Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".»
Урок русского языка для обучающихся 7 класса.
Межакова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ №1 в пос. Приузенский Александрово-Гайского района Саратовской области.
Тема урока: Путешествие по фразеологии.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, основанный на межпредметных связях с литературой и историей.
Цели урока:
-образовательные: ввести обучающихся в мир фразеологизмов, показать их лексико-грамматические особенности и семантическое многообразие;
-развивающие: развивать способности детей к бережному, вдумчивому и образному отношению к слову;
-воспитательные: воспитать интерес и любовь к русскому языку, к его богатой истории.
I.Организационный момент. Этап мотивации.
Здравствуйте, ребята, начнем наше занятие с замечательного слова «здравствуйте», которое несет добрый посыл на здоровье.
-Ребята, ответьте мне на вопрос: что для человека является самым дорогим, самым главным?
-Мама, семья, дом, Родина, жизнь, здоровье….
-Вы все верно ответили, перечислив наиважнейшее в жизни человека. Все перечисленное вами объединяется ключевым словом ЖИЗНЬ. Жизнь – главная ценность. Без неё ничего не будет: ни мамы, ни дома, ни Родины.
Скажите, как можно поведать о жизни, в каких формах передать о судьбе личности?
-Устный рассказ, книги, автобиография….
-Как мы узнали о жизни древнерусского князя Александра Невского, об уникальной судьбе Михаила Ломоносова? Откуда мы узнали, как жил великий Пушкин?
-Летописи, повести, мемуары…
-Давайте продолжим список жанров: житие (описание жизни святых), воспоминания, рассказы, биографии, монографии и т.д.
-Вспомните и расскажите какой-нибудь интересный эпизод из жизни известных людей.
(Например: Дуэль Пушкина с Дантесом, полет Ю.Гагарина, подвиг героя ВОВ ....)
-Интересно было услышать от вас о реальных людях. Но даже мультяшные герои проживают свою жизнь. В художественных произведениях мы можем прочитать о приключениях вымышленных и сказочных героев. Девчонки всех времен по-хорошему завидуют Золушке французского сказочника Шарля Перро и сочувствуют Русалочке Андерсена. Никого не оставит равнодушным автобиографичный рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» о мальчике, заблудившемся в тайге. А как мы узнали об участниках ВОВ, если уже и ветеранов в нашем поселке не осталось в живых?
-О войне написано много книг, сняты художественные и документальные фильмы, устраиваются фотовыставки, написаны художественные полотна.
-Вот сколько жанров мы с вами назвали. Из этого определим ключевые слова нашего занятия: жизнь – жизнеописание.
II.Актуализация знаний.
- В русском фольклоре и художественной литературе есть оригинальные жанры описания жизнедеятельности человека. Например, басни. В чем необычность?
- В баснях действующие герои – животные, но имеются в виду люди с их пороками и недостатками: хитрый человек –лиса, злой и жадный – волк, упрямый и глупый – осел и т.д. Например, басня «Волк и ягненок» (краткий пересказ басни с выводами)
- Обратим внимание на притчи. Что такое притча?
- Притча – это небольшой рассказ с поучительным смыслом. Известна «Притча о блудном сыне», притча о мудрецах и т.д. (пересказ одной притчи, выявить проблемы, поднятые в притче)
-Примером житейской мудрости служат пословицы. Давайте вспомним пословицы о жизни человека.
- «Жизнь прожить не поле перейти», «Человека встречают по одежке, а провожают по уму», «На чужой каравай рот не разевай» и т.д.
-Чему учат современного человека пословицы, пришедшие из глубокой древности?
- Учат ценить дружбу (Не имей сто рублей, а имей сто друзей), быть скромным, трудолюбивым (Без труда не выловишь и рыбку из пруда), любить свою Родину (Родина – мать, умей за неё постоять), уважать старших, быть мудрыми…
III.Постановка учебной задачи.
- А теперь мне хочется обратить ваше внимание на фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? Как связаны они со словом «жизнь»?
-Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову. Например: бить баклуши – бездельничать, семи пядей во лбу – очень умный, длинный язык – болтливость, тьма-тьмущая – очень много.
- Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Их уместное употребление делает речь более точной, выразительной. Фразеологизмы обогащают речь, а знание их происхождения открывает для нас многие интересные факты из истории нашего народа и мировой истории. Например, фразеологизм «остаться с носом» означает «потерпеть неудачу, оказаться одураченным». История происхождения его такова: словом «нос» назывался подарок жениха родителям невесты, по-восточному, калым. Если жениху отказывали, то жених оставался с носом. Перед нами жизненная история.
1)Работа в группах.
Прочитайте ряд фразеологизмов и попробуйте определить их лексическое значение, представив подходящую жизненную ситуацию.
1 группа -вывести на чистую воду; коломенская верста;
2 группа -казанская сирота; положить в долгий ящик;
3 группа -очертя голову; заварить кашу; толочь в ступе воду.
(Обучающиеся работают со словарями, отвечают)
- Подведем итог из ваших сообщений:
фразеологизмы описывают жизненные ситуации из древности и применимы в современной жизни, потому что и в наше время происходят подобные истории.
2)Фразеологическая викторина.
Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных:
Голоден как …. (волк), хитер как …(лиса), труслив как … (заяц), здоров как …(бык), изворотлив как …(уж), надут как ….(индюк), нем как ….(рыба), грязен как ….(свинья), упрям как ….(осёл), болтлив как … (сорока), колюч как ….(ёж).
-Давайте сделаем вывод: о чем эти фразеологизмы?
- О человеческом характере.
-Будем дальше вспоминать устойчивые словосочетания.
3)Игра «Кто больше?»
1)Кто назовет больше фразеологизмов, связанных с животными?
-Не в коня корм, работать как лошадь, вертеться как белка в колесе, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдет, денег куры не клюют…
- Как эти фразеологизмы характеризуют человека?
-Эти фразеологизмы выражают действия и состояния человека.
2)Кто назовет больше устойчивых оборотов, связанных с названием частей человеческого организма?
- Потерять голову, не сносить головы, голова идет кругом, сломя голову, как снег на голову…
- Задирать нос, вешать нос, клевать носом, остаться с носом, зарубить на носу….
- Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, хоть глаз выколи…
- Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, положить зубы на полку…
- язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, держать язык за зубами….
- Валится из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо, мастер на все руки, взять себя в руки, сидеть сложа руки…
- Со всех ног, сбиться с ног, встать на ноги, идти в ногу; одна нога здесь, другая там; ног под собой не чуять…
Вывод: фразеологизмы называют качества характера человека, его состояние, явления, факты действительности.
IV.Закрепление материала.
Выберите любые из выше перечисленных фразеологизмов и составьте текст.
Ответ ученицы Лены З.: «Весенняя шутка»
«Вчера я думала-думала, и неожиданно для себя я ушла в себя, растворилась в себе, но сумела поймать себя, а потом долго приходила в себя».
2)Подскажите словечко.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольешь) - дружба
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…..(поперек)
И так устали мы в дороге,
Что еле…(волочили ноги) – состояние человека
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь… (медвежью услугу) – плохой поступок
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …. (кто по дрова) – нет согласия
Пожалуй, слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут) – состояние человека
3)Угадайте фразеологизмы:
-Очень худой, изможденный - кожа да кости,
-ничего не добившись, обмануться в ожиданиях – не солоно хлебавши,
-быть всегда готовым к защите, обороне – держать порох сухим,
- первое участие в бою – боевое крещение,
- удрученный, печальный – как в воду опущенный,
-умышленно, намеренно не замечать чего-либо – закрывать глаза на что-либо.
Вывод: фразеологизмы выражают качества характера и состояние человека, факты действительности.
4)Минутка для шутки.
Угадай фразеологизм.
-Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли)
- Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)
-Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности, смерти)
- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)
Вывод: фразеологизмы о состоянии человека.
5)Работа с фразеологическими словарями.
- Есть группа фразеологизмов, значения которых можно объяснить, рассказав историю Древнего мира. Например: ахиллесова пята – слабая сторона, уязвимое место.
Это история о сильном и храбром герое Ахиллесе. Его мать пыталась сделать сына неуязвимым, она окунула его в священную воду реки Стикс. При этом держала младенца за пятку, и чудодейственная вода не коснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом.
Фразеологизмы танталовы муки, авгиевы конюшни, сизифов труд, ариаднина нить, рог изобилия о жизненных испытаниях героев греческих мифов. (Выборочно рассказать их значение)
Есть группа фразеологических выражений из Библии: козёл отпущения, вавилонское столпотворение, манна небесная, казни египетские, избиение младенцев. Что они означают?
(Обучающиеся работают сфразеологическими словарями, определяют значения фразеологизмов)
V. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы обучающихся)
-Живут фразеологизмы в речи ваших знакомых, родственников? (Ответы)
Сегодня на нашем занятии мы вспомнили или впервые узнали много фразеологизмов. Надеюсь, вам пригодятся эти знания в жизни. Грамотному человеку легче назвать короткое устойчивое выражение, чем рассказывать длинную историю. И все слушатели легко всё поймут. В этом сила фразеологизмов. За маленьким выражением стоит большой смысл: «мал золотник, да дорог». Пусть ваш дом будет «полной чашей», а голова «семи пядей во лбу». Вы меня поняли?
VI.Рефлексия.
ЧЕМОДАН - МЯСОРУБКА - КОРЗИНА -
Всё, что пригодится Информацию перера- Всё выброшу
в дальнейшем ботаю
- Выбери, как поступить с информацией, полученной на уроке, и положи в соответствующую коробку выбранное слово.
Литература.
1.Л.Т.Григорян Язык мой – друг мой – М.: Просвещение, 1988
2.Р.И.Яранцев Словарь-справочник по русской фразеологии – М.: Русский язык, 1985
3.Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский Учебный фразеологический словарь русского языка – Л.: Просвещение,1984