kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тема  урока: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва 

I. Работа по определению жанра произведения (дневник, семейные записки, мемуары (воспоминания)

- Ребятам предлагается сесть по группам. Каждый получает листочек, на котором верху пишем  печатными буквами слово ДНЕВНИК

- Предлагаю подобрать слова-ассоциации, не забывая о множественном смысле слова:

- ОЦЕНКИ, РАСПИСАНИЕ, РОДИТЕЛИ, НАКАЗАНИЕ, ЛИЧНОЕ, ИСПОВЕДЬ, ЗАПИСЬ ПО ДНЯМ.

- Обменяйтесь  впечатлениями в группах, назовите 3-4 совпадающих слова.

- Зачем пишутся личные дневники?

- Почему особо стали распространены к концу 18 века?  ( форма для изображения внутреннего мира персонажа или автора)

- Можно ли повесть  А.С.Пушкина «Капитанская дочка» считать ДНЕВНИКОМ? (1 минута на поиск доказательств в группах: от 1 лица, пишет не только о событиях, но и о чувствах, переживаниях, даёт оценку. Пусть это не записи по дням, но это записи самых важных моментов в жизни, которые что-то изменили в нём самом)

II. Определение понятий,  раскрытие  и выяснение субъективно-личностного смысла, осмысление материала.

1.  Можно по дневнику проследить, каким становится человек?

Запись темы: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва.

-Какие важные моменты жизни Гринёв отразил в своём дневнике?

1.Жизнь в родном доме

2. По дороге в крепость.

3. Жизнь в крепости.

 4. Столкновение с Швабриным

5. Любовь к Маше Мироновой

6. Встреча с Пугачёвым

2. Работа с  этимологическими толкованиями корней слов:

Нравственность   Достоинство

Честь    Вера

Присяга

1) Что такое по вашему «нравственное»? Проследим по этимологическим словарям.

2) Ваше толкование слова СТАНОВЛЕНИЕ.

- Подберите однокоренные слова: становиться, стал, стоит, устоит, настояние, состояние, настоящеедостоинство   (от *est –есть).

Достоинство - «такой, каким должен стать».

3. Осмысление  жизни героя в родном доме и написание миниатюры «Какой я?»

(Ответить на вопросы письменно)

- В какой семье воспитывался?

- Как называли его дома?

-  Чему учили отец и мать?

- Почему именно Савельич был избран в воспитатели?

- Какое образование получил?

-Почему мосье  Бопре был изгнан из дома и чему рад Савельич?

Вывод: перед нами типичный недоросль, барчонок, не ведавший никаких забот и трудностей.

              -Есть ли  сходство вашей жизни с жизнью Петруши? (  КАКОЙ Я?)

- Почему после прочтения Придворного календаря отец решает отправить Петра в армию?

- Что  хорошего и что дурного  Пётр вынес из родного дома?

- Какое напутствие дают родители и чем оно значимо?

-Запишите напутствие отца и выделите наиболее значимые слова.

«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

( верность, присяга (клятва), послушание, честность, долг, достоинство)

4.Осмысление толкования слов

            - Как понимаете слово ЧЕСТЬ?

- А мудрый опыт словарей ? ( ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)

III. Сопоставление корнесловного смысла слов-напутствий с поведением  героя.

1.- Может такие слова слышать в своей душе Петр Гринёв

 (звучит песня «Моя юность – кораблик в лужице»)

Песню подарить ребятам  как слова-напутствия:

 Любовь-покров хранит от бед,                                                                                   

Только сердцу бы в жизни хватило мужества                                                                                

Претерпеть бури, стужу и зной.

- Запишите в свой дневник, что вы считаете верхом благополучия в жизни?

- Сравним, что является верхом благополучия для Петруши Гринёва?

 - Дайте толкование слова «СВОБОДА», «УДОВОЛЬСТВИЯ». Сравните с толкованием товарищей. Есть что-то общее?

- Каковы представления Петра  о свободе? Когда он попробовал проявить свою волю? Какие уроки жизни получил?  (Такой, каким  должен стать?)

   2. Заполнение таблицы  УРОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕТРА ГРИНЁВА

ВЫВОД: встреча с вожатым показывает нам уже не капризного юношу, а благородного, справедливого человека, дарящего в знак благодарности тулупчик спасшему его человеку.

Д/З: Жизнь в крепости. Семейство капитана Миронова в жизни Петра Гринёва 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Нравственное становление Петра Гринёва" ( по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" »

Конспект урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Тема урока: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва

I. Работа по определению жанра произведения (дневник, семейные записки, мемуары (воспоминания)


- Ребятам предлагается сесть по группам. Каждый получает листочек, на котором верху пишем печатными буквами слово

ДНЕВНИК

- Предлагаю подобрать слова-ассоциации, не забывая о множественном смысле слова:

- ОЦЕНКИ, РАСПИСАНИЕ, РОДИТЕЛИ, НАКАЗАНИЕ, ЛИЧНОЕ, ИСПОВЕДЬ, ЗАПИСЬ ПО ДНЯМ.

- Обменяйтесь впечатлениями в группах, назовите 3-4 совпадающих слова.

- Зачем пишутся личные дневники?

- Почему особо стали распространены к концу 18 века? ( форма для изображения внутреннего мира персонажа или автора)

- Можно ли повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» считать ДНЕВНИКОМ? (1 минута на поиск доказательств в группах: от 1 лица, пишет не только о событиях, но и о чувствах, переживаниях, даёт оценку. Пусть это не записи по дням, но это записи самых важных моментов в жизни, которые что-то изменили в нём самом)


II. Определение понятий, раскрытие и выяснение субъективно-личностного смысла, осмысление материала.

1. Можно по дневнику проследить, каким становится человек?

Запись темы: Нравственное становление Петра Андреевича Гринёва.


-Какие важные моменты жизни Гринёв отразил в своём дневнике?


1.Жизнь в родном доме

2. По дороге в крепость.

3. Жизнь в крепости.

4. Столкновение с Швабриным

5. Любовь к Маше Мироновой

6. Встреча с Пугачёвым


2. Работа с этимологическими толкованиями корней слов:

Нравственность

Достоинство

Честь

Вера

Присяга


1) Что такое по вашему «нравственное»? Проследим по этимологическим словарям.

2) Ваше толкование слова СТАНОВЛЕНИЕ.

- Подберите однокоренные слова: становиться, стал, стоит, устоит, настояние, состояние, настоящее, достоинство (от *est –есть).

Достоинство - «такой, каким должен стать».


3. Осмысление жизни героя в родном доме и написание миниатюры «Какой я?»

(Ответить на вопросы письменно)

- В какой семье воспитывался?

- Как называли его дома?

- Чему учили отец и мать?

- Почему именно Савельич был избран в воспитатели?

- Какое образование получил?

-Почему мосье Бопре был изгнан из дома и чему рад Савельич?


Вывод: перед нами типичный недоросль, барчонок, не ведавший никаких забот и трудностей.


-Есть ли сходство вашей жизни с жизнью Петруши? ( КАКОЙ Я?)

- Почему после прочтения Придворного календаря отец решает отправить Петра в армию?

- Что хорошего и что дурного Пётр вынес из родного дома?

- Какое напутствие дают родители и чем оно значимо?


-Запишите напутствие отца и выделите наиболее значимые слова.


«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

( верность, присяга (клятва), послушание, честность, долг, достоинство)


4.Осмысление толкования слов

- Как понимаете слово ЧЕСТЬ?

- А мудрый опыт словарей ? ( ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)


III. Сопоставление корнесловного смысла слов-напутствий с поведением героя.

1.- Может такие слова слышать в своей душе Петр Гринёв

(звучит песня «Моя юность – кораблик в лужице»)

Песню подарить ребятам как слова-напутствия:

Любовь-покров хранит от бед,

Только сердцу бы в жизни хватило мужества

Претерпеть бури, стужу и зной.


- Запишите в свой дневник, что вы считаете верхом благополучия в жизни?

- Сравним, что является верхом благополучия для Петруши Гринёва?


- Дайте толкование слова «СВОБОДА», «УДОВОЛЬСТВИЯ». Сравните с толкованием товарищей. Есть что-то общее?

- Каковы представления Петра о свободе? Когда он попробовал проявить свою волю? Какие уроки жизни получил? (Такой, каким должен стать?)

2. Заполнение таблицы

УРОКИ СТАНОВЛЕИЯ

Дурные уроки


Достойные уроки


- Искушение удовольствиями (бильярд, выпивка);

- С прилежанием начинает учение;


- Проигрыш Зурину (100руб);


- Сдержал слово (поступил по чести)

- Обидел и унизил Савельича

(господские замашки)

самонадеянный и самолюбивый дворянский сынок

- Испытывает угрызения совести

- Извинился и дал слово, впредь без согласия Савельича не располагать ни одной копейкою.

- Попали в буран (буран, метель- судьба), потому что не послушал совета тех, кто опытнее, понадеялся на себя, проявил свою ВОЛЮ.

- Внимательно относится к незнакомому человеку, поражается его сметливости, тонкости ума.



- Незнание настоящей жизни, исторической обстановки.

- Схитрил перед Андреем Карловичем, объясняя ему значение выражения «в ежовых рукавицах».


- Не мог не от- благо-дар-ить (подарок) человека, выручившего из беды

«Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». (поступает по-христиански)

ВЫВОД: встреча с вожатым показывает нам уже не капризного юношу, а благородного, справедливого человека, дарящего в знак благодарности тулупчик спасшему его человеку.

Два разных мира: буран и спокойное барство, Пугачев и Гринев.



Д/З: Жизнь в крепости. Семейство капитана Миронова в жизни Петра Гринёва ( Таблица «Уроки становления»)


УРОКИ СТАНОВЛЕНИЯ

- вверяется первому впечатлению, верит мнению Швабрина


- понял и полюбил «доброе семейство» капитана Миронова,

относится к ним с ПОЧТЕНИЕМ

- сентиментальное увлечение французскими стишками.

-безделье в службе

- неприятно общество Швабрина, но никак не противостоит ему.

- негодование против лжи и наговоров ( отвечал нахмурясь-

кровь моя закипела – с трудом удерживая негодование - вскричал в бешенстве – обрадовался сатисфакции – готов был растерзать его)

-«Доброе ли дело заколоть своего ближнего»?

Поединок с Швабриным. Нарушение христианской заповеди, остался при своём намерении после уговоров Ивана Игнатьича («Худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров») (Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что?»)

- перетерпел оскорбление Швабрина, но не выдал себя

-желание наказать дерзкого злоязычника

- оскорбился на слова отца


- просит Машу выйти за него замуж;

- обращается к родителям за благо - словением

- несправедливо обвиняет и оскорбляет упрёком и подозрением Савельича

- великодушно извинил своего соперника и помирился, простил

- хочет жениться на Маше без благословения родителей



Чему учится у Маши? (верности, бескорыстию, милосердию, жалости

-впал в мрачную задумчивость,

« Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума или удариться в распутство»

«Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Без их (родителей) благословения не будет тебе счастья Покоримся воле Божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич, а я за вас обоих…»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рыбакова Елена Васильевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 189075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства