Цели и задачи: повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы, познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие «антоним».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.
Тип урока : комбинированный
Методы : репродуктивный, метод чтения , беседа , рефлексия.
Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , карточки. ЭТАПЫ УРОКА:
Орг.момент
Проверка домашнего задания
Объяснение новой темы
Закрепление
Домашняя работа
Итог урока .
Ход урока
I. Организационный момент:
Слово учителя: (1 СЛАЙД)
Добрый день, добрый час
Я очень рада видеть вас!
Войти в приветливый
ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших
умных глаз.
Ребята, сегодня мы с вами немного по путешествуем. Но прежде чем мы попадем в страну «АНТОНИМЫ», мы должны остановиться на станции «ПРОВЕРЯЙКА» ( 5 СЛАЙД)
Ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
2.Мозговой штурм. (6 СЛАЙД)
Синонимы-это слова очень близкие по значению. (Да). (7СЛАЙД)
Синонимы составляют пары или ряды слов объединённые общим значением. (Да). (8 СЛАЙД)
Слова идти, шагать .Синонимы? (Да)(9 СЛАЙД)
Синонимы –это слова близкие по значению.( 10 СЛАЙД)
Хорошо . Молодцы!!
3.Объяснение нового материала: (11 СЛАЙД)
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, мы сегодня и поговорим, а называются они АНТОНИМЫ. (12 СЛАЙД)
А теперь ребята, мы отправляемся в страну «Антонимы». ( 13 СЛАЙД)
Теперь записываем тему урока : « Антонимы » ( 14СЛАЙД), (15 СЛАЙД)
Значит антонимы ( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Отправимся на следующую станцию «УЗНАВАЙКА» (16 СЛАЙД)
Чтение правила на с.163.
Игра « Смотри, не ошибись ».(17 СЛАЙД)
Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд, весёлый ( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко , Анель ,золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан , синий , чёрный ( белый ).
Делаем вывод : Не все слова имеют антонимы. ( 18 СЛАЙД)
Нет антонимов у имён собственных , местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ),прилагательных, образованных от названия металлов .
Выставка книг. (19,20 СЛАЙД) Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :
- « Война и мир » Л.Н.Толстого
- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова
- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова
С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
А теперь работа по карточкам. Спиши пословицы. Подчеркните антонимы. Объясните смысл пословиц.
1)Ученье - свет, а неученье -тьма.
2) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
3)Корень учения горек, да плод его сладок.
4) Любишь брать, люби и отдавать.
5) Тяжело в ученье, легко в бою.
6) Тише едешь - дальше будешь.
7) Умеешь ссориться, научись и мириться.
8) Трусливый друг опасней врага.
Молоды!
4.А следующая станция « НАПИШИКА» (21,22СЛАЙД)
Работа по учебнику упр.568. (23 СЛАЙД)
« Игра в мяч » (24 СЛАЙД)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру « Наоборот ».
Скажу я слово « высоко »
А ты ответишь ( низко )
Скажу я слово « далеко »,
А ты ответишь ( близко )
Скажу я слово « потерял »
И скажешь ты ( нашёл )
Скажу тебе я слово « трус »
Ответишь ты ( храбрец )
Теперь начало я скажу
Ну отвечай ( конец ).
Следующая игра : « Эстафета » Подбери антонимы.( 25 СЛАЙД)
богатый
бедный
плохой
хороший
широкий
узкий
хорошо
плохо
больше
меньше
война
мир
мало
много
вперед
назад
черный
белый
горький
сладкий
весело
грустно
буря
затишье
рыхлый
плотный
трудолюбивый
ленивый
свет
темнота
шум
тишина
Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки. (26СЛАЙД)
Ребята, а нужны ли нам вообще антонимы? Зачем? Можно и без них говорить.
5. Обобщение материала
Последнее обобщающее задание нашего урока:
Найти пары слов – антонимов в предложении :
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас, ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.