Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления в начальной школе.
Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления в начальной школе.
Критическое мышление – тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик (думающий) улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. [1]
Цель технологии критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Технология критического мышления ориентирована на:
сотрудничество учителя и учащихся;
деятельностное участие самого ученика (учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности);
создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение;
развитие личности ученика (происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления в начальной школе. »
Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления в начальной школе.
Критическое мышление– тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик (думающий) улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. [1]
Цель технологии критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Технология критического мышления ориентирована на:
сотрудничество учителя и учащихся;
деятельностное участие самого ученика (учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности);
создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение;
развитие личности ученика (происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования). [3]
Образовательные результаты технологии критического мышления:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта;
выражать свои мысли (устно, письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с учителем и товарищами;
умение сотрудничать и работать в группе.
Тема урока:
Слова с непроизносимыми согласными(изучение нового материала).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные- научатся объяснять понятие непроизносимая согласная, получат возможность распознавать в корне непроизносимые согласные
Метапредметные- регулятивные – (контроль и самоконтроль) -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия
Познавательные – общеучебные - использовать общие приемы решения проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, предметные – знакомиться с новыми понятиями, логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме. [2].
Цель: Выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми. Создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные
Организационный момент:
Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
Актуализация опорных знаний.
(На доске записаны слова)
- Прочитайте слова
Вода -
Тетрадь -
Чувство –
- Рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными.
Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Какие орфограммы в корне слов вам встретились?
- Как проверили их?
- А что скажите про третье слово?
Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
Произнесите это слово как “говорим”
- Что обнаружили? (Не произносится, исчезает согласный звук)
Как называется эта орфограмма, мы с вами узнаем, когда прочитаем текст из учебника (стр. 115)
Чтение текста
- Как же называются согласные, которые не произносятся, исчезают?
- Так какая тема урока? (Дети называют тему урока)
Слова с непроизносимыми согласными
- Как вы думает, любой согласный может считать непроизносимым?
Стадия осмысления.
1.Самостоятельная работа
Сейчас мы с вами станем исследователями
- Исследуйте: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится? (Вопрос, задание на доске)
- А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?
Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.
1. Произношу слово.
2. Есть ли опасное место?
3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.
4. Сравниваю слова.
5. Пишу слово.
6. Контролирую.
2. Первичное закрепление.
Упражнение №227
А). Чтение слов из упражнения
Б). Какие задания вам надо выполнить?
В). После выполнения упражнения сделай вывод о проверке слов с непроизносимыми согласными.
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
О непроизносимых согласных.
Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например звук Т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: Л в слове солнце, Д в слове позднои др.
Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.
А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему с слове лестница мы пишем букву Т? В древнерусском языке было слово лъстница. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что касается самого слова лъства (лъзтва), то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса – тв(а).
Значит, непроизносимая Т в слове лестница - это остаток суффикса – тв.
Так знание этимологии помогает не делать в словах ошибки.
Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него.
Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какое словарное слово вам надо запомнить? Почему?
(Запись в тетради)
Лестница
4. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой
1 – вариант 2 - вариант
Грус…ный - … здра…ствуй -…
Звёз…ный – … извес… ный - …
Грус…ный - … мес… ный - …
Ус..ный - … чес …ный - …
Опас..ный - … чудес … ный -….
- На какую орфограмму выполняли самостоятельную работу?
- Как проверить непроизносимую согласную
- При выполнении упражнения возникли какие-либо вопросы, сомнения?
Да, не во всех словах есть согласная, которую надо писать. О таких словах мы с вами будем говорить на следующем уроке.
V. Итог урока. Стадия рефлексии.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
В течении урока вы работали со своими кластерами. На доске находится тоже кластер. На основе вашей информации заполним общий. А это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение на основе новой информации, установим связи между ними.
Заполнение «Кластера»
Учащиеся называют, что они вписывали в схему, а учитель фиксирует ответы учащихся, при этом спрашивает, согласны остальные или нет и почему?
Что вам понравилось на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись?
Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Выставление оценок.
На столе у каждого из вас человечки, грустные, веселые. Выберите того, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.
Домашнее задание: стр117, упражнение 229, выучить правило
Список литературы:
1. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
3. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.