kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Как сочетаются слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК Начальная школа 21 века. Конспект урока по теме "Как сочетаются слова". 2 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как сочетаются слова"»

МОАУ «Начальная общеобразовательная школа №75»











Конспект урока русского языка

во 2 «б» классе

по теме «Как сочетаются слова»





Подготовил:

Мокроусова Людмила Николаевна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории





г.Оренбург, 2016-2017 учебный год

Урок русского языка по УМК «Начальная школа XXI века»


Тема урока: «Как сочетаются слова»


Педагогическая

цель


Создать условия для определения понятия «лексическое значение слова», сочетаемости слов; способствовать развитию умения осуществлять анализ лексического значения слова, определять значение слова с помощью словаря; содействовать ознакомлению со словарным словом отец

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты

(предметные)

Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря


Личностные результаты


Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы

Универсальные учебные действия (метапредметные)


П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – удерживают внимание при решении учебной задачи; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К – используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строят небольшое монологическое высказывание на заданную тему; оформляют свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность

Основное содержание темы, понятия, термины

Лексическое значение слова. Сочетаемость слов. Толковый словарь. Отец



Технологическая карта урока


Этап урока


Формы, методы, методические приёмы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)


Фронтальная.

Словесный. Слово учителя


Приветствие учеников.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверим готовность к уроку.

- Ребята, подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо! Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Здороваются с гостями, дарят улыбки


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя



II. Чистописание


Индивидуальная. Практический. Письмо

На доске написаны слова:

воробей, город, слово, дорога.

-Какое слово из этой цепочки по-вашему, лишнее? Почему?

-Что общего между словами воробей, город, дорога?

-Пропишем сочетание - оро

Прочитывают слова с доски.

Рассуждают.

Лишнее – слово, т.к. воробей, город, дорога – словарные слова.

Сочетание – оро.

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфичес-кий почерк


Правильное написание

III. Постановка учебной задачи


Фронтальная.

Групповая.

Словесный. Чтение, беседа

Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь


Вычитывают из словаря

Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем





Работа в группах

- Составьте из отдельных частей пословицы. (Приложение)

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?

-А сочетались ли слова первоначально?

-Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

- Верно. В центре нашего внимания слово и его лексическое значение.

Тема нашего урока: «Как сочетаются слова». (Слайд 1)

-Какова главная цель урока?

-Сегодня на уроке вы будете учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов. (Слайд 2)

-Какова задача урока? (Научиться определять лексическое значение слова, чтобы расширить свой словарный запас.) (Слайд 2 щелчок)


-Ребята послушайте стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать? (Слайд 3)

- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов.

Если вы не уверены

  • в своём умении анализировать лексическое значение слова,

  • правильно сочетать слова,

  • правильно использовать слова в речи

-Предлагаю принять участие

в проекте « Как сочетаются слова»


Составляют пословицы, вывешивают на доску:

Слово не стрела, да острее стрелы.

Ветер горы разрушает - слово народы поднимает.


Объясняют смысл.

Переставить слова, чтобы они сочетались.


Нет.



( о словах)







Читают, предлагают формулировки учебной задачи урока


Наблюдать, как сочетаются слова.























В толковом словаре.



IV. Усвоение новых знаний и способов действий


Фронтальная. Словесный. Работа
с текстом, словарем, беседа


Организует работу с рубриками «Давай подумаем», «Подсказка» (Учебник –с.14-15)

- С чего же начать наш проект?

- Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.

- Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:

«кусарики» «колоток» «улиционер» «мокресс»

- Почему они так говорят?

Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?

Работа в группах:

Кусарики – сухарики - то, что кусают

Колоток - молоток-то, чем колотят

Улиционер – милиционер - стоит на улице

Мокресс - компресс-потому что мокрый

Проверка: соотнесите слова друг с другом (Слайд 4)

сухарики молоток милиционер компресс

Вывод: подобные слова появляются из-за того, что значение слова соединяется с близким ребенку действием.

Отвечают на вопросы, знакомятся

с толковым словариком в учебнике (с.157-170)








Ещё не умеют хорошо говорить, не понимают значения слов, мало слов знают.

Нет. Они не всем понятны.








Значение слова компресс смотрят в толковом словарике учебника с.162 (Компресс – влажная повязка на больное место)

Выделяют необходимую информацию из учебного текста; высказывают свое мнение


Беседа по вопросам

Лексическое значение слова





























Физминутка

Фронтальная, парная, групповая.

Словесный, практический. Упражнение


Создает условия для выполнения упр.1 с.15, контролирует работу.

Прочитайте задание к упр.1 с.1, рассмотрим пример со словом сороконожка (Слайд 5)

- Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей оно состоит, и какое значение имеют эти части.

-Запишите по образцу по рядам: (Слайд 6)

1ряд - подснежники, ельник

2ряд - подберезовик, подсвечник

3ряд - подосиновик, голубика

Какие слова вызвали затруднение? Проверка: 1ряд (Слайды 7,8),

2ряд (Слайды 9,10)

3ряд (Слайды 11,12)

- А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову?

(Слайды 13,14,15)

Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре.


Работают в парах с материалом учебника в рабочей тетради:

читают слова, разбирают по составу, объясняют лексическое значение по образцу.

1ряд

Подснежники - цветы, которые появляются сразу из-под снега.

Ельник - еловый лес

2 ряд

Подберёзовик - гриб, растущий под берёзой.

Подсвечник - подставка под свечу.

3 ряд

Подосиновик - гриб, растущий под осиной.

Голубика - лесная ягода голубого цвета

Черника, осинник, земляника.


Проговаривают вслух производимые действия


Упражнение

Практический

Предлагает встать и выполнить физминутку: (Слайд 16)

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки

Ягоды и грибы.

Дружно наклоняемся

По команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!


Выполняют физминутку

Проговаривают вслух производимые действия



Парная. Практический, словесный. Упражнение


Предлагает выполнить упр.2 с.15-16

Мой папа знает (грецкий, греческий) язык. В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница).

Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное) мороженое. Я люблю смотреть, как крутится и переливается (волчок, волчонок).

Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет.

Определяют значение слов, списывают нужные слова; устно составляют предложения с остальными словами.


Принимают участие в работе парами; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению


Упражнение

Словарно-орфографическая работа.

Отец


Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо

Проводит работу со словарным словом - отец, организует его запоминание.

Добрый отец – детям образец.

Записывают и запоминают правописание слова. Составляют со словом предложения

Усваивают лексическое значение и правописание слова

Упражнение



Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа


Организует работу с рубриками: «Давай подумаем», «Тайны языка», «Из истории языка» (с.16-18)

Решите анаграмму: кшлоа (Приложение)

-Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет?

- Объясните лексическое значение слова школа своими словами, затем по словарю.


Читают текст; отвечают на вопросы



Школа.

Толковый словарь

1.Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя музыкальная школа

2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа

3.Направление в области науки, искусства.

Создать свою школу в науке.

4.Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта).

Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе.

Выделяют необходимую информацию из учебного текста; высказывают свое мнение

Беседа по вопросам


V. Закрепление знаний и способов действий


Индивидуальная. Практический.

Упражнение


Предлагает выполнить упр. 3 с.16-17, комментирует задания, контролирует их выполнение

Выбирают и записывают подходящие сочетания слов; самостоятельно составляют сочетания слов

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствую-щую этапу обучения

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог)


Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

- Исследование какой темы вели на уроке?

Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какой вид работы понравился больше?

- О чём хотели бы узнать подробнее?

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута.

-Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Отвечают на вопросы

Составляют синквейн

(Синквейн)

Слово

доброе, хорошее

пронзает, лечит, учит

Слово не стрела, да острее стрелы.

лексика


Открыто осмысливают

и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуля-ция

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4 с.17


Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие

Записи.

- От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.

Окончен урок и вас ждёт перемена

И шум в коридорах опять.

Но хочется мне успеть непременно

Вам доброе слово сказать!

-Спасибо за работу! Урок окончен.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития


Упражнение

























Приложение





Как сочетаются слова.



Слово не стрела, да острее стрелы.

Ветер горы разрушает - слово народы поднимает

Кшлоашкола

Слово

доброе, хорошее

пронзает, лечит, учит

Слово не стрела, да острее стрелы.

лексика




1 группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________



2 группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________



3 группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________



4группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________





5 группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________





6 группа

Составьте из отдельных частей пословицы.

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

1._____________________________________________________




2._____________________________________________________


______________________________________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Как сочетаются слова"

Автор: Мокроусова Людмила Николаевна

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-litieratury-nravstviennoie-stanovlieniie-pietra-griniova-po-romanu-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "189075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426796236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока по сервировке стола "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-siervirovkie-stola"
    ["file_id"] => string(6) "152210"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420814808"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока по русскому языку на тему "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rod_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487271522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока  по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4"
    ["file_id"] => string(6) "140617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973395"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока по русскому языку во 2 классе Как установить связь слов в предложении? "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-kak-ustanovit-sviaz-slov-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "182364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425497580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства