Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Буквы О и Е после шипящих"»
Петухова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы СОШ №15, г. Северодонецка, учитель 1 категории
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Буквы О, Ë после шипящих в корне слова.
Цели урока:
Образовательная:
формирование навыка написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи.
Развивающая:
способствовать развитию личностно – смыслового отношения к предмету;
продолжить использование на уроке творческих и дифференцированных заданий как средство индивидуально – личностной поддержки учащихся ( способствовать развитию у учащихся инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели);
содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной деятельности.
Воспитательная:
создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.
Наглядность:
таблица (О, Ë после шипящих ( по системе Т.Я.Фроловой)).
Опорный материал:
схема – алгоритм с рифмованным правилом (по системе Т.Я.Фроловой);
схема с рифмованными правилами на слова исключения.
Раздаточный материал:
план урока «Оцени свою работу» ( рефлексия);
кроссворд – тест.
План урока
Проверка домашнего задания.
Задания по лексике:
лексический штурм;
кроссворд – тест
Задания по фонетике, морфемике и морфологии
соотнеси слова со схемами;
подбери слово к схеме.
Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии:
соберем мозаику;
составь предложение.
Выборочно – распределительная работа. Анализ учащимися работы.
Работа с тестами.
Ход урока:
Подготовка учащихся к работе на уроке
Слово учителя.
Учитель: Запишите число, классная работа. Послушайте шуточные стихотворения и скажите, на какую орфограмму в нем встретилось большинство слов? Назовите эти слова.
Стихотворения читают ученики:
Наш бельчонок стал, как бочонок,
Одев свой старый парчовый халат.
А черный ежонок ушел с паучонком
Тяжелую дверь отворять.
Смущенный краснощекий новичок
Ушел с урока в рубашонке желтой.
Он напряженно надавил плечом
На дверь, увитую плющом…
И та открылась перед носом старушонки.
Ученики: В этих шуточных стихотворениях встретилось большинство слов на орфограмму «Буквы О, Ë после шипящих»
Учитель: Правильно. И сегодня на уроке мы будем работать именно с этой орфограммой. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока «Буква О, Ë после шипящих».
Учитель: Запишите эту тему в тетрадь.
Раскрытие общей цели урока, ознакомление с планом работы
Учитель: Цель нашего урока – повторить и закрепить изученный материал по теме «Буква О, Ë после шипящих». План нашей работы на доске и у вас на партах (учитель зачитывает план работы). Напротив каждого пункта плана есть колонка «Оцени свою работу». В течение урока вы заполняете таблицу.
Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Проверка домашней работы (опрос теоретического материала, рифомовок на слова – исключения; весь класс приводит примеры к теоретическому материалу из домашней работы)
Учитель: С какой орфограммой вы работали дома?
Расскажите об условиях написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи, приведите примеры слов из домашней работы ( работа с таблицей «О, Ë после шипящих» ( по системе Т.Я. Фроловой): рифмовка и комментарии).
В таблице с планом урока напротив пункта « Домашняя работа» поставьте себе оценку за выполнение домашнего задания.
Формулирование задачи урока в действиях учащихся (ученики сами формулируют задачи)
Учитель: Какой материал мы рассмотрим на уроке?
Ученики: Сегодня на уроке мы рассмотрим условия написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи.
Мотивация
Учитель: А для чего нам это необходимо?
Ученики: Чтобы грамотно писать, выражать мысли.
Обобщение и систематизация знаний и способов действий
Учитель: А какие опорные знания нам необходимы для изучения темы? По каким разделам русского языка нам понадобятся знания, чтобы правильно объяснить орфограмму?
Ученики: Чтобы правильно объяснить орфограмму, нам понадобятся знания по орфографии, знания по морфологии, морфемике, фонетике, лексике, синтаксису.
Задание по лексике
Учитель: Что изучает лексика?
Лексический штурм ( устная фронтальная работа).
Учитель: Ученики (2 чел.) получили индивидуальное домашнее задание. Они называют лексическое значение, класс называет слова и дает комментарии о написании букв О, Ë после шипящих.
Кроссворд – тест (письменно).
Учитель: У каждого на парте распечатанный кроссворд, самостоятельно впишите нужные слова, узнав их по лексическому значению. Помните, что эти слова на орфограмму «О, Ë после шипящих».
( Ученики, сделавшие кроссворд, зачитывают задание. Кроссворд – тест сразу передается учителю, в конце урока его проверяют ученики, подготовившие кроссворд)
Учитель: Дети, оцените свою работу по лексике
Задания по фонетике, морфемике и морфологии
Учитель: Закрепим знания по фонетике, морфемике и морфологии, необходимые для объяснения орфограммы «БуквыО, Ë после шипящих»
А какими буквами он выражается в данных словах? (О, Ë )
Соотнеси слова со схемами
Учитель: Соотнесите слова со схемами, объясняя условия написания гласных О, Ë после шипящих в разных частях слова разных частей речи ( схемы начерчены на доске). Справиться с этим заданием вам помогут знания по морфемике.
ж…сткий, кумач…вый, друж…к
ш..в, печ..т
(Ученики распределяют слова по схемам, озвучивают, дают объяснения. Учитель (или ученик) вставляет буквы.)
В каком случае нам для объяснения орфограммы не нужно указывать часть речи? ( Если орфограмма в корне, в словах – исключениях)
Назовите такие слова
Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии
Учитель: Покажите, как вы применяете полученные знания по орфограмме «БуквыО, Ë после шипящих» в письменной речи. Закрепим знания по синтаксису, пунктуации и орфографии.
Соберем мозаику
Учитель: Из предложений, которые я назову, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.
Возьмите из данных предложений:
Юношу влечет наука. (сказуемое)
Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях.
(определение в форме прилагательного мн.ч.П.п. поставьте в форму И.п.ед.ч.)
В тайге был слышен таинственный шепот и шорох.
(однородные подлежащие)
Вдоль шоссе раскинулись необъятные просторы полей.
(обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом)
Черной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (определение, выраженное прилагательным в форме ж.р.,ед.ч.,Т.п.)
По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (словосочетание сущ. + прил. В форме ж.р., ед.ч., Т.п.)
Должно получиться:
Влечет камышовый шепот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе черной извилистой лентой.
Лови подвох (Зарядка + закрепление темы)
Учитель: Сейчас отдохнем и на физкультминутке закрепим тему. Ученик называет слово с ошибкой – класс поднимает руки; ученик называет слово без ошибки – класс стоит ровно. ( Ученики, заранее подготовленные)
Выборочно – распределительная работа
Учитель: Мы изучили несколько видов орфограмм, в которых есть шипящие звуки. Посмотрим, как вы умеете различать эти орфограммы в предложениях. Расскажите о написании мягкого знака после шипящих
( рассказывают рифмовку).
1 группа выписывают слова с шипящим на конце
2 группа выписывают слова на орфограмму « О, Ë после шипящих»
Слова с шипящим на конце
О – Ë после шипящих
Настеж…
Шалаш…
Накинеш..
Меч…
Силач..
Напроч..
Дрож..
Видиш..
Заметиш..
Ключ..м
Чащ..бе
Чуж..й
Сеч..т
Силач..м
Ч..елка
Мальч..нку
Пирож..к
Творож..к
Проводится анализ работы учащимися.
Проверка с комментариями по цепочке (по 2 группам). Группы анализируют ответы друг друга.
Учитель: Дети, оцените работу по умению различать орфограммы .
Контроль, самопроверка и коррекция знаний и способов действий
Работа с тестами
Учитель: Мы выполнили много видов работы. Переходим к завершающему этапу контроля ваших знаний. Выполните самостоятельно тест. Затем поменяйтесь тестами (взаимопроверка в парах) и оцените работы. (В это время 2 ученика проверяют кроссворд)
4 лишнее (проверка в парах: 1 ученик зачитывает тест, 2 ученик дает ответ)
Учитель: Чтобы узнать, насколько хорошо вы овладели материалом, составьте свой тест (небольшой). Подберите 4 слова орфограмма «Буквы О, Ë после шипящих», одно из которых будет лишним.
Подведение итогов урока
Учитель: Какой материал мы повторили и закрепили на уроке? Дайте характеристику работы класса.
Рефлексия
Учитель: Дети, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа «оцени свою работу». Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?
Оценивание
Информация о домашнем задании
Приложение
1 вариант
Фамилия, имя:
Тест (можно предложить сильным ученикам)
В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих:
медвеж…нок, еж…вый,мяч..м;
клоч..к, деш..вый, тяж..лый;
береж..т, печ..т;
рубаш..нка, щ..лкать,ш..лк.
В каком ряду пишется буква Ë:
плащ..м, руч..нка, ж..лтый;
ч..порный, каблуч..к, крыж..вник;
волч..нок, со свеч..й, ж..нглер.
Назовите ряд, в котором даны слова – исключения с буквой О:
ж..рнов, за багаж..м;
раскорч..вка, ухаж..р, ранч..;
ш..у, ш..кировать, ш..мпол;
беч..вка, стаж..р, извлеч..т.
Вариант 2
Фамилия, имя:
Тест (можно предложить слабым ученикам)
В каком слове пишется буква О после шипящих:
деш..вый;
береж..т;
рубаш…нка.
В каком слове пишется буква Ë:
плащ..м;
каблуч..к;
волч..нок.
Назовите слово – исключение с буквой О:
печ..нка;
раскорч..вка;
ухаж..р;
ш..у.
Назовите слово – исключение с буквой Ë:
ш..кировать;
трущ..ба;
стаж..р;
ж..нглер.
Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:
протеч..т;
ч..рточка;
парч..вый.
ПЛАН РАБОТЫ
№
Виды работы
«Оцени свою работу»
1
Проверка домашней работы
2
Задание по лексике
3
Задание по фонетике, морфемике, морфологии
4
Задания по синтаксису, пунктуации и орфографии:
Собери мозаику
5
Выборочно – распределительная работа
6
Работа с тестами
Кроссворд
По горизонтали: По вертикали:
1.Кондитерское изделие; 2. Тихая речь;
5.Ткань; 4. Плод дуба;
6. Водитель автомобиля. 7. Профессиональный наездник