Тема: Как отличить простое предложение от сложного.
Цели: 1. Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте.
2.Научить правильно и пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы.
3.Привитие навыков аккуратного письма.
Оборудование: таблица для минутки чистописания, таблица для словарной работы, карточки для словарной работы в группах, книга «Атлас животного мира»
1.Организационный момент.
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Ведь, если настроение хорошее, то можно преодолевать любые трудности.
2.Минутка чистописания.
- Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав запись:
8 4 1 20
ж г а ?
Буквы Тт и пп запишите на первой строчке.
Терпение и труд всё перетрут – запись по памяти и взаимопроверка.
3. Словарная работа.
1) введение словарного слова – тревога
На доске - ( ревогта) Из данных букв составьте слово.
- Как объясните значение слова т р е в о г а?
- Подберите однокоренные слова так, чтобы они были разными частями речи.
(Тревога, тревожный, тревожить, тревожно)
2) составьте предложение с любым из однокоренных слов.
(Меня охватила тревога. У мамы постоянная тревога за детей. У нее тревожный голос. Весь день тревожат посетители. Что – то тревожно на душе.)
4.Определение темы и цели урока.
На доске схемы предложений. ( ____ __ . ____ __ .)
- Что объединяет эти схемы? ( Это схемы простых предложений)
- Какие слова называются антонимами? Представьте, что у простых предложений тоже есть предложения – антонимы. Как они называются?
- Сложные.
– А как составите схему сложного предложения? ( Ответы учащихся)
- Предположите, какие будут главные ( ключевые) слова урока?
- Простое, сложное предложение.
- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Как отличить простое предложение от сложного? Научиться различать простые и сложные предложения)
5.Развитие пунктуационных и речевых умений.
1) работа в группах: определите, простое или сложное предложение:
1.Лес молчит, озеро молчит, петухи не поют в деревне.
2.На двери школы висело яркое объявление.
3.Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону.
4.По синему небу плывут облака.
2) физминутка
3) работа по учебнику
Упражнение 49 (развитие умения отличать простое предложение от сложного)
- в тексте 5 простых предложений
- списываем 1, 2 и последнее предложения
- Далёким эхом откликнулся лес. ( Повеств., невоскл., простое, распростр.)
Упражнение 52. (гвардейцы – военнослужащий гвардии)
- выписать предложение, которое соответствует схеме – ( __ ___, __ ___, )
Увяли золотые розы, осыпались блёстки.
6.Итог урока.
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Как надо действовать, чтобы отличить простое и сложное предложение друг от друга?
- Оцените свою работу.
7. Дом/задание. Упражнение 51, стр. 48.