Тема: Изложение с элементами сочинения по тексту «Соседи»
Цель: развитие речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста.
Соседи
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.Л. Гурунц
Задание: напишите изложение, дополнив текст рассуждениями о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании (или приведите примеры из жизни людей, добрых и злых, жестоких и милосердных).
III. Предварительные упражнения.
1. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся).
2. Разберите по членам предложения. Объясните постановку знаков препинания.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не вытерпела, попросила соседа не заслонять солнце. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходитьсямалым.
IV. Работа над содержанием текста.
1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?
2. Раскройте смысл понятий: великодушие, порядочность, милосердие - безнравственность, эгоизм, примитивность. Что значит великодушный человек, безнравственный поступок, проявить милосердие, поступить безнравственно! Приведите примеры из жизни, подтверж-дающие ваши рассуждения.
3. Разделите текст на части, озаглавьте их.
Примерный план
1) Великодушная лоза делится пищей и водой.
2) Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Изложение с элементами сочинения»
Русский язык 6 класс
Тема: Изложение с элементами сочинения по тексту «Соседи»
Цель: развитие речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста.
Соседи
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.Л. Гурунц
Задание: напишите изложение, дополнив текст рассуждениями о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании (или приведите примеры из жизни людей, добрых и злых, жестоких и милосердных).
III. Предварительные упражнения.
1. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся).
2. Разберите по членам предложения. Объясните постановку знаков препинания.
У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не вытерпела, попросила соседа не заслонять солнце. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходитьсямалым.
IV. Работа над содержанием текста.
1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?
2. Раскройте смысл понятий: великодушие, порядочность, милосердие - безнравственность, эгоизм, примитивность. Что значит великодушный человек, безнравственный поступок, проявить милосердие, поступить безнравственно! Приведите примеры из жизни, подтверж-дающие ваши рассуждения.
3. Разделите текст на части, озаглавьте их.
Примерный план
1) Великодушная лоза делится пищей и водой.
2) Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.