Этап урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учеников. Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Проверим готовность к уроку. - Ребята, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Здороваются с гостями, дарят улыбки | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | На доске написаны слова: воробей, город, слово, дорога. -Какое слово из этой цепочки по-вашему, лишнее? Почему? -Что общего между словами воробей, город, дорога? -Пропишем сочетание - оро | Прочитывают слова с доски. Рассуждают. Лишнее – слово, т.к. воробей, город, дорога – словарные слова. Сочетание – оро. Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфичес-кий почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Групповая. Словесный. Чтение, беседа | Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь | Вычитывают из словаря | Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем | |
| | Работа в группах - Составьте из отдельных частей пословицы. (Приложение) Ветер горы не стрела, да острее стрелы. Слово разрушает – слово народы поднимает. -Как вы понимаете эти пословицы? -Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы? -А сочетались ли слова первоначально? -Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? - Верно. В центре нашего внимания слово и его лексическое значение. Тема нашего урока: «Как сочетаются слова». (Слайд 1) -Какова главная цель урока? -Сегодня на уроке вы будете учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов. (Слайд 2) -Какова задача урока? (Научиться определять лексическое значение слова, чтобы расширить свой словарный запас.) (Слайд 2 щелчок) -Ребята послушайте стихотворение. (учитель читает стихотворение В. Шефнера) Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать? (Слайд 3) - Мы сегодня представим себя в роли лингвистов. Если вы не уверены в своём умении анализировать лексическое значение слова, правильно сочетать слова, правильно использовать слова в речи -Предлагаю принять участие в проекте « Как сочетаются слова» | Составляют пословицы, вывешивают на доску: Слово не стрела, да острее стрелы. Ветер горы разрушает - слово народы поднимает. Объясняют смысл. Переставить слова, чтобы они сочетались. Нет. ( о словах) Читают, предлагают формулировки учебной задачи урока Наблюдать, как сочетаются слова. В толковом словаре. | | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, словарем, беседа | Организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Подсказка» (Учебник –с.14-15) - С чего же начать наш проект? - Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке. - Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так: «кусарики» «колоток» «улиционер» «мокресс» - Почему они так говорят? Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему? Работа в группах: Кусарики – сухарики - то, что кусают Колоток - молоток-то, чем колотят Улиционер – милиционер - стоит на улице Мокресс - компресс-потому что мокрый Проверка: соотнесите слова друг с другом (Слайд 4) сухарики молоток милиционер компресс Вывод: подобные слова появляются из-за того, что значение слова соединяется с близким ребенку действием. | Отвечают на вопросы, знакомятся с толковым словариком в учебнике (с.157-170) Ещё не умеют хорошо говорить, не понимают значения слов, мало слов знают. Нет. Они не всем понятны. Значение слова компресс смотрят в толковом словарике учебника с.162 (Компресс – влажная повязка на больное место) | Выделяют необходимую информацию из учебного текста; высказывают свое мнение | Беседа по вопросам |
Лексическое значение слова Физминутка | Фронтальная, парная, групповая. Словесный, практический. Упражнение | Создает условия для выполнения упр.1 с.15, контролирует работу. Прочитайте задание к упр.1 с.1, рассмотрим пример со словом сороконожка (Слайд 5) - Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей оно состоит, и какое значение имеют эти части. -Запишите по образцу по рядам: (Слайд 6) 1ряд - подснежники, ельник 2ряд - подберезовик, подсвечник 3ряд - подосиновик, голубика Какие слова вызвали затруднение? Проверка: 1ряд (Слайды 7,8), 2ряд (Слайды 9,10) 3ряд (Слайды 11,12) - А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову? (Слайды 13,14,15) Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре. | Работают в парах с материалом учебника в рабочей тетради: читают слова, разбирают по составу, объясняют лексическое значение по образцу. 1ряд Подснежники - цветы, которые появляются сразу из-под снега. Ельник - еловый лес 2 ряд Подберёзовик - гриб, растущий под берёзой. Подсвечник - подставка под свечу. 3 ряд Подосиновик - гриб, растущий под осиной. Голубика - лесная ягода голубого цвета Черника, осинник, земляника. | Проговаривают вслух производимые действия | Упражнение |
Практический | Предлагает встать и выполнить физминутку: (Слайд 16) На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «два». Соберем в корзинки Ягоды и грибы. Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть! | Выполняют физминутку | Проговаривают вслух производимые действия | |
Парная. Практический, словесный. Упражнение | Предлагает выполнить упр.2 с.15-16 Мой папа знает (грецкий, греческий) язык. В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница). Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное) мороженое. Я люблю смотреть, как крутится и переливается (волчок, волчонок). Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет. | Определяют значение слов, списывают нужные слова; устно составляют предложения с остальными словами. | Принимают участие в работе парами; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению | Упражнение |
Словарно-орфографическая работа. Отец | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | Проводит работу со словарным словом - отец, организует его запоминание. Добрый отец – детям образец. | Записывают и запоминают правописание слова. Составляют со словом предложения | Усваивают лексическое значение и правописание слова | Упражнение |
Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа | Организует работу с рубриками: «Давай подумаем», «Тайны языка», «Из истории языка» (с.16-18) Решите анаграмму: кшлоа (Приложение) -Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет? - Объясните лексическое значение слова школа своими словами, затем по словарю. | Читают текст; отвечают на вопросы Школа. Толковый словарь 1.Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя музыкальная школа 2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа 3.Направление в области науки, искусства. Создать свою школу в науке. 4.Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта). Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе. | Выделяют необходимую информацию из учебного текста; высказывают свое мнение | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная. Практический. Упражнение | Предлагает выполнить упр. 3 с.16-17, комментирует задания, контролирует их выполнение | Выбирают и записывают подходящие сочетания слов; самостоятельно составляют сочетания слов | Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствую-щую этапу обучения | Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Итак, чтобы знанья были впрок, Следует кратко повторить урок. - Исследование какой темы вели на уроке? – Что нового узнали сегодня на уроке? - Какой вид работы понравился больше? - О чём хотели бы узнать подробнее? -Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута. -Оцените свою работу на уроке. Работу класса. | Отвечают на вопросы Составляют синквейн (Синквейн) Слово доброе, хорошее пронзает, лечит, учит Слово не стрела, да острее стрелы. лексика | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуля-ция |
VII. Домашнее задание. Упражнение 4 с.17 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие Записи. - От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Окончен урок и вас ждёт перемена И шум в коридорах опять. Но хочется мне успеть непременно Вам доброе слово сказать! -Спасибо за работу! Урок окончен. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |