kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока русского языка 5 класс по теме "Второстепенные члены предложения.Определение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение" 5 кл. Презентация. Урок комбинированный, соответствует требованиям ФГОС, способствует актуализации знаний об определениях, дает новые понятия согласованным и несогласованным определениям. Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Определение 5 кл.»

Определение

Цель деятельности
учителя

Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие определение, иметь представление об изобразительной функции определений-эпитетов; уметь находить в тексте определения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Согласованное и несогласованное определение, эпитет

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять

Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем;

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания,

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Обучающая игра с элементами беседы по теме «Повторение изученного».

– Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит, не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают
на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки.)

• Грамматическая основа предложения – это …

• Подлежащее – это …

• Сказуемое – это…

• Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

• Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

• Какие члены предложения называются второстепенными?

• Что такое дополнение?

– Ребята скажите, зачем, для чего в предложении нужны второстепенные члены? (Они распространяют предложение: поясняют главные и другие второстепенные члены, дают больше информации. Например: нераспространенное предложение «Мелькает лист» состоит только из главных членов предложения,
а в предложении «Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения.)

– Как сказал немецкий поэт Гете, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории опять перейдем
к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения.

Таинственно шумит тишина,//

Незримо по лесам поет и бродит осень.  ,  и .

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации, устанавли-

вают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Устные ответы, вопросы для уточнения информации.


Просмотр мультимедийной презентации «Определение. Согласованное и несогласованное определе-

ние»

– Подумайте, от какого слова произошло слово определение?

– Как вы понимаете значение слова определять?

– Можно ли сказать, определять – значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

– Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который?

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические

термины

Фронтальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Вопросы для уточнения информации

3. Выявление места
и причины затруднения

Взаимопроверка.

– Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) березки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

– Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Красивый текст? Почему?

– Ваша задача – подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушивается 2–3 варианта.

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для

полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанав-

ливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам, анализ стихотворения, письменная работа

– Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Писатели, поэты.)

– Выпишите словосочетания с определениями из стихотворения С. Есенина. Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе? (Эпитеты.)

В этот лес завороженный,

По пушинкам серебра,

Я с винтовкой заряженной

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошел, не наследил...

Кто ж катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше – лыжи...

Кто-то странный бегал здесь.

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Из-за елки бы высокой

Посмотрел я на кругу:

Кто глубокий след далекий

Оставляет на снегу?

– Вы обратили внимание, что одно из определений выражено существительным? (По пушинкам серебра.) Такие определения называются несогласованными

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения,
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану

Устные ответы


5. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

– Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения – эпитеты. (Слайд презентации.)

– Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

– Какую роль выполняют определения в речи?

– Замените согласованные определения несогласованными,
и наоборот, несогласованные – согласованными.

Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья березы (березовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени)

Работа с наглядными пособиями,

отвечают
на вопросы, под руководством педагога формулируют правило

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи

Обучающая игра

Игра «Снежки».

Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет существительное, ученики подбирают к нему определение

Принимают участие
в игре

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей

Устные ответы

7. Самостоятельная работа с са-

мопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражне-

ний на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Выполняют упражнения

Групповая, индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,

Письменная работа


8. Включение
в систему знаний и повторение

Обобщение полученных
на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению

– Сегодня главный наш инструмент на уроке – слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру. Мы тоже художники, художники слова, и сейчас мы будем создавать свою палитру, которую используем потом при создании нашего шедевра – сочинения.

– Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово утро? Запишите ассоциации, вызванные этим словом.

Подберите к нему эпитеты. (Сонное, благоухающее, ласкающее, доброе, жизнерадостное, хмурое, светящееся, хорошо начинающееся, светлое и т.д.)

– Мы сказали, что утро бывает разным. А какое утро было у речки
в сказке Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста, тише!»?

Чтение сказки.

ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТИШЕ!

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась,
со всеми болтала. Веселая, добрая речка.

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода.

Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» – подумала она обиженно. А тут еще
неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает,
а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.

Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото...

А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень… Слишком даже...

...Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...

– Понравилась сказка?

– О чем напоминает автор? От чего предостерегает?

– Давайте посмотрим, как писательница обыгрывает слова, словосочетания, создавая свое произведение.

– Другими словами, какие художественно-изобразительные средства использует Абрамцева, создавая образ речки, описывая все происходящее? (Эпитеты, сравнения, олицетворения.)

– Мы с вами увидели, как можно, пользуясь словом, нарисовать «картинку», создать произведение.

– Посмотрите на свою палитру: богатая она получилась, красочная? Перечитайте свои записи и выберите слово или словосочетание, которое станет темой вашего домашнего сочинения

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Групповая, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации







9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Оценивание учащихся за работу
на уроке; листы обратной связи



Просмотр содержимого презентации
«Определение»

Второстепенные члены предложения  Определение  РУССКИЙ ЯЗЫК ©

Второстепенные члены предложения Определение

РУССКИЙ ЯЗЫК

©

Вспоминаем то, что знаем Грамматическая основа – Предложение – Подлежащее – Сказуемое – Какие предложения являются распространенными, а какие - нераспространенными? *Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? *Приведите примеры.

Вспоминаем то, что знаем

Грамматическая основа –

Предложение –

Подлежащее –

Сказуемое –

Какие предложения являются распространенными, а какие - нераспространенными?

*Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

*Приведите примеры.

Определяем проблему урока Второстепенные члены распространяют предложения? Какие мы знаем второстепенные члены? Мелькает желтый лист на зелени дерев. Сравни результаты Желтый - определение На зелени - обстоятельство Дерев - дополнение

Определяем проблему урока

Второстепенные члены распространяют предложения?

Какие мы знаем второстепенные члены?

Мелькает желтый лист на зелени дерев.

Сравни результаты

Желтый - определение

На зелени - обстоятельство

Дерев - дополнение

Разберите предложение синтаксически Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит осень. Обсудите в парах. От какого слова произошло слово «определение»? Определять – значит характеризовать предмет по цвету, по форме, по массе?

Разберите предложение синтаксически

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит осень.

Обсудите в парах.

От какого слова произошло слово «определение»?

Определять – значит характеризовать предмет по цвету, по форме, по массе?

Решаем проблему,  открываем новые знания На какой вопрос отвечают определения? Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья облетели. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес?  Можно ли предложения назвать текстом? Почему?

Решаем проблему, открываем новые знания

На какой вопрос отвечают определения?

Наступила (какая?) осень.

В лесу (какие?) деревья облетели.

Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес?

Можно ли предложения назвать текстом? Почему?

Сравни и запомни! Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Сравни и запомни!

Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Творческая работа  Замени согласованные определения -несогласованными и наоборот . Безмолвие леса (…безмолвие), листья березы (…листья),  тишина ночи (….тишина),  горные вершины (вершины …), дубовые заросли (заросли …),  осеннее золото (золото …)

Творческая работа Замени согласованные определения -несогласованными и наоборот .

  • Безмолвие леса (…безмолвие), листья березы (…листья),

тишина ночи (….тишина),

  • горные вершины (вершины …), дубовые заросли (заросли …),

осеннее золото (золото …)

Запомним рифмовку   Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей? И Какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты.. Запишите в тетрадях.

Запомним рифмовку

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? И Какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты..

Запишите в тетрадях.

Рефлексия  Что интересного узнали на уроке? Какое настроение было у вас? Дайте оценку вашей работе и работе своих одноклассников? 1. Какую букву выбрать: Ё или О ? а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…тка Выпишите только слова с Ё . 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот. √

Рефлексия

  • Что интересного узнали на уроке?
  • Какое настроение было у вас?
  • Дайте оценку вашей работе и работе своих

одноклассников?

1. Какую букву выбрать: Ё или О ?

а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…тка

Выпишите только слова с Ё .

2. Найдите « лишнее » слово.

а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воронкина Раиса Федоровна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства