Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
- познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;
- совершенствование пунктуационных навыков по данной теме;
- развитие речи и познавательного интереса учащихся.
- обеспечение благоприятной психологической обстановки.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод урока: объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Наглядность: опорные схемы, текст
Ход урока
І. Организационный момент урока.
1.Приветствие учащихся.
2.Проверка посещаемости учащихся.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Начало урока. «Разминка».
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
ІІІ. Объяснение новой темы.
- Тире в бессоюзных сложных предложениях.
Знаки
препинания
Обоснование
Схема
Примеры
Тире
( - )
1) части противопоставлены по содержанию
[ ] - [ ].
Ты прозаик – я поэт.
Труд человека кормит – лень портит.
2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части
[ ] - [ ].
Есть желание учиться – будет желание и время созидать.
3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части
[ ] - [ ]
Воображение помогает человеку ориентироваться в жизни, найти своё призвание и, наконец, самого себя – это качество нужно развивать в себе.
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго
[ ] - [ ]
Учёный без трудов – дерево без плодов.
5) Быстрая смена событий
Были листья - стали почки, почки стали вновь листвой.
ІV. Закрепление темы.
- Распределите предложения по группам
Части противопоставлены по содержанию
Первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части
Вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части
Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго
Быстрая смена событий
- Ехал сюда – рожь начинала желтеть.
- Закуковала кукушка – сей ячмень.
- Стояли хибарки – стоят корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.
- Умирают царства на земле – детство никогда не умирает.
- Улица кончалась – началось поле.
- Давно пылила вьюга – вновь яблони в цвету.
- Пока есть силы – трудись, на старости будет на что жить.
- Сбил, сколотил – вот колесо.
- Злой плачет от зависти – добрый от радости.
- Оглянулся назад – одни спицы лежат.
- Работа с текстом «Астана».
- Ответить на вопросы:
Почему Астану называют мини-моделью Большой мечты?
Чья это была мечта?
Где географически расположена Астана?
Когда была основана новая столица Казахстана?
- Выписать из текста бессоюзные сложные предложения.
- Работа с пословицами. (Упр. 269, стр. 204-205).
Задание: Прочитайте пословицы. Сгруппируйте пословицы по темам и запишите их. Определите смысловые отношения частей в составе бессоюзных сложных предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
V. Рефлексия: нa cтикеpaх пишут пoжелaние и клеят нa cмaйликaх;
«красный» - я мог бы быть более активным.
«жёлтый» - сегодня на уроке я больше работал самостоятельно.
«синий» - я продуктивно поработал для общего успеха группы.
VI. Оценивание: Оцениваются учащиеся в соответствии с уровнем подготовки к уроку.
VIІ. Домашнее задание. Написать эссе «Астана – моя столица»