Цель:
Образовательная: Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях; упражнять в распознавании простых и сложных предложений, использовать их в устной и письменной речи; развивать творческое мышление учащихся; воспитывать интерес к родному языку через языковые средства; работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.
- : воспитание культуры речи; воспитание самостоятельности; взаимопомощи и товарищества
Развивающая: развитие интереса к русскому языку; развитие памяти, орфографической зоркости
Ход урока.
I. Орг. момент.
(Психологическая минутка)
Посмотрите все на меня, улыбнитесь.
2.Какой у нас урок?
Какой он по счету?
Какой сегодня день недели?
Был вчера?
Будет завтра?
Сейчас у нас урок письма, на котором мы опять выполним интересную и нужную работу.
II. Коррекционное упражнение.
Переставьте буквы, слоги так, чтобы получилось слово: ИЛГА (Игла), РЫС (Сыр), ЧАТУ (Туча), СЕЛ (Лес), НИКВЕ (Веник), УЛК (Лук), ДОРМИПО (Помидор).
III. Актуализация знаний.
- Наблюдение над простыми предложениями.
Подул ветер. Зашелестели листья.
- Назовите, одним словом, что написано на доске? (Предложения)
- Что называется предложением? (Группа слов, которая выражает законченную мысль.)
- Что можно сказать о данных предложениях? (Это повествовательные, нераспространенные, простые предложения).
- Докажите что эти предложения простые. (Одна грамматическая основа).
- Открыть тетради. Записать дату, классная работа. Оставить одну строчку для темы.
- Запишите предложения.
- Подчеркните основы.
- Можно ли объединить предложения в одно?
- Записать предложение, подчеркнуть основы.
- Что особенного в этом предложении? (В этом предложении две грамматические основы. Предложение состоит из двух простых предложений.)
- Как можно назвать предложение, которое состоит из двух простых предложений? (Сложное).
- Как на письме нужно отделить одно предложение от другого? (С помощью запятой.)
- Назовите тему урока.
- Из двух простых предложений вы можете составить одно сложное предложение, а из сложного предложения можно составить простые предложения?
На горе стоит избушка, и в ней живет старик седой.
- Какие предложения получились. Записать, подчеркнуть грамматические основы.
2. Союзы в сложном предложении (и, а, но).
- С помощью чего могут соединяться части сложного предложения? (Части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. В этих случаях запятая ставится перед союзами и, а, но.)
- Составить сложные предложения, используя союзы и, а, но один раз.
1) составить сложные предложения, используя союзы и, а, но один раз
Ослепительно сверкнула молния.
Луна начала одеваться тучами.
Всё утро шёл дождь.
К вечеру погода прояснилась.
Раздался страшный удар.
На море поднялся туман.
2) дописать сложные предложения. Подбирай по смыслу вторую часть из правого столбика.
Ослепительно сверкнула молния, …
Луна начала одеваться тучами, …
Всё утро шёл дождь, …
но к вечеру погода прояснилась.
и раздался страшный удар.
а на море поднялся туман.
-Проверка.
IV. Релаксационная пауза.
-Какое сейчас время года?
-Что происходит весной с природой?
- Чьё пение можно услышать на водоёмах?
1. Самостоятельная работа.
Учебник. Стр. 256, упр. 339.
- Проверка.
- О какой весенней примете говорится в этом тексте?
2. Словарная работа.
- Заменить, одним словом.
Пешеходная дорожка сбоку от проезжей части. /Тротуар/
Сотая доля какого-либо числа. /Процент/
Сладкое кушанье из замороженных сливок, молока, сока ягод. /Мороженое/
Спортивное сооружение с площадкой для соревнований и трибунами для зрителей. /Стадион/
Искусственный водоём для плавания, купания. /Бассейн/
Специалист, который руководит подготовкой спортсменов. /Тренер/
Тот, кто любит своё отечество, верен своему народу, готов на подвиг во имя Родины. /Патриот/
Машина для езды. Приводится в движение ногами с помощью педалей. /Велосипед/
Врач, который делает больным операции. /Хирург/
Работник почты. Разносит по адресам письма, телеграммы, газеты. /Почтальон/
V. Домашнее задание.
Стр. 256, упр. 338
VI. Итог урока.
- Какая была главная работа на уроке?
- В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
VII. Оценки.