kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по русскому языку в 5 классе: " Антонимы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Антонимы – слова - спорщики»

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с новыми словами – антонимами, тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы;

                      2. Развитие умений и навыков подбирать антонимы к словам; развитие устной и письменной речи; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

                      3. Повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников  любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Лекическая тема: «Осень».

Тип урока:  Урок сообщения новых знаний.

Вид урока:  Урок-игра.

Методы:  Словесный, наглядно-иллюстративный, коммуникативный, поисковый, практический.

Межпредметная связь: Казахский язык, математика, естествознание, литература.

Технология:  КСО, игровые технологии.

Оборудование и наглядный материал урока: Иллюстрации «Картины осени», домик «Лексика», загадки, пословицы, сценка, оформление доски, предметные картинки, карточки.

Эпиграф урока:    «Слово – дело великое.

                                 Великое потому что словом можно соединить

                                 Людей, можно разъединить их, словом можно служить  

                                 Любви и миру, словом же можно служить вражде и

                                 Ненависти.

                                                              Л.Н.Толстой                                                       

Ход урока:

I. Начало урока: настрой учащихся.

Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Стряхните сон, напряжение! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.

II. Повторение материала.

- Ребята, вспомним, что мы сейчас с вами изучаем, какой раздел науки о языке? (Лексику).

- Что такое лексика? Дайте определение.

Учитель открывает доску, на доске нарисован дом.

III. - В этом доме живут интересные жильцы –

слова. Давайте их вспомним.                                              Лексика

(Омонимы, синонимы).

- Дайте определение: что такое омонимы,

синонимы. Приведите примеры.                                                                      

(В доме  открываются окошечки                        Омонимы              Синонимы

«омонимы», «синонимы»).

IV. - Сегодня мы познакомимся                                         Антонимы

еще с интересными словами: эти слова 

спрятались в доме за последним

окошечком. К нам пожаловали на урок

2 клоуна: Маркеша и Кузя.

V.Сценка.

На улице прохладно. Клоуны были одеты по-разному.

Маркеша: Ну и жарко!

Кузя: Да ты что? Холодно!

Маркеша: Я весь покраснел!

Кузя: А я побелел!

Маркеша: Ты что такой кислый?

Кузя: А ты что – сладкий?

Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются «Антонимы».

VI. - Запишем число. Классная работа. Тема урока.

- Само слово антоним, наверное, напоминает вам другие термины, с которыми вы уже знакомы, не так ли?

На доске: Онима (греч.) – имя, слово.

Анти – против, противоположный.

VII. - Давайте обратим внимание на плакат, прикрепленный к доске:

Что такое антонимы?

На плакате написано:

Антонимы – разные по звучанию слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слова нога, серый, карандаш, корова и др.

Например: черный – белый, день – ночь, тяжелый – легкий и др.

Знакомство со словарем антонимов.

VIII. - Где можно встретить антонимы? (На уроках математики.)

Учащиеся приводят примеры: плюс – минус, прибавить – отнять, умножение – деление.

IX. - Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.

1. Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …

3. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь … 

X. На доске слова: 

Скуч.ный –

Счаст.е –

Поз.ний –

Под.ем –

Т.желый –

Лож. – 

Задание для учащихся: подобрать антонимы к данным словам, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.

XI. Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М.Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки.

Есть сладкое слово – ракета (картинка),

Есть быстрое слово – конфета (картинка),

Есть кислое слово – вагон (картинка),

Есть слово с окошком – лимон (картинка).

- Ребята! Воспроизведите это стихотворение по памяти в исправленном виде. К подчеркнутым словам подберите антонимы.

- Писатели используют в названиях своих произведений антонимы, например: «Война и мир» Л.Н.Толстого,

«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,

«Живые и мертвые» К.Симонова.

XII. - Антонимы имеются в пословицах, поговорках.

Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить на месте скобок пропущенное слово – антоним.

Большому уму и в (…) голове тесно.

Будет день, будет и (…).

Глупый осудит, а (…) рассудит.

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.

Больше думай, (…) говори.

Маленькое дело лучше (…) безделья.

Ученье – свет, а неученье (…).

Лето собирает, а (…) поедает.

Ласточка день начинает, а соловей (…).

Лучший дар – ум, (…) беда – невежество.

Лучшая вещь новая, лучший друг (…).

Правой рукой строит, а (…) разрушает.

На смелого собака лает, а (…) кусает.

Мир строит, а (…) разрушает.

Иди вперед, а оглядывайся (…).

Друг спорит, а (…) поддакивает.

XIII. - Антонимы встречаются в народных сказках, баснях.

Учитель на доску крепит картинки (лиса, волк, лев, заяц, муха, слон).

Задание для учащихся: дать характеристику животным – героям сказок, используя в своей речи сложные предложения с союзом а.

1)     Сравнить волка и лису по хитрости. Например: волк простодушный, а лиса хитрая.

2)     Льва и зайца (по храбрости).

3)     Муху и слона (по величине).

XIV. – А теперь сыграем в игру «Наоборот». 

А вот прощальная игра

Урок заканчивать пора

И я надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней

И нам с вами пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты нашел.

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечайте же: «Конец!» 

XV. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Что понравилось? Какой делают нашу речь антонимы?

- Мы сегодня с вами наблюдали за тем, как антонимы делают нашу речь выразительной, занимательной, образной.

XVI. Домашнее задание: §  , творческое задание – написать мини-сказку «Что было бы, если бы антонимы исчезли» (по желанию).

Индивидуальные задания для сильных учеников на карточках.

XVII. – Ребята! Вы были сегодня активны на уроке, поднимали руки, отвечали, дополняли друг друга.

Выставление оценок за урок.

Карточка для сильных учеников.

Подобрать выражения, противоположные по значению.

Светло, хоть иголки собирай.

Заварить кашу.

В час по чайной ложке.

Коломенская верста.

Чуть свет.

Повесить нос.

Жить душа в душу.

Сидеть сложа руки.

Воспрянуть духом.

Одним махом.

Ни зги не видно.

Как кошка с собакой.

Не покладая рук.

Расхлебывать кашу.

От горшка два вершка.

На ночь глядя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по русскому языку в 5 классе: " Антонимы " »

Открытый урок по русскому языку Мирзабаевой Сауле Султановны

Общая средняя школа № 18 им.Ш.Уалиханова г.Шымкента ЮКО Казахской Республики



Тема урока: «Антонимы – слова - спорщики»

 

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с новыми словами – антонимами, тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы;

                      2. Развитие умений и навыков подбирать антонимы к словам; развитие устной и письменной речи; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

                      3. Повышение интереса к русскому языку, воспитание у школьников  любви к природе, бережное отношение к окружающей среде.

 

Лекическая тема: «Осень».

 

Тип урока:  Урок сообщения новых знаний.

 

Вид урока:  Урок-игра.

 

Методы:  Словесный, наглядно-иллюстративный, коммуникативный, поисковый, практический.

 

Межпредметная связь: Казахский язык, математика, естествознание, литература.

 

Технология:  КСО, игровые технологии.

 

Оборудование и наглядный материал урока: Иллюстрации «Картины осени», домик «Лексика», загадки, пословицы, сценка, оформление доски, предметные картинки, карточки.

 

 

 

Эпиграф урока:    «Слово – дело великое.

                                 Великое потому что словом можно соединить

                                 Людей, можно разъединить их, словом можно служить  

                                 Любви и миру, словом же можно служить вражде и

                                 Ненависти.

                                                              Л.Н.Толстой                                                       

  

 

Ход урока:

 

I. Начало урока: настрой учащихся.

Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Стряхните сон, напряжение! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.

 

II. Повторение материала.

- Ребята, вспомним, что мы сейчас с вами изучаем, какой раздел науки о языке? (Лексику).

- Что такое лексика? Дайте определение.

Учитель открывает доску, на доске нарисован дом.

 

III. - В этом доме живут интересные жильцы –

слова. Давайте их вспомним.                                              Лексика

(Омонимы, синонимы).

- Дайте определение: что такое омонимы,

синонимы. Приведите примеры.                                                                      

(В доме  открываются окошечки                        Омонимы              Синонимы

«омонимы», «синонимы»).

IV. - Сегодня мы познакомимся                                         Антонимы

еще с интересными словами: эти слова 

спрятались в доме за последним

окошечком. К нам пожаловали на урок

2 клоуна: Маркеша и Кузя.

 

V.Сценка.

На улице прохладно. Клоуны были одеты по-разному.

Маркеша: Ну и жарко!

Кузя: Да ты что? Холодно!

Маркеша: Я весь покраснел!

Кузя: А я побелел!

Маркеша: Ты что такой кислый?

Кузя: А ты что – сладкий?

Маркеша: Нет, я бодрый! А что это мы все спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

Кузя: Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. Эти слова называются «Антонимы».

 

VI. - Запишем число. Классная работа. Тема урока.

- Само слово антоним, наверное, напоминает вам другие термины, с которыми вы уже знакомы, не так ли?

 

На доске: Онима (греч.) – имя, слово.

Анти – против, противоположный.

 

VII. - Давайте обратим внимание на плакат, прикрепленный к доске:

Что такое антонимы?

На плакате написано:

Антонимы – разные по звучанию слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слова нога, серый, карандаш, корова и др.

Например: черный – белый, день – ночь, тяжелый – легкий и др.

 

Знакомство со словарем антонимов.

VIII. - Где можно встретить антонимы? (На уроках математики.)

 

Учащиеся приводят примеры: плюс – минус, прибавить – отнять, умножение – деление.

 

IX. - Антонимы встречаются в загадках. Сейчас я вам буду читать загадки, а вы, поднимая руки, будете мне подсказывать недостающие слова-антонимы.

  

1. Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …

 

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …

 

3. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь … 

 

 

X. На доске слова: 

Скуч.ный –

Счаст.е –

Поз.ний –

Под.ем –

Т.желый –

Лож. – 

Задание для учащихся: подобрать антонимы к данным словам, вставить пропущенную букву, объяснить правописание.

 

XI. Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М.Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки.

 

Есть сладкое слово – ракета (картинка),

Есть быстрое слово – конфета (картинка),

Есть кислое слово – вагон (картинка),

Есть слово с окошком – лимон (картинка).

 

- Ребята! Воспроизведите это стихотворение по памяти в исправленном виде. К подчеркнутым словам подберите антонимы.

- Писатели используют в названиях своих произведений антонимы, например: «Война и мир» Л.Н.Толстого,

«Толстый и тонкий» А.П.Чехова,

«Живые и мертвые» К.Симонова.

 

XII. - Антонимы имеются в пословицах, поговорках.

Каждому учащемуся выдается индивидуальная карточка с пословицей или поговоркой. Дети должны вставить на месте скобок пропущенное слово – антоним.

Большому уму и в (…) голове тесно.

Будет день, будет и (…).

Глупый осудит, а (…) рассудит.

Дождик вымочит, а красное солнышко (…).

Корень учения горек, да плод его (…).

Труд кормит, (…) портит.

Кто хочет много знать, тому надо (…) спать.

Больше думай, (…) говори.

Маленькое дело лучше (…) безделья.

Ученье – свет, а неученье (…).

Лето собирает, а (…) поедает.

Ласточка день начинает, а соловей (…).

Лучший дар – ум, (…) беда – невежество.

Лучшая вещь новая, лучший друг (…).

Правой рукой строит, а (…) разрушает.

На смелого собака лает, а (…) кусает.

Мир строит, а (…) разрушает.

Иди вперед, а оглядывайся (…).

Друг спорит, а (…) поддакивает.

 

XIII. - Антонимы встречаются в народных сказках, баснях.

Учитель на доску крепит картинки (лиса, волк, лев, заяц, муха, слон).

Задание для учащихся: дать характеристику животным – героям сказок, используя в своей речи сложные предложения с союзом а.

1)     Сравнить волка и лису по хитрости. Например: волк простодушный, а лиса хитрая.

2)     Льва и зайца (по храбрости).

3)     Муху и слона (по величине).

 

XIV. – А теперь сыграем в игру «Наоборот». 

А вот прощальная игра

Урок заканчивать пора

И я надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней

И нам с вами пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты нашел.

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечайте же: «Конец!» 

 

XV. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Что понравилось? Какой делают нашу речь антонимы?

- Мы сегодня с вами наблюдали за тем, как антонимы делают нашу речь выразительной, занимательной, образной.

 

XVI. Домашнее задание: §   , творческое задание – написать мини-сказку «Что было бы, если бы антонимы исчезли» (по желанию).

Индивидуальные задания для сильных учеников на карточках.

 

XVII. – Ребята! Вы были сегодня активны на уроке, поднимали руки, отвечали, дополняли друг друга.

Выставление оценок за урок.

 

Карточка для сильных учеников.

Подобрать выражения, противоположные по значению.

  

Светло, хоть иголки собирай.

Заварить кашу.

В час по чайной ложке.

Коломенская верста.

Чуть свет.

Повесить нос.

Жить душа в душу.

Сидеть сложа руки.

Воспрянуть духом.

Одним махом.

Ни зги не видно.

Как кошка с собакой.

Не покладая рук.

Расхлебывать кашу.

От горшка два вершка.

На ночь глядя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Конспект урока по русскому языку в 5 классе: " Антонимы "

Автор: Мирзабаева Сауле Султановна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства