kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа с сложноподчиненных предложениях.

Формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными;

Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; подготовка к ГИА.

Развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей.

Воспитание чувства милосердия и доброты.

Тип урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Цели:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа с сложноподчиненных предложениях.

Формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными;

Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; подготовка к ГИА.

Развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей.

Воспитание чувства милосердия и доброты.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки, распечатанные тексты у каждого ученика;

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Этап мотивации.

А) Работа с эпиграфом.

«Человек жив землёю, не небом,

Но когда на последней черте

К нам приходит туманная небыль,

Уступите себя Доброте».

Александр Леонидович

Буряченко

Б)Слово учителя.

Сегодняшний урок я предлагаю вам начать с эпиграфа, в качестве которого я выбрала четверостишье поэта Буряченко Александра Леонидовича.

-Какое слово выделено?

Доброта… как часто мы его слышим, но, наверное, мало кто задумывался: а что такое доброта, какого человека мы называем добрым.

-А давайте подберем к этому слову синонимы.


3.Работа с текстом.

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее , грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной

слабости, неспособности жить. Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Д.С.Лихачёв.

-Расставить знаки препинания, дать характеристику предложениям, начертить схему.

-Прочитайте выразительно, определите основную мысль текста

Сделайте выводы.

4.Изучение нового материала.

А)Целевая установка.

Синтаксический разбор предложения:

Всегда милосердие с особой силой согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

-Что такое обстоятельство?

-Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства места, образа действия, времени).

-А какие еще обстоятельства бывают?(Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Чему хотели бы научиться? Какие цели поставили на урок?

Б)Слово учителя о СПП с придаточными обстоятельственными.

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, образа действия, сравнения, меры и степени, уступки, следствия. Придаточные предложения указывают на все эти признаки, о которых говорится в главном предложении.

Например: Едва дилижанс тронулся и стал подыматься в гору, мальчик прильнул к окну и принялся смотреть по сторонам (Катаев). Будильник решил жениться, когда стукнет без пятнадцати девять (Петрушевская).

В)Чтение материала в учебнике.

Г) Рассматривание схемы.

-Назовите виды обстоятельственных придаточных предложений.

5.Закрепление материала.

 Формирование умений отличать придаточные места и времени от придаточных определительных и изъяснительных при наличии сходных союзов и союзных слов.

– Определите вид придаточных предложений, запишите, постройте схемы.

1) Везде, куда отважные заходят моряки,

 Им снятся наши гавани,

 Родные маяки. (А. Жаров.)

2) Когда умчат тебя составы

 За сотни верст в далекий край,

 Не забывай родной заставы,

 Своих друзей не забывай. (М. Матусовский.)

3) Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.)

4) Там, где горы, убегая, в светлой тянутся дали,

 Пресловутого Дуная льются вечные струи. (Ф. Тютчев.)

5) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои. (Н. Гоголь.)

-Какие выводы делаете?

-О чем узнали?

6.Физминутка.

7.Работа в группах.

Соотнесите части СПП с придаточными обстоятельственными.

Определите вид придаточного.

Мы переживаем,

когда обижают нас, но часто ли нас волнуют чувства других?

Для наших родителей главное- быть добрыми, послушными, помогать им в домашних делах, хорошо учиться,

если добрые поступки совершаешь от чистого сердца

Там,

это тогда, когда все друг другу друзья!

Добрым быть легко,

надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

Доброта-

Где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга.

Чтобы оценить доброту в человеке,

Чтобы они гордились своими детьми.


Выводы.

8.Диагностическая работа по карточкам.

Прочитайте и запишите предложения. (Разноуровневая работа).

1-й уровень- записать предложения, расставив знаки препинания.

2-й уровень - записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного.

3-й уровень - записать предложения, расставив знаки препинания, указать вид придаточного, составить схемы предложений.

  1. Чем дольше шёл отряд тем путь становился все более непроходимым.

  2. Место где стояла мельница было благоустроено расчищено от следов пожара.

  3. Она смеётся так звонко и музыкально точно серебряный град падает на золотое блюдо.

  4. Речка так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

Выводы.

9.Тест по теме «Сложноподчиненные предложения»

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

Проверка с комментированием

10.Подведение итогов.

-Закончить урок я хотела бы вот такими словами:

Мы живем в мире равнодушья,
В нежеланье ближнего понять,
Ждем, что кто-то руку нам предложит,
А не то, чтоб самому подать.

Жизнь... Она всегда сплошные траты.
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
11.Рефлексия и подведение итогов.

-Что нового мы узнали?

-Достигли ли поставленной цели?

-Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

-Что особенно понравилось?

-Напишите свое впечатление об уроке на добром лучике, и присоедините к солнышку.

Доброта – это тогда, когда все друг другу друзья!

12.Домашнее задание.

1.П.13

2.Упр.124

3.Написать сочинение-рассуждение «Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки» с использованием различных синтаксических конструкций.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Артемова Ирина Вильдаровна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства