Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тема урока: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва
I.Работа по определению жанра произведения (дневник, семейные записки, мемуары (воспоминания)
- Ребятам предлагается сесть по группам. Каждый получает листочек, на котором верху пишем печатными буквами слово ДНЕВНИК
- Предлагаю подобрать слова-ассоциации, не забывая о множественном смысле слова:
- ОЦЕНКИ, РАСПИСАНИЕ, РОДИТЕЛИ, НАКАЗАНИЕ, ЛИЧНОЕ, ИСПОВЕДЬ, ЗАПИСЬ ПО ДНЯМ.
- Обменяйтесь впечатлениями в группах, назовите 3-4 совпадающих слова.
- Зачем пишутся личные дневники?
- Почему особо стали распространены к концу 18 века? ( форма для изображения внутреннего мира персонажа или автора)
- Можно ли повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» считать ДНЕВНИКОМ? (1 минута на поиск доказательств в группах: от 1 лица, пишет не только о событиях, но и о чувствах, переживаниях, даёт оценку. Пусть это не записи по дням, но это записи самых важных моментов в жизни, которые что-то изменили в нём самом)
II.Определение понятий, раскрытие и выяснение субъективно-личностного смысла, осмысление материала.
1. Можно по дневнику проследить, каким становится человек?
Запись темы: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва.
-Какие важные моменты жизни Гринёв отразил в своём дневнике?
1.Жизнь в родном доме
2. По дороге в крепость.
3. Жизнь в крепости.
4. Столкновение с Швабриным
5. Любовь к Маше Мироновой
6. Встреча с Пугачёвым
2. Работа с этимологическими толкованиями корней слов:
Нравственность Достоинство
Честь Вера
Присяга
1) Что такое по вашему «нравственное»? Проследим по этимологическим словарям.
3.Осмысление жизни героя в родном доме и написание миниатюры «Какой я?»
(Ответить на вопросы письменно)
- В какой семье воспитывался?
- Как называли его дома?
- Чему учили отец и мать?
- Почему именно Савельич был избран в воспитатели?
- Какое образование получил?
-Почему мосье Бопре был изгнан из дома и чему рад Савельич?
Вывод: перед нами типичный недоросль, барчонок, не ведавший никаких забот и трудностей.
-Есть ли сходство вашей жизни с жизнью Петруши? ( КАКОЙ Я?)
- Почему после прочтения Придворного календаря отец решает отправить Петра в армию?
- Что хорошего и что дурного Пётр вынес из родного дома?
- Какое напутствие дают родители и чем оно значимо?
-Запишите напутствие отца и выделите наиболее значимые слова.
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
- А мудрый опыт словарей ? ( ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)
III.Сопоставление корнесловного смысла слов-напутствий с поведением героя.
1.- Может такие слова слышать в своей душе Петр Гринёв
(звучит песня «Моя юность – кораблик в лужице»)
Песню подарить ребятам как слова-напутствия:
Любовь-покров хранит от бед,
Только сердцу бы в жизни хватило мужества
Претерпеть бури, стужу и зной.
- Запишите в свой дневник, что вы считаете верхом благополучия в жизни?
- Сравним, что является верхом благополучия для Петруши Гринёва?
- Дайте толкование слова «СВОБОДА», «УДОВОЛЬСТВИЯ». Сравните с толкованием товарищей. Есть что-то общее?
- Каковы представления Петра о свободе? Когда он попробовал проявить свою волю? Какие уроки жизни получил? (Такой, каким должен стать?)
2. Заполнение таблицы УРОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕТРА ГРИНЁВА
ВЫВОД: встреча с вожатым показывает нам уже не капризного юношу, а благородного, справедливого человека, дарящего в знак благодарности тулупчик спасшему его человеку.
Д/З: Жизнь в крепости. Семейство капитана Миронова в жизни Петра Гринёва
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" »
Конспект урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тема урока: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва
I.Работа по определению жанра произведения (дневник, семейные записки, мемуары (воспоминания)
- Ребятам предлагается сесть по группам. Каждый получает листочек, на котором верху пишем печатными буквами слово
ДНЕВНИК
- Предлагаю подобрать слова-ассоциации, не забывая о множественном смысле слова:
- ОЦЕНКИ, РАСПИСАНИЕ, РОДИТЕЛИ, НАКАЗАНИЕ, ЛИЧНОЕ, ИСПОВЕДЬ, ЗАПИСЬ ПО ДНЯМ.
- Обменяйтесь впечатлениями в группах, назовите 3-4 совпадающих слова.
- Зачем пишутся личные дневники?
- Почему особо стали распространены к концу 18 века? ( форма для изображения внутреннего мира персонажа или автора)
- Можно ли повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» считать ДНЕВНИКОМ? (1 минута на поиск доказательств в группах: от 1 лица, пишет не только о событиях, но и о чувствах, переживаниях, даёт оценку. Пусть это не записи по дням, но это записи самых важных моментов в жизни, которые что-то изменили в нём самом)
II.Определение понятий, раскрытие и выяснение субъективно-личностного смысла, осмысление материала.
1. Можно по дневнику проследить, каким становится человек?
Запись темы: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва.
-Какие важные моменты жизни Гринёв отразил в своём дневнике?
1.Жизнь в родном доме
2. По дороге в крепость.
3. Жизнь в крепости.
4. Столкновение с Швабриным
5. Любовь к Маше Мироновой
6. Встреча с Пугачёвым
2. Работа с этимологическими толкованиями корней слов:
Нравственность
Достоинство
Честь
Вера
Присяга
1)Что такое по вашему «нравственное»? Проследим по этимологическим словарям.
3.Осмысление жизни героя в родном доме и написание миниатюры «Какой я?»
(Ответить на вопросы письменно)
- В какой семье воспитывался?
- Как называли его дома?
- Чему учили отец и мать?
- Почему именно Савельич был избран в воспитатели?
- Какое образование получил?
-Почему мосье Бопре был изгнан из дома и чему рад Савельич?
Вывод: перед нами типичный недоросль, барчонок, не ведавший никаких забот и трудностей.
-Есть ли сходство вашей жизни с жизнью Петруши? ( КАКОЙ Я?)
- Почему после прочтения Придворного календаря отец решает отправить Петра в армию?
- Что хорошего и что дурного Пётр вынес из родного дома?
- Какое напутствие дают родители и чем оно значимо?
-Запишите напутствие отца и выделите наиболее значимые слова.
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
- А мудрый опыт словарей ? ( ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)
III.Сопоставление корнесловного смысла слов-напутствий с поведением героя.
1.- Может такие слова слышать в своей душе Петр Гринёв
(звучит песня «Моя юность – кораблик в лужице»)
Песню подарить ребятам как слова-напутствия:
Любовь-покров хранит от бед,
Только сердцу бы в жизни хватило мужества
Претерпеть бури, стужу и зной.
- Запишите в свой дневник, что вы считаете верхом благополучия в жизни?
- Сравним, что является верхом благополучия для Петруши Гринёва?
- Дайте толкование слова «СВОБОДА», «УДОВОЛЬСТВИЯ». Сравните с толкованием товарищей. Есть что-то общее?
- Каковы представления Петра о свободе? Когда он попробовал проявить свою волю? Какие уроки жизни получил? (Такой, каким должен стать?)
2. Заполнение таблицы
УРОКИ СТАНОВЛЕИЯ
Дурные уроки
Достойные уроки
- Искушение удовольствиями (бильярд, выпивка);
- С прилежанием начинает учение;
- Проигрыш Зурину (100руб);
- Сдержал слово (поступил по чести)
- Обидел и унизил Савельича
(господские замашки)
самонадеянный и самолюбивый дворянский сынок
- Испытывает угрызения совести
- Извинился и дал слово, впредь без согласия Савельича не располагать ни одной копейкою.
- Попали в буран (буран, метель- судьба), потому что не послушал совета тех, кто опытнее, понадеялся на себя, проявил свою ВОЛЮ.
- Внимательно относится к незнакомому человеку, поражается его сметливости, тонкости ума.
- Незнание настоящей жизни, исторической обстановки.
- Схитрил перед Андреем Карловичем, объясняя ему значение выражения «в ежовых рукавицах».
- Не мог не от- благо-дар-ить (подарок) человека, выручившего из беды
«Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». (поступает по-христиански)
ВЫВОД: встреча с вожатым показывает нам уже не капризного юношу, а благородного, справедливого человека, дарящего в знак благодарности тулупчик спасшему его человеку.
Два разных мира: буран и спокойное барство, Пугачев и Гринев.
Д/З: Жизнь в крепости. Семейство капитана Миронова в жизни Петра Гринёва ( Таблица «Уроки становления»)
УРОКИ СТАНОВЛЕНИЯ
- вверяется первому впечатлению, верит мнению Швабрина
- понял и полюбил «доброе семейство» капитана Миронова,
- неприятно общество Швабрина, но никак не противостоит ему.
- негодование против лжи и наговоров ( отвечал нахмурясь-
кровь моя закипела – с трудом удерживая негодование - вскричал в бешенстве – обрадовался сатисфакции – готов был растерзать его)
-«Доброе ли дело заколоть своего ближнего»?
Поединок с Швабриным. Нарушение христианской заповеди, остался при своём намерении после уговоров Ивана Игнатьича («Худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров») (Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что?»)
- перетерпел оскорбление Швабрина, но не выдал себя
-желание наказать дерзкого злоязычника
- оскорбился на слова отца
- просит Машу выйти за него замуж;
- обращается к родителям за благо - словением
- несправедливо обвиняет и оскорбляет упрёком и подозрением Савельича
- великодушно извинил своего соперника и помирился, простил
- хочет жениться на Маше без благословения родителей
Чему учится у Маши? (верности, бескорыстию, милосердию, жалости
-впал в мрачную задумчивость,
« Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума или удариться в распутство»
«Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Без их (родителей) благословения не будет тебе счастья Покоримся воле Божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич, а я за вас обоих…»