Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Физминутка Первичное закреплениес комментированием во внешней речи. Физминутка для глаз. Самостоятельная работа с последующейсамопроверкой по эталону. Подведение итогов. Рефлексия. | - Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к блоку «Как устроен наш язык») - Чем мы занимаемся на уроках этого блока? (Мы открываем тайны языка) - Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка. Минутка чистописания сао, оса, ассо. Найдите закономерность и продолжите ряд букв. - Итак, мы приступаем. - Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.) - Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). - Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы. тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье | тихий бесшумный радость промах ошибка трусливый смелый веселье | - Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.) - Оцените себя на шкале. - Обратите внимание на пару слов, которая осталась. - Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.) - Ну, тогда принимаемся за дело. Я предлагаю вам взять карточку и выполнить следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова) Дети работают в парах. - Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова? - Можем ли мы считать, что достигли учебной задачи? - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить? Какие слова называются антонимами? Какой частью речи могут быть антонимы? Для чего нужны антонимы? | - Сможем ли мы на сегодняшнем уроке ответить на все эти вопросы? (Нет, нам не хватит времени.) - На какой вопрос мы должны будем ответить? ( Какие слова называются антонимами?) - А теперь пришло время отдохнуть. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем! - Итак, мы приступаем к исследованию, которое поможет нам ответить на этот вопрос. работа в группах - У вас на партах лежат карточки с синонимами и антонимами. Вы должны будете провести исследование – сравнить синонимы и антонимы по различным признакам. ( возникает потребность объединиться в группы) | | синонимы | антонимы | | 1. | отвечают на один и тот же вопрос | | | | 2. | имеют близкое значение | | | | 3. | имеют противоположное значение | | | | Слова, которые отвечают на … вопрос но имеют … значение, называются антонимами. | - Мы выяснили, что такое антонимы. Каким образом мы можем себя проверить? (По учебнику). - Откройте учебник на странице 62. Прочитайте тайну языка, которую мы сегодня узнали. -Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. -Молодцы, вы отлично справились с заданием. После работы на компьютере мы должны позаботиться о наших глазах и выполнить упражнения, которые помогут им отдохнуть. -В конце нашего урока самостоятельная работа. -Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи). мороз – ( ) смелый – ( ) смеяться – ( ) радость- ( ) помогать – ( ) низкий - ( ) | Эталон для самопроверки. мороз - жара (сущ.) смелый – трусливый (прил.) смеяться – плакать (гл.) радость- грусть (сущ.) помогать – мешать (гл.) низкий - высокий (прил.) | Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям. Графический диктант (Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.) Жди горе от моря, а беды от воды. Добрый плачет от радости, а злой от зависти. Солнце на ели, а мы еще не ели. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. В глаза хвалит, а за глаза бранит. - Коллективная проверка. Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - На какой вопрос мы ответили? - Как вы думаете, почему в самостоятельной работе вы должны были определить часть речи? - На какой вопрос мы должны будем ответить на следующем уроке? - А сейчас я прошу вас открыть Мac-Bookи и ответить на опрос к сегодняшнему уроку. Опрос. Проанализируй результат своей работы на уроке. я понял (а), что такое антонимы я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку Обсуждение результатов опроса. - Молодцы. - Спасибо за урок. | Объясняют собственное понимание высказывания. Читают задание, называют умение, необходимое для его выполнения. Оценивают выполнение задания по выбранному критерию. Ставят учебную задачу урока. Читают задания, определяют умения, необходимые для его выполнения. Проверяют, оценивают на шкалах по выбранным критериям. Определяют вопросы, на которые предстоит ответить в процессе изучения темы. Планируют свою деятельность. Сравнивают синонимы и антонимы по предложенным позициям. Наблюдают, делают выводы. Формулируют определение антонимов. Сравнивают его с определением в учебнике. Тренируются в подборе антонимов с помощью интерактивного упражнения, созданного с помощью мультимедий-ного редактора Clicker 5. Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют по эталону, оценивают на шкалах. Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Мотивация к учебной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности. Умение сотрудничать со сверстниками. Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. |