Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Частица как служебная часть речи"»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Частица как служебная часть речи». Разработала учитель русского языка и литературы Коробкина Дарья Игоревна.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: исследование
Цели:
дать понятие о частице как служебной части речи
показать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них;
рассмотреть роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений.
познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц
развить способности логически рассуждать
формировать умение отличать частицу от других частей речи.
формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
способствовать развитию коммуникативных компетенций
Планируемые результаты:
знают функции частицы как служебной части речи
выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Виды работы на уроке: индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная.
Материалы к уроку: кластер, сигнальные карточки, карточки с самостоятельной работой.
Структура урока
1.Организационный момент 2 мин
2. Постановка темы и целей урока 2 мин
3. Актуализация знаний 5 мин
4. Получение новых знаний 10 мин
5. Применение новых знаний. Исследовательская работа 15 мин
6. Получение новых знаний
7. Самостоятельная работа на карточках 3 мин
8. Итог урока. 2 мин
9. Домашнее задание 1 мин
Ход урока
1.Организационный момент.
В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам хорошего настроения, позитивных эмоций, успехов на сегодняшнем уроке.
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. постановка темы и целей урока:
Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу.
Вспомните, кто автор этих строк?
(запись на доске)
1) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. УЖ - ЧАСТИЦА
2)Лишь были б желуди: ведь я от них жирею ЛИШЬ - ЧАСТИЦА
3) Не видишь разве ты? Покойник — был дурак! РАЗВЕ – ЧАСТИЦА
В предложениях выделены слова, я уверена что вы вспомните какой они части речи. (Частицы)
Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш урок? (предположения)
Записали тему урока « Частица как служебная часть речи.
На доске записаны вопросы, на которые нам сегодня нужно дать ответ
- Что такое частица?
-Какова роль частиц в предложении и в речи?
-Важны ли частицы в речи?
-Имеет ли частица грамматические признаки?
-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
3. Актуализация знаний:
- Послушаем былицу :
Слышал я :в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомек,что это гоже,
А на улицах все тоже.
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды-
Очень ряшлива, приглядна
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ»
- о какой частице идет речь в стихотворении?
-На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?
(из полученных ответов составляем кластер)
Получение новых знаний
Чтение параграфа 37, п.1,2,3
Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?
(проговариваем ранее полученную и новую информацию)
Дополните кластер новой информацией.
-вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.
5. применение новых знаний. Исследовательская работа
Предлагаю вам провести исследование. Найдите частицы в предложениях.
1) Пусть сильнее грянет буря! (пусть) 2) Моросит ли за окном грустный осенний дождь? (Ли) 3) Вон в той школе я учился. (вон) 4) Пускай Иванов встанет на ворота. (Пускай)
Запишите предложения в тетрадь, выделите частицы.
6. Получение новых знаний
Частицы различны по составу. Они делятся
Частицы
Простые
Сложные
Составные
Состоят из одного слова
Пишутся через дефис
Состоят из двух или более отдельных слов
Бы, ли, же, вот, как, ведь, вон, даже, ага, неужели, только, себе, было, хотя и др.
Ну-ка, точь-в-точь, все-таки, всего-навсего, таки-таки и др.
Вот те на, как раз, отнюдь не, как не, далеко не, как бы, вряд ли, что если и др.
- Устно составьте предложения с каждым видом частиц. (выслушать предложения, исправить ошибки, три предложения записать в тетради и на доске)
7. Самостоятельная работа на карточках
Найдите частицы, выделите их, выделите грамматическую основу предложений.
(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.