kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Местоимение (повторение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поворительно-обобщающий урок по теме "Местоимение" с использованием текстов, призванных познакомить учащихся с речевым этикетом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Местоимение (повторение"»

Тема урока: Местоимение (повторение изученного)

Цели:
Повторить и обобщить материал по теме «Местоимение».

Совершенствовать навыки работы с текстом.

Продолжать формирование нравственных качеств, в том числе норм поведения.
Оборудование: 

Этикет –(фр.- ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
Поведение – образ жизни и действий.
Мораль – форма сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И.Ожегова).
На доске эпиграф: 
«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой» (правило этики).

1. Оргмомент

Цель: Определение темы и целей урока

- Добрый день, ребята. Итак, начнем урок. Как вы думаете, что нам для этого необходимо?

Определить его тему и цели

- Совершенно верно. Чтобы сделать это, предлагаю вам решить ребус. Какое слово здесь скрывается? (слайд 1)

Местоимение (слайд 2)

- Верно. Это наш 1-й урок по данной теме? Какие ж цели мы можем поставить перед собой, начиная наш урок?

Уч-ся определяют цели урока

-Молодцы. Итак, начнем. А в конце урока попробуем сделать вывод, насколько успешно удалось нам этих целей достигнуть.

2. Фронтальный опрос (слайд 3)

Рабочий лист

Закончите предложения

1)Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая...

2) Существуют следующие разряды местоимений…

3) Личные местоимения указывают на…

5)Возвратное местоимение (себя) не имеет...

6)Вопросительные местоимения служат...

7) Относительные местоимения отличаются от вопросительных тем….

8)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ...

9) Не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, когда…

3. Работа с высказыванием А.А.Леонтьева. Пунктуационный разбор (ученик у доски)

Местоимение – одна из важных частей речи для этикета. Поэтому я хочу предложить вам задания, объединённые этой темой.

Известный советский психолог и языковед Алексей Леонтьев утверждал: «Местоимение – как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений»

«Слово – одежда всех фактов и мыслей», - писал М.Горький.

- Как вы понимаете эти высказывания?


(Прежде чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они были правильными, никого не обидели).

- В каком значении используют авторы слова зеркало, одежда?

4. Работа с текстом

Все мы помним строчки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности всегда остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом.

- Как вы понимаете слово этикет? (слайд 4)
- Что такое речевой этикет? (слайд 5)
- Зачем нужно соблюдать речевой этикет?

Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

5. Выборочно-распределительная работа

Выпишите их текста местоимения в соответствии с их разрядами

Разряды местоимений

Примеры



















6. Устная работа

Послушайте и представьте такую сцену: 

- Кто последний?
На шумный и бравый вопрос откликнулся чистенький, седенький старичок:
- Я! Но не последний, а крайний. Последний это, знаете, кто?
- Знаю, дед! Зря ты тратишь свои скудные силы. Помолчи, будь лас.
- И не тыкайте, пожалуйста, мы с вами из одной чашки щи не хлебали.

- Почему обиделся старичок? (Вы – самое вежливое местоимение.)

- К какому разряду оно относится? Расскажите о его употреблении и написании.
7. Синтаксическая работа

Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши. 

Оно бывает то сурово, 

То рождено теплом души. 

Оно то жаворонком вьётся, 

То медью траурной поёт. 

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт. 

Им можно радости прибавить, 

И радость людям отравить. 

Им можно лёд зимой расплавить 

И камень в крошку раздолбить. 

Оно одарит иль ограбит, 

Пусть ненароком, пусть шутя. 

Подумай, как бы им не ранить 

Того, кто слушает тебя.


-Какова основная мысль стихотворения?
Есть такая пословица: «Добрые слова дёшево стоят, но дорого ценятся».
- Спишите текст, определите разряд местоимений, подчеркните их как члены предложения.
- Назовите разряд местоимения, которое является омонимом относительному местоимению кто?
(оно имеет одинаковый графический облик, но отличается своей функцией в предложении. Спрашивает – самое любопытное местоимение.)
8. Сеанс одновременной игры.

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.

Кто сегодня опоздал? Никто.


  • Какое задание тебя затруднило? Никакое.


  • Чей ответ был плохим? Ничей.


  • Кого винить, если сам виноват? Некого.


  • Что исправить, если нет ошибок? Нечего.



  • Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему?

  • 9. Записать предложение в тетради:

    Ни с кем громко не разговаривай, не старайся никого перекричать.
    Объясните правописание местоимений. Определите их падежи.

  • 10. Какие местоимения пишутся через дефис? Как они образованы? 



  • 11. Ребята, мы с вами забыли ещё об одном местоимении.
    Запишем предложение: Не кричи о себе – пусть другие скажут, какой ты.
    Что вы о нём знаете? (Не имеет именительного падежа, рода и числа).

12. А сейчас подведём итоги всему сказанному.
Вставить в текст подходящие по смыслу местоимения.
Мы решили сделать свой подарок школе. Что бы такое предпринять? Кто-то предложил вырастить отличную рассаду в теплице. Некоторые предлагали разбить цветник, посадить аллею у школы. Нами были приготовлены наглядные пособия для кабинетов. Никто не остался в стороне. Классу не пришлось ни за кого краснеть. Хорошо потрудились, ничего не скажешь.
Вот о таких ребятах обязательно скажут: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»
Добрые слова перерастают в добрые дела.
Сегодня, повторяя всё изученное о местоимении, мы говорили о правилах поведения. Перед вами заповеди речевого поведения. Прочитаем их.

Заповеди речевого поведения
1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.

4. Избегай многословия.

5. Говори просто, понятно, чётко.

6. Избегай речевого однообразия.

7. Владей культурой языка.

8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

9. Умей не только говорить, но и слушать.

Урок окончен. Спасибо за работу













Рабочий лист

  1. Закончите предложения

1)Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая...

2) Существуют следующие разряды местоимений…

3) Личные местоимения указывают на…

5)Возвратное местоимение (себя) не имеет...

6)Вопросительные местоимения служат...

7) Относительные местоимения отличаются от вопросительных тем….

8)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ...

9) Не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, когда…

2. Работа с текстом

Все мы помним строчки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности всегда остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас. Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом.
3. Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина.


Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши. 
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души. 
Оно то жаворонком вьётся, 
То медью траурной поёт. 
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт. 
Им можно радости прибавить, 
И радость людям отравить. 
Им можно лёд зимой расплавить 
И камень в крошку раздолбить. 
Оно одарит иль ограбит, 
Пусть ненароком, пусть шутя. 
Подумай, как бы им не ранить 
Того, кто слушает тебя.


4. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.
Мы решили сделать ( ) подарок школе. ( ) бы такое предпринять? ( ) предложил вырастить отличную рассаду в теплице. ( ) предлагали разбить цветник, посадить аллею у школы. ( ) были приготовлены наглядные пособия для кабинетов. ( ) не остался в стороне. Классу не пришлось ( ) краснеть. Хорошо потрудились, ( ) не скажешь.
Вот о ( ) ребятах обязательно скажут: «Не ( ) хорош, кто лицом пригож, а ( ) хорош, кто на дело гож»
Добрые слова перерастают в добрые дела.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Местоимение (повторение"

Автор: Черенкова Юлия Владимировна

Дата: 10.09.2016

Номер свидетельства: 343157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока  русского языка "Местоимение"-6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486987"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Дефисное написание наречий""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-diefisnoie-napisaniie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "276081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452677244"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урок английского языка -прямая и косвенная речь"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokanghliiskoghoiazykapriamaiaikosviennaiariech"
    ["file_id"] => string(6) "284720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454008950"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "План-конспект урока французского языка по теме «Школьная столовая» в аспекте требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "plankonspiekturokafrantsuzskoghoiazykapotiemieshkolnaiastolovaiavaspiektietriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "320034"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460993620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства