kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме "Путешествие по фразеологии" для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".»

Урок русского языка для обучающихся 7 класса.



Межакова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ №1 в пос. Приузенский Александрово-Гайского района Саратовской области.



Тема урока: Путешествие по фразеологии.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, основанный на межпредметных связях с литературой и историей.

Цели урока:

-образовательные: ввести обучающихся в мир фразеологизмов, показать их лексико-грамматические особенности и семантическое многообразие;

-развивающие: развивать способности детей к бережному, вдумчивому и образному отношению к слову;

-воспитательные: воспитать интерес и любовь к русскому языку, к его богатой истории.

I.Организационный момент. Этап мотивации.

Здравствуйте, ребята, начнем наше занятие с замечательного слова «здравствуйте», которое несет добрый посыл на здоровье.

-Ребята, ответьте мне на вопрос: что для человека является самым дорогим, самым главным?

-Мама, семья, дом, Родина, жизнь, здоровье….

-Вы все верно ответили, перечислив наиважнейшее в жизни человека. Все перечисленное вами объединяется ключевым словом ЖИЗНЬ. Жизнь – главная ценность. Без неё ничего не будет: ни мамы, ни дома, ни Родины.

Скажите, как можно поведать о жизни, в каких формах передать о судьбе личности?

-Устный рассказ, книги, автобиография….

-Как мы узнали о жизни древнерусского князя Александра Невского, об уникальной судьбе Михаила Ломоносова? Откуда мы узнали, как жил великий Пушкин?

-Летописи, повести, мемуары…

-Давайте продолжим список жанров: житие (описание жизни святых), воспоминания, рассказы, биографии, монографии и т.д.

-Вспомните и расскажите какой-нибудь интересный эпизод из жизни известных людей.

(Например: Дуэль Пушкина с Дантесом, полет Ю.Гагарина, подвиг героя ВОВ ....)

-Интересно было услышать от вас о реальных людях. Но даже мультяшные герои проживают свою жизнь. В художественных произведениях мы можем прочитать о приключениях вымышленных и сказочных героев. Девчонки всех времен по-хорошему завидуют Золушке французского сказочника Шарля Перро и сочувствуют Русалочке Андерсена. Никого не оставит равнодушным автобиографичный рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» о мальчике, заблудившемся в тайге. А как мы узнали об участниках ВОВ, если уже и ветеранов в нашем поселке не осталось в живых?

-О войне написано много книг, сняты художественные и документальные фильмы, устраиваются фотовыставки, написаны художественные полотна.

-Вот сколько жанров мы с вами назвали. Из этого определим ключевые слова нашего занятия: жизнь – жизнеописание.

II.Актуализация знаний.

- В русском фольклоре и художественной литературе есть оригинальные жанры описания жизнедеятельности человека. Например, басни. В чем необычность?

- В баснях действующие герои – животные, но имеются в виду люди с их пороками и недостатками: хитрый человек –лиса, злой и жадный – волк, упрямый и глупый – осел и т.д. Например, басня «Волк и ягненок» (краткий пересказ басни с выводами)

- Обратим внимание на притчи. Что такое притча?

- Притча – это небольшой рассказ с поучительным смыслом. Известна «Притча о блудном сыне», притча о мудрецах и т.д. (пересказ одной притчи, выявить проблемы, поднятые в притче)

-Примером житейской мудрости служат пословицы. Давайте вспомним пословицы о жизни человека.

- «Жизнь прожить не поле перейти», «Человека встречают по одежке, а провожают по уму», «На чужой каравай рот не разевай» и т.д.

-Чему учат современного человека пословицы, пришедшие из глубокой древности?

- Учат ценить дружбу (Не имей сто рублей, а имей сто друзей), быть скромным, трудолюбивым (Без труда не выловишь и рыбку из пруда), любить свою Родину (Родина – мать, умей за неё постоять), уважать старших, быть мудрыми…

III.Постановка учебной задачи.

- А теперь мне хочется обратить ваше внимание на фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? Как связаны они со словом «жизнь»?

-Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову. Например: бить баклуши – бездельничать, семи пядей во лбу – очень умный, длинный язык – болтливость, тьма-тьмущая – очень много.

- Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Их уместное употребление делает речь более точной, выразительной. Фразеологизмы обогащают речь, а знание их происхождения открывает для нас многие интересные факты из истории нашего народа и мировой истории. Например, фразеологизм «остаться с носом» означает «потерпеть неудачу, оказаться одураченным». История происхождения его такова: словом «нос» назывался подарок жениха родителям невесты, по-восточному, калым. Если жениху отказывали, то жених оставался с носом. Перед нами жизненная история.



1)Работа в группах.

Прочитайте ряд фразеологизмов и попробуйте определить их лексическое значение, представив подходящую жизненную ситуацию.

1 группа -вывести на чистую воду; коломенская верста;

2 группа -казанская сирота; положить в долгий ящик;

3 группа -очертя голову; заварить кашу; толочь в ступе воду.

(Обучающиеся работают со словарями, отвечают)

- Подведем итог из ваших сообщений:

фразеологизмы описывают жизненные ситуации из древности и применимы в современной жизни, потому что и в наше время происходят подобные истории.



2)Фразеологическая викторина.

Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных:

Голоден как …. (волк), хитер как …(лиса), труслив как … (заяц), здоров как …(бык), изворотлив как …(уж), надут как ….(индюк), нем как ….(рыба), грязен как ….(свинья), упрям как ….(осёл), болтлив как … (сорока), колюч как ….(ёж).

-Давайте сделаем вывод: о чем эти фразеологизмы?

- О человеческом характере.

-Будем дальше вспоминать устойчивые словосочетания.

3)Игра «Кто больше?»

1)Кто назовет больше фразеологизмов, связанных с животными?

-Не в коня корм, работать как лошадь, вертеться как белка в колесе, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдет, денег куры не клюют…

- Как эти фразеологизмы характеризуют человека?

-Эти фразеологизмы выражают действия и состояния человека.

2)Кто назовет больше устойчивых оборотов, связанных с названием частей человеческого организма?

- Потерять голову, не сносить головы, голова идет кругом, сломя голову, как снег на голову…

- Задирать нос, вешать нос, клевать носом, остаться с носом, зарубить на носу….

- Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, хоть глаз выколи…

- Держать ухо востро, пропустить мимо ушей, развесить уши, ушки на макушке, уши вянут…

- Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, положить зубы на полку…

- язык без костей, острый на язык, тянуть за язык, злые языки, держать язык за зубами….

- Валится из рук, дать руку на отсечение, из рук вон плохо, мастер на все руки, взять себя в руки, сидеть сложа руки…

- Со всех ног, сбиться с ног, встать на ноги, идти в ногу; одна нога здесь, другая там; ног под собой не чуять…

Вывод: фразеологизмы называют качества характера человека, его состояние, явления, факты действительности.

IV.Закрепление материала.

  1. Выберите любые из выше перечисленных фразеологизмов и составьте текст.

Ответ ученицы Лены З.: «Весенняя шутка»

«Вчера я думала-думала, и неожиданно для себя я ушла в себя, растворилась в себе, но сумела поймать себя, а потом долго приходила в себя».

2)Подскажите словечко.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь) - дружба



Мы исходили городок

Буквально вдоль и…..(поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги) – состояние человека



Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь… (медвежью услугу) – плохой поступок



Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …. (кто по дрова) – нет согласия

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши…(вянут) – состояние человека



3)Угадайте фразеологизмы:

-Очень худой, изможденный - кожа да кости,

-ничего не добившись, обмануться в ожиданиях – не солоно хлебавши,

-быть всегда готовым к защите, обороне – держать порох сухим,

- первое участие в бою – боевое крещение,

- удрученный, печальный – как в воду опущенный,

-умышленно, намеренно не замечать чего-либо – закрывать глаза на что-либо.

Вывод: фразеологизмы выражают качества характера и состояние человека, факты действительности.



4)Минутка для шутки.

Угадай фразеологизм.

-Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли)

- Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)

-Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в глаза правде, опасности, смерти)

- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша, окрошка)

- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

Вывод: фразеологизмы о состоянии человека.

5)Работа с фразеологическими словарями.

- Есть группа фразеологизмов, значения которых можно объяснить, рассказав историю Древнего мира. Например: ахиллесова пята – слабая сторона, уязвимое место.

Это история о сильном и храбром герое Ахиллесе. Его мать пыталась сделать сына неуязвимым, она окунула его в священную воду реки Стикс. При этом держала младенца за пятку, и чудодейственная вода не коснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом.

Фразеологизмы танталовы муки, авгиевы конюшни, сизифов труд, ариаднина нить, рог изобилия о жизненных испытаниях героев греческих мифов. (Выборочно рассказать их значение)

Есть группа фразеологических выражений из Библии: козёл отпущения, вавилонское столпотворение, манна небесная, казни египетские, избиение младенцев. Что они означают?

(Обучающиеся работают с фразеологическими словарями, определяют значения фразеологизмов)

V. Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали? (Ответы обучающихся)

-Живут фразеологизмы в речи ваших знакомых, родственников? (Ответы)

Сегодня на нашем занятии мы вспомнили или впервые узнали много фразеологизмов. Надеюсь, вам пригодятся эти знания в жизни. Грамотному человеку легче назвать короткое устойчивое выражение, чем рассказывать длинную историю. И все слушатели легко всё поймут. В этом сила фразеологизмов. За маленьким выражением стоит большой смысл: «мал золотник, да дорог». Пусть ваш дом будет «полной чашей», а голова «семи пядей во лбу». Вы меня поняли?

VI.Рефлексия.

ЧЕМОДАН - МЯСОРУБКА - КОРЗИНА -

Всё, что пригодится Информацию перера- Всё выброшу

в дальнейшем ботаю

- Выбери, как поступить с информацией, полученной на уроке, и положи в соответствующую коробку выбранное слово.





















Литература.

1.Л.Т.Григорян Язык мой – друг мой – М.: Просвещение, 1988

2.Р.И.Яранцев Словарь-справочник по русской фразеологии – М.: Русский язык, 1985

3.Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский Учебный фразеологический словарь русского языка – Л.: Просвещение,1984
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Путешествие по фразеологии".

Автор: Межакова Светлана Михайловна

Дата: 11.06.2023

Номер свидетельства: 633491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока-КВН по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-kvn-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "216203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432899630"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "План-конспект урока  по русскому языку  в 6 классе по теме   «ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ по странам Лексикология и Фразеология»   с использованием ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(148) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-igra-putieshiestviie-po-stranam-lieksikologhiia-i-frazieologhiia-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "124483"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока в 6 классе "Путешествие  во Фразеологию" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-putieshiestviie-vo-frazieologhiiu"
    ["file_id"] => string(6) "235470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443715591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства