Тема: Понятие о СПП. Строение СПП.
Цель урока: введение понятия о сложноподчиненном предложении
Задачи:
Образовательные:
повторение и углубление сведений о сложносочиненном предложении;
находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения ;
проверка понимания и степени усвоения материала по теме .
Развивающие:
развитие мыслительной деятельности учащихся;
развитие умения работать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитание сознательного интереса к русскому языку как средству получения знаний;
воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству писателей ;
воспитание бережного отношения к воде;
воспитание дружелюбных отношений между учащимися.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент .
Психологический настрой на урок.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Пусть это хорошее настроение вас не покинет до конца урока!
II.Вступительное слово учителя
(На фоне шума воды учитель читает стихотворение-загадку)
Что за дивное чудо Природы
Составляет одну из стихий?
Что так ценят и любят народы,
И чему посвящают стихи?
III.Объявление темы урока «Вода- это жизнь»
Учитель. - Речевая тема нашего урока – «Вода – это жизнь» (запись темы в тетрадь).
IV.Происхождение слова «вода». Словарная работа
Учитель. - Слово «вода» заимствованное, пришло оно к нам из латинского языка.
Латинское аква – («вода») входит в состав многих слов. Приведите примеры таких слов (аквариум, акваланг, акватория, акварель, акванавт (тот, кто совершает плавание под водой), аквалангист, акваплан, акварелист.
Учитель. - Еще больший ряд составляют слова с корнем вод-.
Подберите однокоренные слова к слову вода
Некоторые из них перед вами, объясните пропущенные орфограммы:
Н…воднение
П…дводный водопровод…ик
Бе…водность водя(н,нн)ой
На…водный водохозяйстве(н,нн)ый
Учитель. - О воде сказано много хороших слов. Одно из таких высказываний перед вами, его мы возьмем в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.
- Вспомните, как оформляется эпиграф? (Эпиграф обычно пишут без кавычек в правом верхнем углу, ссылка на автора дается без скобок и помещается ниже самого эпиграфа).
(Запись эпиграфа в тетрадь)
Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы.
С.Т. Аксаков
Учитель. - Как вы понимаете слова Аксакова?
- Что представляет собой высказывание писателя? (ССП) Докажите, что перед нами ССП.
V. Повторение сведений о ССП.
1. Теоретическая разминка
Назовите главную единицу синтаксиса.
Какие виды предложений вы знаете?
Что представляет собой сложносочиненное предложение?
Какими союзами выражаются соединительные отношения?
Какие союзы относятся к противительным?
Назовите разделительные союзы.
Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?
Учитель. – Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал о ССП. Ученики выполняют задание в карточках (двое у доски)
1)Работа по карточкам (2 уровня)
Карточка №1.(1 уровень)
Задание 1. Заполните, таблицу, указав группы сочинительных союзов
Группы сочинительных союзов | Союзы |
| Или (иль),то-то, не то- не то, то ли -то ли |
| А, но, да (=но), однако, зато, же |
| И, да (=и), ни –ни, тоже, также |
Задание 2. Составьте предложение по схеме:
[...], и [...]. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Карточка №2 (2 уровень)
Задание 1. Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор сложносочиненного предложения
1)Вода может быстро бежать и тихо струиться реветь водопадом и молчать айсбергом дымить гейзером и блистать капельками росы.
2)Солнце начинает спускаться в море и неугомонные волны играют весело и шумно плескаясь о берег. (М. Горький)
2) Работа с текстом.(все учащиеся)
Учитель. - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
- Найдите ССП. Выпишите ССП (1 вариант – с противительным союзом, 2 вариант –
с соединительным). Расставьте знаки препинания в них. Постройте схемы.
Жила-была на свете прекрасная вода – красивая, прозрачная. Она умела петь свои звонкие песни. Вода была нужна всем. Ей радовались люди животные растения но никто не заботился о ней. Стала вода грязная и мутная. Обиделась она и ушла под землю. Тяжело пришлось всем без нее и стали люди просить воду вернуться обратно на землю. Вернулась она… Но не вся и не везде. Это было давно. Но и сейчас вода может исчезнуть навсегда если ее не беречь.
Проверка
1 вариант. Ей радовались люди животные растения но никто не заботился о ней.
Учитель. – Назовите противительные союзы. Чем они отличаются от соединительных и разделительных союзов?
2 вариант Тяжело пришлось всем без нее и стали люди просить воду вернуться обратно на землю.
Учитель. – Назовите соединительные союзы.
- Есть ли в тексте еще предложения с соединительными союзами? Почему вы их не выписали? В чем особенность сочинительных союзов? (сдать карточки)
Учитель. – В каком еще предложении необходимо поставить знак препинания? Почему вы его не выбрали?
VI. Объявление грамматической темы урока «Понятие о СПП. Строение СПП»
Учитель. – Чем отличается СПП от ССП? (ответы учащихся)
1.Строение СПП
[главное],(придаточное)
Анализ предложений
Учитель.- Свое отношение к воде народ выразил в пословицах. Прочитайте их. Найдите СПП. Объясните свой выбор. Запишите предложения, постройте схемы.
Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)
Если даст Бог дождь, уродится и рожь. (Русская пословица)
Учитель.- Отличаются ли по своему строению записанные вами предложения?
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?
Вывод:
после главной [...],(...).
перед главной (...), [...].
в середине главной [... ,(...), ...].
Учитель. - В одних СПП место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или того слова, к которому относится. В других СПП место придаточного можно менять.
- Поменяйте место придаточного предложения, если это возможно.
Рожь уродится, если Бог даст дождь.
До тех пор, пока колодец не высохнет, воду мы не ценим.
VII. Физминутка. (Аудио-запись «Шум воды». Расслабьтесь, закройте глаза. Послушайте, как шумит вода. Какую картину вы представили? Уч-ся высказываются)
2. Знаки препинания в СПП.
Учитель. – Ребята, как в устной и письменной речи разделить части СПП?
Анализ текста (текст распечатан на карточках)
Задание.
1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
2. Найдите СПП, расставьте в них знаки препинания. Определите, с помощью чего придаточное предложение присоединяется к главному. Постройте схемы.
( Со 2 и 3 абзацами текста ученики работают самостоятельно)
1) В природе все прекрасно и плывущие по небу облака и березка шепчущаяся с травой и суровая северная ель и лишайник который карабкается вверх по склону откоса. 2) Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? 3) Так думал я когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. 4) Оно манило прозрачностью и глубиной.
5) Я вспомнил что в старину воду считали целебной, очистительной силой…
6) Озеро меняло краски. 7) Сначала вода была холодной и неприветливой. 8) Потом цвет озера стал оловянным. 9) Когда же лучи солнца заиграли на парусе вода повеяла свежестью заколебалась стала теплой манящей. (По Е. Осетрову)
VIII. Чтение стихотворения ( индивидуальное задание одному ученику)
Учитель. _- Разговор о воде хочется закончить чтением стихотворения о воде.
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы» , тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
IX. Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы».
X.Итог урока
- Из каких частей состоит СПП?
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?
– Как в устной и письменной речи отделить придаточное предложение от главного?
– Как нужно относиться к воде?
XI. Выставление оценок за урок.
7