Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Частица как часть речи" 7 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Подъельск
Методическая разработка
урока русского языка
в 7 классе
Тема: «Частица как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
Королева Галина Ивановна
2017 г.
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык 7 класс «Просвещение»,2014.
Цели урока: 1.Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
2.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций
Задачи:
1.
Познавательные:
дать понятие о частице как о служебной части речи; сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи.
2.
Развивающие:
развивать речь, творческие способности.
3.
Воспитательные:
развивать умение работать в группе, воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Средства обучения: презентация, учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи».
Вид используемых на уроке технологии ИКТ: мультимедийное оборудование, доступ в Интернет, ЦОР.
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации.
Методы обучения: проблемно-поисковый, на основе информационных ресурсов, исследовательский, использование «Стратегии смыслового чтения - стратегии предтекстовой деятельности «Мозговой штурм», технологии ТРИЗ при выполнении домашнего задания.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
а) - Устный опрос по теме «Морфология».
б) - Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему возможного сочинения. Найдите изученные служебные части речи (союзы и предлоги), сгруппируйте их. Работаем в парах.
(Слайд 1, приложение 1).
В течении… года; весна и осень; придет (к)нам; (в)следствие холодной погоды; тепло, за(то) ветрено; солнечно не всегда; если присмотрет(ь)ся; быстрее пришло бы; выраст..т благодаря теплу.
-Какой вывод мы можем сделать? Какие слова остались?
Учащиеся формулируют тему урока.
-В нашей речи используем не только такие служебные части речи,как союзы и предлоги, но и частицы. Это тема сегодняшнего урока. (Запись в тетради темы урока.)
3. Изучение новых понятий и способов действия.
(Фронтальная работа)
-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (познакомиться с частицей).
-Каковы задачи нашего урока? (научиться отличать частицы от других служебных частей речи, познакомиться с функциями частиц, правильно пользоваться ими в речи).
- Что вы уже знаете об этой части речи? Приведите примеры.
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не изменяется.
б) Использование ЦОР
-Посмотрите презентацию внимательно и выпишите частицы. Подчеркните частицы, которые вы используете чаще всего. ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e21f7af-8312-4cba-a7c0-f8980431b8d2/%5BRUS7_151%5D_%5BMA_073%5D.swf)
в) -Преобразуйте предложение, включая в его состав разные частицы. Как меняется при этом смысл и интонация предложения? (Слайд 2)
Тучи рассеялись. (почти, не, же, лишь, разве, даже, бы)
-Составьте самостоятельно правило.
г)- Обратимся к учебнику и прочитаем правило. (П.66,стр.164).
- Что нового вы узнали о частице?
Запись в тетради
Функции частиц:
-выражают оттенки значения и образуют формы слова
(вносит оттенки значения в предложение - указание (вон, вот),- восклицание (как);- усиление(же);-выделение(почти);-отрицание(не и ни),вопрос (ли, разве, неужели).
-служит для образования форм слова - наклонений глагола и степеней сравнения прилагательных и наречий (бы, пусть, пускай, более, менее, самый).
-Теперь немного отдохнем. Физминутка.
(См.Приложение 1- Суперфизминутка)
4.Формирование умений и навыков.(Групповая работа.)
а) Исследовательская работа. - Вы уже убедились, что без знания функций служебных частей речи не обойтись. Именно эти знания помогут вам в лингвистическом исследовании. Проводя его, опирайтесь на материал учебника по данной теме и памятку. Успеха вам в работе! (Учитель выполняет функцию организатора и консультанта).
Задание для исследования. Текст для исследования на каждой парте и на презентации. (Слайд 3) (при работе можно пользоваться учебником).
- Прочитайте текст и определите стиль текста.
-Как его можно озаглавить? Какая картина рисуется в вашем воображении? Какое настроение выражено в тексте?
-Есть ли в тексте частицы? Докажите правильность своей гипотезы.
-Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?
-Сделайте вывод о роли частиц?
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
Памятка «Частица как часть речи».
1.Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
2.Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.
3.Слово служит:
а) для выражения различных смысловых оттенков (усиление, восклицание, вопрос, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание) или
в) для образования наклонений глагола (повелительного или условного) и степеней сравнения прилагательных и наречий;
ЗНАЧИТ, ЭТО ЧАСТИЦА.
Проверка полученных результатов. Коррекция. Оценивание по желанию.
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, ЛИ - выражает ВОПРОС, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение, ТО – усиление значения, ЖЕ- усиление значения).
г)- Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории. (Слайд 4) В канцелярии Преображенского полка (Преображе́нский полк — старейший и один из наиболее элитных, сформирован в 1691 г Петром I)молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Прапорщики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Прапорщик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
- Может быть, вы знаете об этом случае?(Стратегии предтекстовой работы «Мозговой штурм»). Предположите, что могло быть дальше.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился даже до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через три дня умер. Император вздохнул и сказал: «Жаль, хороший был офицер».
- Сравните написания. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
-Этот случай подтверждает, что даже из-за ошибки с маленькой частицей могут быть неожиданные последствия. Так давайте же быть грамотными, образованными людьми!
5.Контроль усвоения.
Служебные части речи есть и в родном коми языке.
Послелог - кывбöр
Союз - кывйитöд
Частица - кывтор
Развитие частиц в коми языке происходило по двум линиям: во-первых, путем образования частиц на материале самого коми языка, в живой речи (бара, тай, кӧ, тон, пӧ, мед, ӧ.), во-вторых, путем заимствования частиц из русского языка (жӧ из «же», ӧд из «ведь», вот из «вот», самӧй из «самый»,бӧльӧ из «более», кӧть из «хоть», либӧ из «либо», ни из союза «ни-ни» и др.).
-Выпишите частицы в столбик и переведите на русский язык. (Слайд 5)
(Индивидуальная работа)
1. Ывлаӧ кӧ петас, кынмӧ, керкаӧ кӧ пырас, кольмӧ (фольклор).«Если выйдет на улицу, мерзнет, если в избу войдет, угорает».
2 Мед дзирдалас шонді! «Пусть сияет солнце!».
3.Ме классын медся сюсь. «Я в классе самый умный»
4.Мый нӧ висьталіс? «Что же сказал?»
5. Бура уджалін, вот и эштіс уджыд. «Хорошо поработал, вот и кончилась работа».
Проверка и оценивание по желанию. (Слайд 6)
6. Рефлексия и подведение итогов урока.
- Что такое частица?
- Зачем они нужны в нашей речи?
Частицы - это одна из служебных частей речи. В свою очередь служебные части речи - часть Морфологии. Морфология-раздел русского языка. Нарисуйте эти теоретические сведения в Кругах Эйлера. Чем результативнее оказался для вас урок, тем ярче и разнообразнее круги.
7. Инструктаж домашнего задания. П 66, Упр.402 или 403 (по выбору ученика).