kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Путешествие по фразеологии" для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".»

Урок русского языка для обучающихся 7 класса.



Межакова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ №1 в пос. Приузенский Александрово-Гайского района Саратовской области.



Тема урока: Путешествие по фразеологии.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, основанный на межпредметных связях с литературой и историей.

Цели урока:

-образовательные: ввести обучающихся в мир фразеологизмов, показать их лексико-грамматические особенности и семантическое многообразие;

-развивающие: развивать способности детей к бережному, вдумчивому и образному отношению к слову;

-воспитательные: воспитать интерес и любовь к русскому языку, к его богатой истории.

I.Организационный момент. Этап мотивации.

Здравствуйте, ребята, начнем наше занятие с замечательного слова «здравствуйте», которое несет добрый посыл на здоровье.

-Ребята, ответьте мне на вопрос: что для человека является самым дорогим, самым главным?

-Мама, семья, дом, Родина, жизнь, здоровье….

-Вы все верно ответили, перечислив наиважнейшее в жизни человека. Все перечисленное вами объединяется ключевым словом ЖИЗНЬ. Жизнь – главная ценность. Без неё ничего не будет: ни мамы, ни дома, ни Родины.

Скажите, как можно поведать о жизни, в каких формах передать о судьбе личности?

-Устный рассказ, книги, автобиография….

-Как мы узнали о жизни древнерусского князя Александра Невского, об уникальной судьбе Михаила Ломоносова? Откуда мы узнали, как жил великий Пушкин?

-Летописи, повести, мемуары…

-Давайте продолжим список жанров: житие (описание жизни святых), воспоминания, рассказы, биографии, монографии и т.д.

-Вспомните и расскажите какой-нибудь интересный эпизод из жизни известных людей.

(Например: Дуэль Пушкина с Дантесом, полет Ю.Гагарина, подвиг героя ВОВ ....)

-Интересно было услышать от вас о реальных людях. Но даже мультяшные герои проживают свою жизнь. В художественных произведениях мы можем прочитать о приключениях вымышленных и сказочных героев. Девчонки всех времен по-хорошему завидуют Золушке французского сказочника Шарля Перро и сочувствуют Русалочке Андерсена. Никого не оставит равнодушным автобиографичный рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» о мальчике, заблудившемся в тайге. А как мы узнали об участниках ВОВ, если уже и ветеранов в нашем поселке не осталось в живых?

-О войне написано много книг, сняты художественные и документальные фильмы, устраиваются фотовыставки, написаны художественные полотна.

-Вот сколько жанров мы с вами назвали. Из этого определим ключевые слова нашего занятия: жизнь – жизнеописание.

II.Актуализация знаний.

- В русском фольклоре и художественной литературе есть оригинальные жанры описания жизнедеятельности человека. Например, басни. В чем необычность?

- В баснях действующие герои – животные, но имеются в виду люди с их пороками и недостатками: хитрый человек –лиса, злой и жадный – волк, упрямый и глупый – осел и т.д. Например, басня «Волк и ягненок» (краткий пересказ басни с выводами)

- Обратим внимание на притчи. Что такое притча?

- Притча – это небольшой рассказ с поучительным смыслом. Известна «Притча о блудном сыне», притча о мудрецах и т.д. (пересказ одной притчи, выявить проблемы, поднятые в притче)

-Примером житейской мудрости служат пословицы. Давайте вспомним пословицы о жизни человека.

- «Жизнь прожить не поле перейти», «Человека встречают по одежке, а провожают по уму», «На чужой каравай рот не разевай» и т.д.

-Чему учат современного человека пословицы, пришедшие из глубокой древности?

- Учат ценить дружбу (Не имей сто рублей, а имей сто друзей), быть скромным, трудолюбивым (Без труда не выловишь и рыбку из пруда), любить свою Родину (Родина – мать, умей за неё постоять), уважать старших, быть мудрыми…

III.Постановка учебной задачи.

- А теперь мне хочется обратить ваше внимание на фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? Как связаны они со словом «жизнь»?

-Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову. Например: бить баклуши – бездельничать, семи пядей во лбу – очень умный, длинный язык – болтливость, тьма-тьмущая – очень много.

- Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Их уместное употребление делает речь более точной, выразительной. Фразеологизмы обогащают речь, а знание их происхождения открывает для нас многие интересные факты из истории нашего народа и мировой истории. Например, фразеологизм «остаться с носом» означает «потерпеть неудачу, оказаться одураченным». История происхождения его такова: словом «нос» назывался подарок жениха родителям невесты, по-восточному, калым. Если жениху отказывали, то жених оставался с носом. Перед нами жизненная история.



1)Работа в группах.

Прочитайте ряд фразеологизмов и попробуйте определить их лексическое значение, представив подходящую жизненную ситуацию.

1 группа -вывести на чистую воду; коломенская верста;

2 группа -казанская сирота; положить в долгий ящик;

3 группа -очертя голову; заварить кашу; толочь в ступе воду.

(Обучающиеся работают со словарями, отвечают)

- Подведем итог из ваших сообщений:

фразеологизмы описывают жизненные ситуации из древности и применимы в современной жизни, потому что и в наше время происходят подобные истории.



2)Фразеологическая викторина.

Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных:

Голоден как …. (волк), хитер как …(лиса), труслив как … (заяц), здоров как …(бык), изворотлив как …(уж), надут как ….(индюк), нем как ….(рыба), грязен как ….(свинья), упрям как ….(осёл), болтлив как … (сорока), колюч как ….(ёж).

-Давайте сделаем вывод: о чем эти фразеологизмы?

- О человеческом характере.

-Будем дальше вспоминать устойчивые словосочетания.

3)Игра «Кто больше?»

1)Кто назовет больше фразеологизмов, связанных с животными?

-Не в коня корм, работать как лошадь, вертеться как белка в колесе, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдет, денег куры не клюют…

- Как эти фразеологизмы характеризуют человека?

-Эти фразеологизмы выражают действия и состояния человека.

2)Кто назовет больше устойчивых оборотов, связанных с названием частей человеческого организма?

- Потерять голову, не сносить головы, голова идет кругом, сломя голову, как снег на голову…

- Задирать нос, вешать нос, клевать носом, остаться с носом, зарубить на носу….

- Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, хоть глаз выколи…

- Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, развесить уши, ушки на макушке, уши вянут…

- Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, положить зубы на полку…

- язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, держать язык за зубами….

- Валится из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо, мастер на все руки, взять себя в руки, сидеть сложа руки…

- Со всех ног, сбиться с ног, встать на ноги, идти в ногу; одна нога здесь, другая там; ног под собой не чуять…

Вывод: фразеологизмы называют качества характера человека, его состояние, явления, факты действительности.

IV.Закрепление материала.

  1. Выберите любые из выше перечисленных фразеологизмов и составьте текст.

Ответ ученицы Лены З.: «Весенняя шутка»

«Вчера я думала-думала, и неожиданно для себя я ушла в себя, растворилась в себе, но сумела поймать себя, а потом долго приходила в себя».

2)Подскажите словечко.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь) - дружба



Мы исходили городок

Буквально вдоль и…..(поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги) – состояние человека



Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу) – плохой поступок



Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …. (кто по дрова) – нет согласия

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши…(вянут) – состояние человека



3)Угадайте фразеологизмы:

-Очень худой, изможденный - кожа да кости,

-ничего не добившись, обмануться в ожиданиях – не солоно хлебавши,

-быть всегда готовым к защите, обороне – держать порох сухим,

- первое участие в бою – боевое крещение,

- удрученный, печальный – как в воду опущенный,

-умышленно, намеренно не замечать чего-либо – закрывать глаза на что-либо.

Вывод: фразеологизмы выражают качества характера и состояние человека, факты действительности.



4)Минутка для шутки.

Угадай фразеологизм.

-Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли)

- Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

-Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности, смерти)

- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка)

- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

Вывод: фразеологизмы о состоянии человека.

5)Работа с фразеологическими словарями.

- Есть группа фразеологизмов, значения которых можно объяснить, рассказав историю Древнего мира. Например: ахиллесова пята – слабая сторона, уязвимое место.

Это история о сильном и храбром герое Ахиллесе. Его мать пыталась сделать сына неуязвимым, она окунула его в священную воду реки Стикс. При этом держала младенца за пятку, и чудодейственная вода не коснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом.

Фразеологизмы танталовы муки, авгиевы конюшни, сизифов труд, ариаднина нить, рог изобилия о жизненных испытаниях героев греческих мифов. (Выборочно рассказать их значение)

Есть группа фразеологических выражений из Библии: козёл отпущения, вавилонское столпотворение, манна небесная, казни египетские, избиение младенцев. Что они означают?

(Обучающиеся работают с фразеологическими словарями, определяют значения фразеологизмов)

V. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы обучающихся)

-Живут фразеологизмы в речи ваших знакомых, родственников? (Ответы)

Сегодня на нашем занятии мы вспомнили или впервые узнали много фразеологизмов. Надеюсь, вам пригодятся эти знания в жизни. Грамотному человеку легче назвать короткое устойчивое выражение, чем рассказывать длинную историю. И все слушатели легко всё поймут. В этом сила фразеологизмов. За маленьким выражением стоит большой смысл: «мал золотник, да дорог». Пусть ваш дом будет «полной чашей», а голова «семи пядей во лбу». Вы меня поняли?

VI.Рефлексия.

ЧЕМОДАН - МЯСОРУБКА - КОРЗИНА -

Всё, что пригодится Информацию перера- Всё выброшу

в дальнейшем ботаю

- Выбери, как поступить с информацией, полученной на уроке, и положи в соответствующую коробку выбранное слово.





















Литература.

1.Л.Т.Григорян Язык мой – друг мой – М.: Просвещение, 1988

2.Р.И.Яранцев Словарь-справочник по русской фразеологии – М.: Русский язык, 1985

3.Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский Учебный фразеологический словарь русского языка – Л.: Просвещение,1984
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".

Автор: Межакова Светлана Михайловна

Дата: 11.06.2023

Номер свидетельства: 633491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока-КВН по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432899630"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "План-конспект урока  по русскому языку  в 6 классе по теме   «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам Лексикология и Фразеология»   с использованием ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(148) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-igra-putieshiestviie-po-stranam-lieksikologhiia-i-frazieologhiia-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "124483"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока в 6 классе "Путешествие  во Фразеологию" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-putieshiestviie-vo-frazieologhiiu"
    ["file_id"] => string(6) "235470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443715591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства