kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация по русскому языку "Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями урока являются: систематизировать представления учащихся о признаках гласных и согласных звуков и букв, познакомить учащихся с играми народов мира.

Просмотр содержимого документа
«Карточка»

Имя __________________________________________

П_Т_Х, _ _ И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _Е_Я_А, _ПТ_К_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________



Имя __________________________________________

П_Т_Х, _ _ И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _Е_Я_А, _ПТ_К_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________



Имя __________________________________________

П_Т_Х, _ _ И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _Е_Я_А, _ПТ_К_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



__________________________________________________________________________



Имя __________________________________________

П_Т_Х, _ _ И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _Е_Я_А, _ПТ_К_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Гласные и согласные звуки и буквы»

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.


Цель: систематизировать представления учащихся о признаках гласных и согласных звуков и букв; продолжить формирование умения распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове; познакомить учащихся с играми народов, проживающих на территории РК; воспитывать интернационализм, дружбу, трудолюбие, интерес к предмету; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.

Ресурсы: ТСО.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

- Мои дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие в мир гласных и согласных звуков и букв, и в мир… Чтобы узнать, в какой еще мы попадём мир, рассмотрите картинки. Как вы думаете, в каком мире мы будем путешествовать? В мире игр. Что такое игра? Игра – это действия по правилам. Какие игры вы знаете? В какие игры вы любите играть? Как вы думаете, в те игры, которые вы называли, во всех странах играют? Наша страна многонациональная.  Вспомните, ребята, какие народы проживают в Казахстане? На прошлой неделе наше государство отмечало день языков народов Казахстана. Сегодня мы познакомимся с играми некоторых народов, проживающих в нашем государстве. В культуру каждого народа входят созданные ими народные игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает выносливость, силу, ловкость, быстроту, мышление, прививают честность, справедливость и достоинство. Актуализация опорных знаний.

Запись числа, «Классная работа».

- Первая игра, с которой я вас познакомлю, это казахская народная игра «Сбивание тымака».

Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор - тымак. Участнику игры показывают место, на котором установлен тымак, затем плотно завязывают глаза и дают в руки камчу (плеть, оружие всадника). После этого наездника крутят на одном месте и отпускают со словами: «Ну-ка теперь иди, сбей тымак». В случае, если игрок не сбил тымак с трех попыток, он может, по разрешению ведущего, исполнить песню или импровизацию, что дает ему право вновь принять участие в состязании. Количество участников игры не ограничивается, испытать удачу может каждый, у кого есть верховая лошадь. А мы поиграем в эту игру со словами русского языка.

На доске записаны слова и буквы под ними: зима весна лето осень

д м и …

- Определите, какая буква должна быть записана под последним словом. Обоснуйте свой ответ. Первый месяц зимыдекабрь, поэтому написана буква д, первый месяц веснымарт, поэтому написана буква м, первый месяц летаиюнь, отсюда буква и. Название первого месяца осенисентябрь, надо написать букву с.

Составьте цепочку из первых букв названий месяцев, записывая первую букву заглавную.

Дмис

- Какая буква в цепочке лишняя? (Лишняя буква и, она гласная, остальные буквы согласные.)

Продолжите каждую цепочку до конца строчки, буквы в цепочках нужно менять местами.


  1. Коллективная учебная деятельность

  • Открытие новых знаний, умений и навыков.

  • Закрепление изученных знаний, умений и навыков.

  • Повторение изученных знаний, умений и навыков.

Падук - корейская народная игра. Это настольная игра для двух человек, в которую на Дальнем Востоке и во всем мире играют профессионально. Игра состоит в том, что игроки по очереди выкладывают черные и белые фишки на доску, называемую падук. Она более сложная, чем шахматы. На доске 19 горизонтальных и вертикальных линий, которые пересекаются в 361 точке. Используется 361 фишка - 181 черная и 180 белых. Перед началом игры определяют, кто будет играть белыми, а кто – черными фишками. Есть 2 выбора этого определения: белыми фишками играл более сильный игрок или же старший по возрасту, а черными – слабый игрок или же младший по возрасту. Непременно, первым делал ход игрок с черными фишками, а к тому же слабый игрок мог заранее положить на доску несколько фишек. В игре падук ходы весьма разнообразные и сложные. Игроки попеременно кладут фишку на точку пересекающихся линий. Каждый игрок старается окружить фишку партнера. Окруженная фишка выходит из игры, а в конце подведения итога входит в счет «пленных», взятых окружившим. Побеждает тот, кто больше положил фишек на точки пересекающихся линий. Разнообразные ловкие ходы в игре развивают умственную способность человека. Проверим ваши способности в разгадывании ребусов и познакомимся с новым словарным словом.

Словарная работа (ребус)

Абрикос - это некрупный южный плод. Происходит абрикос из Северного Китая и Средней Азии. В Китае абрикосы испокон веков считались символом красоты. Китайские поэты слагали песни экзотическому фрукту. Абрикос мельче персика. Кожица его оранжево-жёлтого цвета, бархатистая. Мякоть жёлтая, малосочная, сладкого вкуса. Внутри его довольно крупная и гладкая косточка. Абрикосы  привлекают не только своим сладким вкусом, но и богатым составом микроэлементов, минеральных солей и витаминов. Недаром их называют "плодами бессмертия". Этот плод употребляют в свежем, приготовленном и сушёном виде. Вы, конечно же, любите курагу и урюк, из которых варят ароматный и вкусный компот? Из абрикоса также делают варенье, джем, повидло и мармелад. Сок абрикоса очень вкусный и полезный.

Запись словарного слова в словарики.

- Придумайте предложение с новым словарным словом.

- Следующая игра называется «Городки». Это русская народная спортивная игра. Игра существует более двух столетий. Суть игры: бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзылипыбука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил. Партия в городки состоит из 15 фигур: пушка, вилка, звезда, колодец и т.д. В этой игре очень важна точность. И мы сейчас точно должны выполнить следующее задание.

На доске записаны слова.

- Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова? Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые вставили.

м_шка (О, У, Ы, Ю, Е) (Слова: мошка, мушка, мышка.)

р_чка (Я, Е, У, Ы) (Слова: речка ,ручка.)

б_лка (О, У, Ю, Е) (Слова: булка, белка.)

- Какие звуки обозначают эти буквы? Эти буквы обозначают гласные звуки. Как определили?

При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

На доске записаны слова.

- Найдите буквы, которые надо вставить. Какие слова получатся? Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые вставили.

ко_ка (Г, Ш, Р, Ч) (Слова: кошка, корка, кочка.)

ро_а (З, С, Щ, Ф) (Слова: роза, роса, роща.)

ба_ан (Б, Н, Р, Л) (Слова: банан, баран.)

- Какие звуки они обозначают? Обозначают согласные звуки. Как определили? При их произношении воздух встречает препятствие.

- Назовите изображённые предметы. Рак, цветок, трактор, зонт. Произнесите и послушайте первый и последний звуки каждого слова, и объясните, гласные это или согласные звуки. Эти звуки согласные, так как воздух встречает преграды, когда они произносятся. С голосом или без голоса они произносятся? Звуки [р], [з] произносятся с голосом, а звуки [к], [т], [ц] - без голоса., с шумом. Кто может назвать, как называются согласные звуки, которые произносятся с голосом? Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими. А без голоса, с шумом? Глухие согласные звуки.

Следующая игра - «Байга». Это национальные казахские скачки на длинные и сверхдлинные дистанции от 25 до 100 км. Они являются одним из древнейших и популярнейших состязаний казахов, появление которых, несомненно, связано с условиями кочевого быта и необходимостью подготовки лошадей к длительным переходам. Скачки, по традиции проводятся в степи. Отмеряется означенное расстояние по прямой, с большим количеством естественных преград. В соревнованиях разрешается принимать участие неограниченному количеству всадников на лошадях различных пород. Всадники соревнуются, кто из них быстрее доскачет до намеченной цели. По правилам, по мере приближения к финишу, джигиты начинали выкрикивать родовые кличи, по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.

- Чтобы поиграть в эту игру, нам необходимо повторить русский алфавит. Сидящие за первой партой получают листок, на котором написано слово, например берёза (гитара, кошка, улитка). Нужно написать на листке слово на следующую по алфавиту букву и быстро передать листок на другую парту. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно справится с заданием.

Учитель проверяет правильность выполнения задания.

- Украинский народ придумал еще одну игру, она называется «Хлибчик». Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

- Пеку-пеку хлибчик! (Выкрикивает хлибчик.)

- А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)

- Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке. Последняя пара может бежать только после окончания переклички. А мы будем составлять пары слов в следующем упражнении.

На экране появляются слова:

Бык, гора, балка, мыл, дом, малина, палка, мал, бок, калина, кора, дым

- Прочитайте слова, найдите каждому слову пару, отличающуюся только одной буквой. Запишите пары слов, различающихся гласными буквами, в один столбик, а в другой - пары слов, различающихся согласными буквами.

- Одинаковое ли значение имеют слова? Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко. Какое упражнение помогает нам учиться говорить ясно и четко? Скороговорки. На уроках литературного чтения мы каждый день знакомимся с новыми скороговорками и отрабатываем нашу дикцию.



  1. Самостоятельная учебная деятельность

Следующая игра - «Чапан-куль» - принадлежит узбекскому народу. В этой веселой узбекской народной игре можно одновременно занять 15 и больше человек. Все участники садятся на корточки. Для игры нужен цветной халат «чапан» (отсюда и название игры). Игра заключается в следующем: халат быстро передается по рукам внутри круга сидящих, а водящий, бегая по внешней стороне круга, старается поймать игрока в тот момент, когда он не успел еще передать «чапан» соседу. Играющие стараются как можно быстрее передавать и принимать «чапан». Как только игрок с «чапаном» пойман, он становится на место водящего, а водящий садится в круг, и чапан снова начинает быстро переходить из рук в руки. Игра развивает ловкость, находчивость, вселяет бодрость и веселье. Но успех игры зависит от четкости каждого игрока в отдельности. И сейчас вы выполните самостоятельную работу.

На экране появляются слова:

П_Т_Х, _ _И_А, В_Т_Р, ШК_Л_, _ Е _ Я _ А, _ ПТ _ К _, _ У _ _ А, КР_СЛ_.

- Внимательно посмотрите на данные слова, в них пропущены или все гласные буквы, или все согласные буквы. Догадайтесь, какие слова здесь зашифрованы и запишите их, вставляя пропущенные буквы, подчеркните эти буквы.

Учитель проверяет правильность выполнения задания.


  1. Домашнее задание: правило с.25, с.26 упр.56 (письм.), словарные слова.

  2. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, подведем итог, чем отличается гласный звук от согласного? При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных - встречает препятствие. На какие две группы разделяют согласные звуки? Звонкие и глухие согласные звуки. В чём отличие звонких согласных звуков от глухих согласных звуков? Звонкие согласные звуки произносятся с голосом, а глухие согласные звуки без голоса, с шумом. Приведите примеры. Повторяя наши знания о гласных буквах и звуках, мы окунулись в мир народных игр. И это лишь малая часть из того разнообразия народных игр, которые существуют в мире. Какая игра вам понравилась? В какую игру вы бы хотели поиграть? Чем она вам понравилась?

Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок Гласные и согласные звуки и буквы»

Гласные и согласные звуки и буквы

Гласные и согласные звуки и буквы

Сбивание тымака - казахская народная игра

Сбивание тымака - казахская

народная игра

зима весна лето осень  д м и с ? Дмис Мисд Исдм Сдми

зима весна лето осень

д м и

с

?

Дмис

Мисд

Исдм

Сдми

Падук – корейская народная игра

Падук – корейская народная игра

а бр и кос , И 3, 4, 2

а бр и кос

,

И

3, 4, 2

Городки – русская народная игра

Городки – русская народная игра

б_лка (о, у, ю, е) Булка, белка. р_чка (я, е, у, ы) Речка, ручка.

б_лка (о, у, ю, е)

Булка,

белка.

р_чка (я, е, у, ы)

Речка,

ручка.

Гласные звуки произносятся голосом, воздух проходит свободно, не встречая преград.

Гласные звуки

произносятся

голосом, воздух проходит

свободно, не встречая преград.

ко_ка (г, ш, р, ч) Кошка, корка, кочка. ба_ан (б, н, л, р) Банан, баран.

ко_ка (г, ш, р, ч)

Кошка,

корка,

кочка.

ба_ан (б, н, л, р)

Банан,

баран.

Согласные звуки при произ- ношении встречают преграду: зубы, губы, язык.

Согласные звуки

при произ-

ношении встречают преграду:

зубы, губы, язык.

[р] [т] [з] [ц] [т] [к] [к] [p] с голосом звонкие с шумом глухие

[р]

[т]

[з]

[ц]

[т]

[к]

[к]

[p]

с голосом

звонкие

с шумом

глухие

Байга – казахская народная игра

Байга – казахская народная игра

Хлибчик – украинская народная игра

Хлибчик – украинская народная игра

бык гора балка мыл дом малина палка мал бок калина кора дым гора - кора бок бык - балка - палка мыл - мал дом - дым малина - калина

бык гора балка мыл дом малина

палка мал бок калина кора дым

гора -

кора

бок

бык -

балка -

палка

мыл -

мал

дом -

дым

малина -

калина

Чапан-куль – узбекская народная игра

Чапан-куль – узбекская народная игра

п_т_х _ _и_а в_т_р шк_л_ _е_я_а _пт_к_ Петух,

п_т_х _ _и_а в_т_р

шк_л_ _е_я_а _пт_к_

Петух,

Звуки гласные согласные звонкие глухие

Звуки

гласные

согласные

звонкие

глухие


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Басистова Наталья Валерьевна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку на тему "Знаки препинания в конце предложения". 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-znaki-priepinaniia-v-kontsie-priedlozhieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402836097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-proiznoshieniie-biezudarnogho-ghlasnogho-zvuka-v-slovie-i-oboznachieniie-bukvoi-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "200387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428827174"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Конспект урока   по русскому языку   "Местоимение"   с использованием интерактивных возможностей информационного пространстра "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miestoimieniie-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-vozmozhnostiei-informatsionnogho-prostranstra"
    ["file_id"] => string(6) "108930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403942929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку Обобщение изученного материала за год "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "123222"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414431369"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по русскому языку "Междометия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "134459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416751077"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства