Проблемная ситуация. апись под диктовку. В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями. Учитель. Найдите главные члены предложения. Что знаете о подлежащем? Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____” - Что такое сказуемое? Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====” - Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое). – Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова? Выпал снег Березы стоят Шелестит листва грустные, у дома весело, молодая, пушистый вчера Найдите предложения и выделите подлежащее и сказуемое. Дополните каждое предложение словами из правого столбика. Запишите, что получилось. Вчера выпал пушистый снег. У дома стоят грустные березы. Шелестит молодая листва. Выделите грамматическую основу. Сравните эти предложения. В каких содержится более полная информация? – Для чего нужны слова правого столбика? Как они называются? – Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Прочитайте тему урока. Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Какие предложения в наших примерах являются распространенными и нераспространенными? Аргументируйте свои ответы. - Из каких членов предложения может состоять предложение? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов) Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения. - Нужны ли второстепенные члены предложения? Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. - Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения” Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. Открытие нового. - Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. Дует холодный ветер. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения - Слово “холодный” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения. Листья опадают с деревьев. - Слово “с деревьев” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. Светит ласково солнце. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения. - Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. В воздухе кружатся осенние листья. - Обозначьте орфограммы. - Разобрать по членам предложения и частям речи. Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении? Физминутка | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |