Урок составлен и проведен учителем Костроминой Е.В.
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка — оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета.
В верхней центральной части доски помещается дата, классная работа. В нижней части доски — солнышко и облачко.
Деятельность обучающихся |
1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок |
Прозвенел звонок веселый. Всех зовет он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок.
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает”. - Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Наш урок будет похож на сказку, Нам без знаний никуда. Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку Отправляемся туда. Итак, готовы вы отправиться в сказку?
| |
2. Отгадывание загадки. Формулирование темы урока и повторение изученного |
Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? слайд №1 | Отгадывают загадку
Буратино |
Почему некоторые слова пишутся не так, как произносятся? Как называется эта орфограмма? |
«Безударные гласные в корне слова» |
Какое правило вы должны знать, чтобы не допустить ошибки? | |
Кто догадался и может сформулировать тему урока? | Тема урока «Безударные гласные в корне слова» |
Как нужно проверять безударные гласные в корне слова? | Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например, сосна-сосны, стена-стенка) |
| |
3. Минутка чистописания |
- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику. - А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем дату, классная работа. Какая буква спрятана в облачке? Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв Бб бб | В облачке спряталась буква Бб бб Этот пальчик — маленький (массируем мизинчик). Этот пальчик — слабенький (безымянный). Этот пальчик — длинненький (средний). Этот пальчик — сильненький (указательный). Этот пальчик — большачок (большой). А все вместе — кулачок (сжимаем в кулачок) |
Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики | | |
Учитель проверяет написание букв | Пишут букву Бб бб | |
4. Словарно-орфографическая работа | |
Начнём работу с повторения. Ведь повторенье – мать ученья. Вспомните, пожалуйста,кто хотел научить Буратино грамоте?
-Удалось ли это Мальвине? Как вы думаете почему?
На уроке мы должны ответить на 4 вопроса (вопросы на доске) слайд №2 Давайте поможем Мальвине и научим Буратино правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. . Работа в парах. Отгадайте загадку: Папа Карло удивлен, Стукнул по полену он- И сучок стал носом длинным… Так родился … слайд №3 А сейчас он хотел бы, чтобы вы помогли ему разделить слова на 2 группы, запишите эти слова в 2 столбика, безударные гласные подчеркните р…ка в…р…бей в…да уч…ник л…са н…род п..сьмо слайд №4 |
Буратино не знал правил ( другие предположения детей)
Буратино
Слова с безударной гласной,проверяемой ударением река-реки вода-воды лиса-лисы или леса-лес и непроверяемой ударением (словарные слова) воробей, ученик , народ | |
6.Проверка выполненной работы. | Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы. | |
Что общего у всех этих слов? | Все они имена существительные, обозначают предмет, все с безударными гласными в корне | |
Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв | Слово письмо: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука | |
| | |
Составьте предложение, используя эти слова | На уроке письма Буратино огорчил Мальвину. Ученики должны внимательно слушать учителя. | |
7. Дыхательная медитация | |
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать свое хорошее настроение? | Выполняют инструкцию учителя | |
Слушает ответы школьников | Ответы детей: «Я бы взяла голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи» и т.п. | |
8. Отработка навыка правописания слов с безударными гласными | |
Отгадайте загадку «Алексей Толстой когда-то, Книжку подарил ребятам, «Приключиния Буратино, В ней Пьеро есть и …» слайд №5 Мальвина пришла на урок , чтобы позаниматься с Буратино грамматикой.Но его не оказалось на месте,а на столе Мальвина увидела записку :слайд №6 Я пашел в лес. в лису поищю лесу алису и ката базилио. Мальвина пришла в ужас от такого письма.Почему? Проверить, исправить и объяснить.
|
Мальвина
Я пошел в лес. В лесу поищу лису Алису и кота Базилио. | |
Запишите предложения в тетрадь. Следим за осанкой. | | |
А чтобы не сделать ошибок, повторим правило | Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме: Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб рассеять все сомненья | |
Отгадайте загадку: Верный друг у кукол был, Помогал и сторожил, Благороден и умен- Белый пудель… слайд №7 |
Артемон | |
9.Разноуровневое задание. Давайте вместе с Артемоном поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой. Задание выполним по карточке. Слабый уровень ( на 3) Карточка 1 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. На (лес) л…сной (поле) п…лянке под б…рёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Средний уровень (на 4) Карточка 2 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. На (…) л…сной (…) п…лянке под б…рёзкой (…) по…вились (…) в…сенние (…) цв…ты. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли.
Сильный уровень (на 5) Карточка 3 Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. П…лянке, в…сенние, б…рёзкой, л…сной, по…вились, цв…ты. Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами, которые проверяли. 10. ФИЗМИНУТКА Выполняют физические упражнения «Буратино» Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два- нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. |
Ученики выполняют инструкции учителя | |
11. Работа с учебником | |
Отгадайте загадку: Очутился на беду , Буратино вдруг в пруду… До чего же страшно было, Приплыла когда … слайд №8 Она предлагает вам выполнить упражнение № . Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами |
Тортила | |
Проверка упражнения № Отгадайте загадку: Много приключений было С Буратино в сказке той: Дарит старая Тортила Куклам ключик … слайд №9
| Фронтальная проверка.
золотой | |
12.. Домашнее задание | |
Учитель объясняет задание, которое надо выполнить дома. Комментарий домашнего задания. Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.
| Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю | |
13. Подведение итогов урока
| |
Вот мы книжку прочитали, Тайну ключика узнали. И опять вернулись в дом Папы Карло .За холстом Дверь была…Пришли ребята В чудный кукольный … театр. Герои этой замечательной сказки предлагают вам поработать над тестом слайд №10 Работа в парах ТЕСТ. Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки. 1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся. а) норы, реки, воды б) нора, река, вода 2. Какие буквы пропущены в словах пословицы. В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами. а) е, о б) и, а 3. К какому слову относится данная транскрипция [сава]. а) сова б) софа 4. Какой корень в слове лесник? а) лесн б) лес 5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК? а) второй слог б) первый слог
Над какой орфограммой мы с вами работали? |
Над безударными гласными в корне слова | |
Какое правило вы применяли? Скажите, где нам в жизни может пригодиться это умение . Безударных гласных пять Тех, что надо проверять Вы запомните, друзья, Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко): А, О, Е, И, Я!
| Читают правило в стихотворной форме. Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты ее немедленно Ставь под ударение. Ударение на гласной Может сделать букву ясной | |
Выставление оценок. В конце урока ребятам раздаются Памятка проверки безударных гласных. Я вам хочу сказать за такое удивительное общение спасибо. Спасибо что вы дружно помогали друг другу и героям сказки. Но помните:в мире много сказок грустных и смешных .Нам нельзя без дружбы. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло! слайд №11 На этом наш урок окончен. Молодцы! | | |