    • Соберем мозаику

Учитель: Из предложений, которые я назову, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.

Возьмите из данных предложений:

  1. Юношу влечет наука. (сказуемое)

  2. Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях.

(определение в форме прилагательного мн.ч.П.п. поставьте в форму И.п.ед.ч.)

  1. В тайге был слышен таинственный шепот и шорох.

(однородные подлежащие)

  1. Вдоль шоссе раскинулись необъятные просторы полей.

(обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом)

  1. Черной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (определение, выраженное прилагательным в форме ж.р.,ед.ч.,Т.п.)

  2. По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (словосочетание сущ. + прил. В форме ж.р., ед.ч., Т.п.)

Должно получиться:

Влечет камышовый шепот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе черной извилистой лентой.

  1. Лови подвох (Зарядка + закрепление темы)

Учитель: Сейчас отдохнем и на физкультминутке закрепим тему. Ученик называет слово с ошибкой – класс поднимает руки; ученик называет слово без ошибки – класс стоит ровно. ( Ученики, заранее подготовленные)

  1. Выборочно – распределительная работа

Учитель: Мы изучили несколько видов орфограмм, в которых есть шипящие звуки. Посмотрим, как вы умеете различать эти орфограммы в предложениях. Расскажите о написании мягкого знака после шипящих

( рассказывают рифмовку).

    • 1 группа выписывают слова с шипящим на конце

    • 2 группа выписывают слова на орфограмму « О, Ë после шипящих»

Слова с шипящим на конце

О – Ë после шипящих

Настеж…

Шалаш…

Накинеш..

Меч…

Силач..

Напроч..

Дрож..

Видиш..

Заметиш..


Ключ..м

Чащ..бе

Чуж..й

Сеч..т

Силач..м

Ч..елка

Мальч..нку

Пирож..к

Творож..к




Проводится анализ работы учащимися.

Проверка с комментариями по цепочке (по 2 группам). Группы анализируют ответы друг друга.

Учитель: Дети, оцените работу по умению различать орфограммы .



Контроль, самопроверка и коррекция знаний и способов действий

  1. Работа с тестами

Учитель: Мы выполнили много видов работы. Переходим к завершающему этапу контроля ваших знаний. Выполните самостоятельно тест. Затем поменяйтесь тестами (взаимопроверка в парах) и оцените работы. (В это время 2 ученика проверяют кроссворд)

  1. 4 лишнее (проверка в парах: 1 ученик зачитывает тест, 2 ученик дает ответ)

Учитель: Чтобы узнать, насколько хорошо вы овладели материалом, составьте свой тест (небольшой). Подберите 4 слова орфограмма «Буквы О, Ë после шипящих», одно из которых будет лишним.

Подведение итогов урока

Учитель: Какой материал мы повторили и закрепили на уроке? Дайте характеристику работы класса.

Рефлексия

Учитель: Дети, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа «оцени свою работу». Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?

Оценивание

Информация о домашнем задании

Приложение

1 вариант

Фамилия, имя:

Тест (можно предложить сильным ученикам)

  1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:

  1. медвеж…нок, еж…вый,мяч..м;

  2. клоч..к, деш..вый, тяж..лый;

  3. береж..т, печ..т;

  4. рубаш..нка, щ..лкать,ш..лк.

  1. В каком ряду пишется буква Ë:

  1. плащ..м, руч..нка, ж..лтый;

  2. ч..порный, каблуч..к, крыж..вник;

  3. волч..нок, со свеч..й, ж..нглер.

  1. Назовите ряд, в котором даны слова – исключения с буквой О:

    1. ж..рнов, за багаж..м;

    2. раскорч..вка, ухаж..р, ранч..;

    3. ш..у, ш..кировать, ш..мпол;

    4. беч..вка, стаж..р, извлеч..т.

Вариант 2

Фамилия, имя:

Тест (можно предложить слабым ученикам)

  1. В каком слове пишется буква О после шипящих:

  1. деш..вый;

  2. береж..т;

  3. рубаш…нка.

  1. В каком слове пишется буква Ë:

  1. плащ..м;

  2. каблуч..к;

  3. волч..нок.

  1. Назовите слово – исключение с буквой О:

  1. печ..нка;

  2. раскорч..вка;

  3. ухаж..р;

  4. ш..у.

  1. Назовите слово – исключение с буквой Ë:

  1. ш..кировать;

  2. трущ..ба;

  3. стаж..р;

  4. ж..нглер.

    1. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:

  1. протеч..т;

  2. ч..рточка;

  3. парч..вый.

ПЛАН РАБОТЫ

Виды работы

«Оцени свою работу»

1

Проверка домашней работы


2

Задание по лексике


3

Задание по фонетике, морфемике, морфологии


4

Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии:

Собери мозаику


5

Выборочно – распределительная работа


6

Работа с тестами






Кроссворд

По горизонтали: По вертикали:

1.Кондитерское изделие; 2. Тихая речь;

5.Ткань; 4. Плод дуба;

6. Водитель автомобиля. 7. Профессиональный наездник

3. Часть туловища.





















7. ж








4. ж


о



2. ш




5. ш

е

л

к



е





л


е



п



3. п


у


й


1

о

к

о

л

а

д





т



е


ь








ч









6.ш

о

ф

е

р








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Буквы О и Е после шипящих"

Автор: Петухова Наталия Олексеевна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по грамоте в классе по теме "«Гласные после шипящих ч,щ ( ча-ща)». М. Бесова  «Частушки»"
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-po-ghramotie-v-klassie-po-tiemie-glasnyie-poslie-shipiashchikh-ch-shch-cha-shcha-m-biesova-chastushki"
    ["file_id"] => string(6) "269391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450807061"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании букв и,у,а после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-uprazhnieniia-v-napisanii-bukv-i-u-a-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "125888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415089041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства