Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Ветер затих. (2) Густые облака дыма не крутились уже в воздухе. (3) Как тяжкие свинцовые глыбы, они висели над кровлями догорающих домов. (4) Смрадный, удушливый воздух захватывал дыхание; ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. (5) Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, и только в вышине, под самыми облаками, плавали стаи коршунов.
(6) На краю пологого ската горы, опоясанной высокой Кремлевскою стеною, стоял, закинув назад руки, человек небольшого роста, в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. (7) Внизу, у самых ног его, текла, изгибаясь, Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, она, казалось, струилась кровию. (8) Склонив угрюмое чело свое, он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны… (9) Ах! в них отразилась в последний раз и потухла навеки дивная звезда его счастия! (10) Шагах в десяти от него, наблюдая почтительное молчание, стояли французские маршалы, генералы и несколько адъютантов. (11) Они с ужасом смотрели на пламенный океан, который, быстро разливаясь кругом всего Кремля, казалось, спешил поглотить сию священную и древнюю обитель царей русских.
(М.Н. Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году)
Ключи:
Поджог Москвы перед отступлением
Резвые, стаи
Плавали
Пламенем
Освящённая
Наречие
Примыкание
Воздух захватывал, ничто не одушевляло
Составное глагольное сказуемое
3
7, 11
9
В
4, 7
Определительная
Догорающих
Б
4
1, 2, 5, 10
Б
Архаизмы, лоб
Алый
Суффиксально-префиксальный
Не
Дымящимися
Указательное местоимение , эту
5, 7
7
7, 11
Потухла навеки
Они смотрели, (простое), который спешил поглотить (составное глагольное)
На краю пологого ската горы, которая была опоясана высокой Кремлёвской стеною, стоял, закинув назад руки,… […, (которая ….), ….] придаточная определительная часть
В
Метонимия
1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?
2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.
3. Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении.
4. Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.
5. Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.
6. Укажите, какой частью речи является слово навеки (предл. 9).
7. Укажите тип связи слов в словосочетании внизу текла (предл. 7).
8. Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
9. Укажите тип сказуемого спешил поглотить (предл. 11).
10. Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот.
11. Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова.
12. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми
13. Укажите правильную характеристику предл. 6:
а) сложное, бессоюзное;
б) простое, осложненное обособленными определениями;
в) простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;
г) простое, осложненное обособленными обстоятельствами.
14. Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.
15. Укажите тип придаточной части в предложении 11.
16. Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
17. Укажите правильное объяснение слитного написания слова небольшого(предл. 6):
а) в предложении имеется противопоставление;
б) не–приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без не;
в) прилагательное без не не употребляется
18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл.
Как тяжкие свинцовые глыбы, (1) они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, (2) удушливый воздух захватывал дыхание; (3) ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, (4) и только в вышине, (5) под самыми облаками, (6) плавали стаи коршунов.
19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
На краю пологого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста,(5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…
20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?
Пламенный океан –
а) гипербола; б) метафора; в) синекдоха; г) олицетворение.
21. Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову чело (предл. 7)? Замените слово чело стилистически нейтральным синонимом.
22. Подберите синоним к слову багровый (предл. 7).
23. Укажите способ образования слова безжизненных (предл. 4).
24. Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.
25. Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие.
26. Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово сию (предл. 11, начальная форма – сия). Подберите синоним к нему.
27. Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами.
28. Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер.
29. Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова.
30. Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание.
31. Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.
32. Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного предложения. Укажите тип придаточной части.
33. Укажите средство связи между предл. 10 и 11:
а) лексический повтор; б) указательное местоимение;
в) личное местоимение; г) вводное слово.
34. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?
Священная и древняя обитель царей русских –
а) перифраза; б) ирония; в) метонимия; г) литота.