Тема урока | Способы определения спряжения глаголов |
Место урока в разделе | Вводное занятие |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Цели урока | Познакомить обучающихся со способами определения спряжения глаголов |
Задачи урока | 1.Обучающая: Сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов; 2.Развивающая: Развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением 3.Воспитывающая: Воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащийся научится: - Ученик узнает, какими способами можно определять спряжение глаголов - Ученик научится определять спряжение глаголов разными способами - Ученик получит возможность научиться определять спряжение глаголов | Учащийся научится: Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: -добывать новые знания -находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: -Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: -Развить внимание; -Научатся слушать и записывать содержание и пояснения учителя; -Научится правилам участия в коллективной деятельности; -Научатся способам взаимодействия учебного сотрудничества | Учащийся получит возможность формирования: -Установление связи между учебной деятельностью и мотивом; -Формирование нравственно - эстетических ценностей. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Рабочая тетрадь, учебник – Русский язык | Карточки с заданиями, словарик определениями | Электронная презентация, школьная доска |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литература |
Организация пространстваа | Кабинет |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Мотивационный этап Время: 3 мин. | - В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо Руки – палочкой красиво На меня вы посмотрите И немного улыбнитесь! -Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна. -И сегодня мы продолжаем открывать секреты русского языка - Давайте мы с вами откроем тетради, запишем число и классная работа и поставим точку для того чтобы не забыть написать тему нашего урока. -Следите за посадкой | Приветствуют учителя. Присаживаются за свои рабочие места -Открывают тетради, ставят точку. | Проверяют готовность к уроку | Коммуникативные УУД: - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Время: 4 минуты | -На доске вы видите загадку, кто ни будь, прочитайте ее вслух Летит, молчит, Лежит, молчит, Когда умрёт, Тогда заревёт. -Кто знает отгадку? -Назовите мне глаголы в данной загадке -Что вы знаете о глаголах? - Что такое «спряжение глаголов»? - Сколько типов спряжения бывает у глаголов? - Какие глаголы относятся к первому типу спряжения? - Ко второму? -Молодцы -Теперь посмотрите на слайд, спишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение у глагола Весна приход_т. Солнышко гре_т - В какой части слова была пропущена буква? - Что интересного заметили? (Какого окончание было?) -Теперь посмотрите на слайд, где выполнено это задание и сравните свою работу. - У кого правильно? Кто ошибся? | -Читают загадку -Снег -Летит, молчит, лежит, умрет, заревет -Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по временам, лицам, числа. В предложении является сказуемым В предложении является сказуемым. Изменение по лицам и числам. 1 и 2 В окончаниях1 и 2 лица употребляется буква Е или Ё, 3 лица –ут,-ют В окончаниях1 и 2 лица буква И, 3 лица-ат,-ят II cпр. -ить I спр. -еть -В окончании -Окончание безударное -Нет | | Познавательные УУД: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение, позицию; отвечать на вопросы учителя. |
Выявление затруднения Время: | -В чём же причина затруднения? - Определите тему урока. -Давайте запишем нашу тему урока в тетради - Что нужно сделать? -Ребята, чтобы с нами всегда и везде была удача, нам нужно на каждую букву этого слова поставь себе задачу. Давайте попробуем У- Уметь определять спряжение глаголов Д- Действовать по определенному алгоритму А- активно участвовать в работе Ч- честно говорить, если что то непонятно А-Анализировать свои ошибки | -Окончания безударные, слышатся нечетко. -Научиться определять определения спряжения глаголов с безударным окончанием. Познакомиться со способами определения спряжения глаголов и тренироваться в правильном написании безударных окончаний глаголов | | Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные УУД: - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: - определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения Время: | -Теперь давайте с вами проведем словарную работу. -Вы видите на слайде текст, прочитайте его. Какая орфограмма объединяет слова? -выпишите слова с пропущенными буквами, в два столбика. В первый столбик слова в проверяемой безударной гласной в корне, во второй с непроверяемой гласной в корне слова. Где слово в проверяемой гласной, напишите проверочное слово. -Назовите слова, в которых безударные гласные не проверяются? -Что нужно с ними сделать? -Назовите проверочные слова к остальным словам. -Молодцы, все справились. | -Безударный гласный в корне слова -Запомнить | | Познавательные УУД: - выдвигать предположения Регулятивные УУД: - планировать свою учебную деятельность; - определять способы выхода из затруднения |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения Время: | -Как определить, какое личное окончание нужно писать в глаголе? -Теперь давайте с вами откроем учебник на стр. 97, прочитаем как определить, какое окончание нужно писать в глаголе. -Составьте алгоритм определения глагольных окончаний -Назовите первый шаг. Окончание ударное? Да (пишу так, как слышу) Нет (ставим в начальную (неопределенную) форму-что делать? что сделать?) Глагол на –ить (II спр) (и, ат,ят) Остальные глаголы I спр.(е,ут,ют) | -Читают правило -Вместе составляют алгоритм | | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию из текста - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; осуществлять работу в паре (группе); Регулятивные УУД: - составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи; |
Первичное закрепление нового знания Время: | -Как определить спряжение глагола? - Спряжение глагола можно определить двумя способами -Давайте с вами разберем первый способ -Итак у вас на столах лежат, листочки, где указаны два способа определения спряжения у глагола. -Давайте посмотрим на первый способ. - Нужно глагол поставить в 3 лицо, множественного числа. Например «Рисуют», «Они рисуют» Глагол оканчивается на ут, значит это глагол I спр. И в личном окончании будет гласная Е Возьмем другой глагол «Красит», «Они красят», Глагол оканчивается на –ят, значит это глагол II спр. И в личном окончании будет гласная И -Мы рассмотрели с вами первый способ определения спряжения глагола, теперь перейдем ко второму. -Он называется по неопределенной форме глагола, который отвечает на вопрос что делать, что сделать. -Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму -Если этот глагол не на ить, значит он I спряжения, и в личном окончании будет писать Е -Если глагол оканчивается на –ить, значит он II спряжения, и в личном окончании нужно писать И -Мы с вами разобрали два способа определения спряжения глаголов У вас на столах лежит текст под названием «Рассвет в лесу» -Давайте первый абзац, мы разберем первым способом, а второй и третий вторым способом -Физкультминутка | | | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать; Коммуникативные УУД: - вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога; Регулятивные УУД: действовать по алгоритму; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Время: | Учебник: стр. 97 упр. 158. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол. Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя: . Личный глагол: дует Ставлю ударение в слове: дует. Окончание безударное. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) дуть Начальная форма заканчивается на -уть.. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу –ет. Личный глагол: дуе Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу –ет. На доске появляется запись предложений | | | Познавательные УУД: - использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач; Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; Регулятивные УУД: решать задание/я и сравнивать результат с эталоном - обнаруживать отклонения и отличия от эталона; - внос необходимые коррективы в действие после его завершения; |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Время: | - Определить спряжение глаголов по алгоритму: Вставьте буквы И или Е в окончания следующих глаголов. -Выделите окончания. Определите спряжение. Объясните свой выбор, используя оба способа рассуждения. Запута…м, пересмотр…т, взлета…м, обманыва…м, высуш…те, испуга…т, готов…м, дикту…т. | Запута…м -1, пересмотр…т -2, взлета…м-1, обманыва…м-1, высуш…те-2, испуга…т-1, готов…м-2, дикту…т-1. | | Познавательные УУД: - использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач; Коммуникативные УУД: - слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения; - слушать и понимать других; Регулятивные УУД: решать задание/я и сравнивать результат с эталоном - обнаруживать отклонения и отличия от эталона; - внос необходимые коррективы в действие после его завершения; |
Включение в систему знаний и умений Время: | Пригодятся ли нам знания, полученные на уроке? -Давайте еще раз вспомним, что такое глагол, и что вы про него знаете. -Как определять спряжение глагола: 1 способ? 2 способ? Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов? | -да -Для того, чтобы написать правильно окончание глагола | | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое. Коммуникативные УУД: - слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - адекватно воспринимать оценку; |
Рефлексия Время: | -Ребята, вот наш урок подходит к концу. -Мы достигли нашей цели? -Закончите предложения. Сегодня я на уроке узнал... Я понял, что .. Себя я могу похвалить за.. Домашнее задание: Упр. 103 стр. 56 Упр. 104 стр. 57 -Спасибо за урок, можете готовиться к следующему уроку. | | | Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; оценивать результаты своей деятельности |