kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект с материалами к уроку "Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Комплексный анализ текста.

Тип урока - урок формирования умений и навыков учащихся.

Цели: образовательные аспекты: учить анализировать содержание исходного текста, закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации

 развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;
  4. синтаксис - синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;
  5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном  предложениях.

Оборудование: раздаточный материал,  презентация урока, нетбук, проектор.
Ход урока

1.Оргмомент. (слайд 1)

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса.

Записываем в тетради: «Число. Классная работа.  Комплексный анализ текста».

1. Ознакомление с текстом

2. Выполнение заданий (презентация)

Домашнее задание:

  1. Выполнить оставшиеся задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАТК»

Тема. Комплексный анализ текста.

Тип урока - урок формирования умений и навыков учащихся.



Цели: образовательные аспекты: учить анализировать содержание исходного текста, закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации

 развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательный аспект: формирование гражданской позиции; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.


Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);

  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;

  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;

  4. синтаксис - синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;

  5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях.

Оборудование: раздаточный материал, презентация урока, нетбук, проектор.


Ход урока

1.Оргмомент. (слайд 1)

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса.


Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Комплексный анализ текста».

1. Ознакомление с текстом

2. Выполнение заданий (презентация)

Домашнее задание:

  1. Выполнить оставшиеся задания.



Просмотр содержимого документа
«КАТРМ-11»

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 (1) Ветер затих. (2) Густые облака дыма не крутились уже в воздухе. (3) Как тяжкие свинцовые глыбы, они висели над кровлями догорающих домов. (4) Смрадный, удушливый воздух захватывал дыхание; ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. (5) Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, и только в вышине, под самыми облаками, плавали стаи коршунов.

(6) На краю пологого ската горы, опоясанной высокой Кремлевскою стеною, стоял, закинув назад руки, человек небольшого роста, в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. (7) Внизу, у самых ног его, текла, изгибаясь, Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, она, казалось, струилась кровию. (8) Склонив угрюмое чело свое, он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны… (9) Ах! в них отразилась в последний раз и потухла навеки дивная звезда его счастия! (10) Шагах в десяти от него, наблюдая почтительное молчание, стояли французские маршалы, генералы и несколько адъютантов. (11) Они с ужасом смотрели на пламенный океан, который, быстро разливаясь кругом всего Кремля, казалось, спешил поглотить сию священную и древнюю обитель царей русских.

(М.Н. Загоскин. Рославлев,  или Русские в 1812 году)







Ключи:

  1. Поджог Москвы перед отступлением

  2. Резвые, стаи

  3. Плавали

  4. Пламенем

  5. Освящённая

  6. Наречие

  7. Примыкание

  8. Воздух захватывал, ничто не одушевляло

  9. Составное глагольное сказуемое

  10. 3

  11. 7, 11

  12. 9

  13. В

  14. 4, 7

  15. Определительная

  16. Догорающих

  17. Б

  18. 4

  19. 1, 2, 5, 10

  20. Б

  21. Архаизмы, лоб

  22. Алый

  23. Суффиксально-префиксальный

  24. Не

  25. Дымящимися

  26. Указательное местоимение , эту

  27. 5, 7

  28. 7

  29. 7, 11

  30. Потухла навеки

  31. Они смотрели, (простое), который спешил поглотить (составное глагольное)

  32. На краю пологого ската горы, которая была опоясана высокой Кремлёвской стеною, стоял, закинув назад руки,… […, (которая ….), ….] придаточная определительная часть

  33. В

  34. Метонимия





1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?

2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.

3. Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении.

4. Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.

5. Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.

6. Укажите, какой частью речи является слово навеки (предл. 9).

7. Укажите тип связи слов в словосочетании внизу текла (предл. 7).

8. Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.

9. Укажите тип сказуемого спешил поглотить (предл. 11).

10. Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот.

11. Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова.

12. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми

13. Укажите правильную характеристику предл. 6:

а) сложное, бессоюзное;

б) простое, осложненное обособленными определениями;

в) простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;

г) простое, осложненное обособленными обстоятельствами.

14. Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.

15. Укажите тип придаточной части в предложении 11.

16. Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

17. Укажите правильное объяснение слитного написания слова небольшого(предл. 6):

а) в предложении имеется противопоставление;

б) не–приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без не;

в) прилагательное без не не употребляется

18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл.

Как тяжкие свинцовые глыбы, (1) они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, (2) удушливый воздух захватывал дыхание; (3) ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, (4) и только в вышине, (5) под самыми облаками, (6) плавали стаи коршунов.

19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

На краю пологого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста,(5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…

20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?

Пламенный океан –

а) гипербола;  б) метафора;  в) синекдоха;  г) олицетворение.

21. Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову чело (предл. 7)? Замените слово чело стилистически нейтральным синонимом.

22. Подберите синоним к слову багровый (предл. 7).

23. Укажите способ образования слова безжизненных (предл. 4).

24. Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.

25. Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие.

26. Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово сию        (предл. 11, начальная форма – сия). Подберите синоним к нему.

27. Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами.

28. Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер.

29. Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова.

30. Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание.

31. Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.

32. Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного      предложения. Укажите тип придаточной части.

33. Укажите средство связи между предл. 10 и 11:

а) лексический повтор; б) указательное местоимение;

в) личное местоимение; г) вводное слово.

34. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?

Священная и древняя обитель царей русских –

а) перифраза;       б) ирония;      в) метонимия;   г) литота.

Просмотр содержимого презентации
«КАТЗ-11»

Комплексный анализ текста 10.05.2017 Классная работа

Комплексный анализ текста

10.05.2017

Классная работа

1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке? 2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв. 3. Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении. 4. Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом. 5. Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.

1. О каком событии Отечественной войны идет речь в отрывке?

2. Выпишите из предл. 5 слово, в котором звуков больше, чем букв.

3. Из предл. 5 выпишите слово, употребленное в переносном значении.

4. Из предл. 7–10 выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.

5. Из предл. 7–8 выпишите страдательное причастие.

6. Укажите, какой частью речи является слово  навеки  (предл. 9). 7. Укажите тип связи слов в словосочетании  внизу текла  (предл. 7). 8. Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых. 9. Укажите тип сказуемого  спешил поглотить  (предл. 11). 10. Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот.

6. Укажите, какой частью речи является слово  навеки  (предл. 9).

7. Укажите тип связи слов в словосочетании  внизу текла  (предл. 7).

8. Выпишите из предл. 4 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.

9. Укажите тип сказуемого  спешил поглотить  (предл. 11).

10. Среди предл. 1–5 найдите такое, в котором есть сравнительный оборот.

11. Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова. 12. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми 13. Укажите правильную характеристику предл. 6:  а) сложное, бессоюзное;  б) простое, осложненное обособленными определениями;  в) простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;  г) простое, осложненное обособленными обстоятельствами.

11. Среди предл. 6–11 найдите такие, в которых есть вводные слова.

12. Среди предл. 6–10 найдите предложение с однородными сказуемыми

13. Укажите правильную характеристику предл. 6:

а) сложное, бессоюзное;

б) простое, осложненное обособленными определениями;

в) простое, осложненное обособленными определением и обстоятельством;

г) простое, осложненное обособленными обстоятельствами.

14. Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера. 15. Укажите тип придаточной части в предложении 11. 16. Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. 17. Укажите правильное объяснение слитного написания слова  небольшого (предл. 6):  а) в предложении имеется противопоставление;  б)  не –приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без  не ;  в) прилагательное без  не  не употребляется

14. Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера.

15. Укажите тип придаточной части в предложении 11.

16. Из предл. 2–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

17. Укажите правильное объяснение слитного написания слова  небольшого (предл. 6):

а) в предложении имеется противопоставление;

б)  не –приставка, прилагательное, образованное с ее помощью, можно заменить синонимом без  не ;

в) прилагательное без  не  не употребляется

18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл. Как тяжкие свинцовые глыбы, (1) они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, (2) удушливый воздух захватывал дыхание; (3) ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, (4) и только в вышине, (5) под самыми облаками, (6) плавали стаи коршунов.

18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при частях сложного предл.

Как тяжкие свинцовые глыбы, (1) они висели над кровлями догорающих домов. Смрадный, (2) удушливый воздух захватывал дыхание; (3) ничто не одушевляло безжизненных небес Москвы. Над дымящимися развалинами Охотного ряда не кружились резвые голуби, (4) и только в вышине, (5) под самыми облаками, (6) плавали стаи коршунов.

19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях. На краю пологого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста,(5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…

19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятые при обособленных определениях.

На краю пологого ската горы, (1) опоясанной высокой Кремлевскою стеною, (2) стоял, (3) закинув назад руки, (4) человек небольшого роста,(5) в сером сюртуке и треугольной низкой шляпе. Внизу, (6) у самых ног его, (7) текла, (8) изгибаясь, (9) Москва-река; освещенная багровым пламенем пожара, (10) она, (11) казалось, (12) струилась кровию. Склонив угрюмое чело свое, (13) он смотрел задумчиво на ее сверкающие волны…

20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11? Пламенный океан – а) гипербола;  б) метафора;  в) синекдоха;  г) олицетворение.   21. Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову чело  (предл. 7)? Замените слово  чело  стилистически нейтральным синонимом. 22. Подберите синоним к слову  багровый  (предл. 7). 23.Укажите способ образования слова безжизненных  (предл. 4).

20. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?

Пламенный океан –

а) гипербола;  б) метафора;  в) синекдоха;  г) олицетворение.

 

21. Как терминологически называются устаревшие слова, подобные слову чело  (предл. 7)? Замените слово  чело  стилистически нейтральным синонимом.

22. Подберите синоним к слову  багровый  (предл. 7).

23.Укажите способ образования слова безжизненных  (предл. 4).

24. Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте. 25. Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие. 26. Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово  сию         (предл. 11, начальная форма –  сия ). Подберите синоним к нему. 27. Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами. 28. Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер. 29. Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова.

24. Из предл. 2–5 выпишите все частицы. Повторяющиеся частицы не указывайте.

25. Из предл. 4–7 выпишите действительное причастие.

26. Определите, к какой части речи относится древнерусское по происхождению слово  сию         (предл. 11, начальная форма –  сия ). Подберите синоним к нему.

27. Среди предл. 5–8 найдите предл. с уточняющими обособленными членами.

28. Среди предл. 4–7 найдите такое, в котором есть приложение. Напишите его номер.

29. Среди предл. 6–11 найдите предложения, в которых есть вводные слова.

30. Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание. 31. Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых. 32. Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного      предложения. Укажите тип придаточной части. 33. Укажите средство связи между предл. 10 и 11:  а) лексический повтор;  б) указательное местоимение;  в) личное местоимение;  г) вводное слово.

30. Выпишите из предл. 9 словосочетание с типом связи примыкание.

31. Выпишите из предл. 11 грамматические основы. Укажите типы сказуемых.

32. Замените в предл. 6 причастный оборот придаточной частью. Составьте схему сложного      предложения. Укажите тип придаточной части.

33. Укажите средство связи между предл. 10 и 11:

а) лексический повтор;

б) указательное местоимение;

в) личное местоимение;

г) вводное слово.

34. Как называется троп, использованный автором в предл. 11? Священная и древняя обитель царей русских – а) перифраза;       б) ирония;      в) метонимия;   г) литота.

34. Как называется троп, использованный автором в предл. 11?

Священная и древняя обитель царей русских –

а) перифраза;       б) ирония;      в) метонимия;   г) литота.

Ключи для самопроверки Поджог Москвы перед отступлением Резвые, стаи Плавали Пламенем Освящённая Наречие Примыкание Воздух захватывал, ничто не одушевляло Составное глагольное сказуемое 3 7, 11 9 В 4, 7 Определительная Догорающих Б 4 1, 2, 5, 10 Б Архаизмы, лоб Алый Суффиксально-префиксальный Не Дымящимися Указательное местоимение , эту 5, 7 7 7, 11 Потухла навеки Они смотрели, (простое), который спешил поглотить (составное глагольное) На краю пологого ската горы, которая была опоясана высокой Кремлёвской стеною, стоял, закинув назад руки,… […, (которая ….),….] придаточная определительная часть 33. В 34. Метонимия

Ключи для самопроверки

  • Поджог Москвы перед отступлением
  • Резвые, стаи
  • Плавали
  • Пламенем
  • Освящённая
  • Наречие
  • Примыкание
  • Воздух захватывал, ничто не одушевляло
  • Составное глагольное сказуемое
  • 3
  • 7, 11
  • 9
  • В
  • 4, 7
  • Определительная
  • Догорающих
  • Б
  • 4
  • 1, 2, 5, 10
  • Б
  • Архаизмы, лоб
  • Алый
  • Суффиксально-префиксальный
  • Не
  • Дымящимися
  • Указательное местоимение , эту
  • 5, 7
  • 7
  • 7, 11
  • Потухла навеки
  • Они смотрели, (простое), который спешил поглотить (составное глагольное)
  • На краю пологого ската горы, которая была опоясана высокой Кремлёвской стеною, стоял, закинув назад руки,… […, (которая ….),….] придаточная определительная часть

33. В

34. Метонимия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект с материалами к уроку "Комплексный анализ текста"

Автор: Ваджипова Татьяна Николаевна

Дата: 18.06.2017

Номер свидетельства: 422320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по подготовке к ЕГЭ "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-podghotovkie-k-iege-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "127943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415388636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме:Текст-повествование. "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-tiekst-poviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "119364"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413391077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства