ТЕМА УРОКА. Урок развития речи. Письмо. (5 класс, 2 часа)
ЦЕЛИ УРОКА: учить умению вести переписку, составлять письма; развивать творческую самодеятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, писать грамотно и аккуратно; научить оформлять прямой и обратный адрес; воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформленная доска;
мультимедийный проектор и слайды к уроку;
диск (мультфильм «Простоквашино»).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовить индивидуальные сообщения на темы:
1)значение письма в истории общества;
2)вампум;
3)кипу;
4)пиктография.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Запись текста под диктовку с объяснением орфограмм и пунктограмм.
Здравствуй, Петя!
Очень рад твоему письму. Спешу ответить и рассказать о себе.
У нас наступила настоящая осень. Разноцветными листьями разукрасились деревья: берёза, тополь, клён, дуб. Птицы: журавли, ласточки и синицы – готовятся к отлёту. В лесу много грибов: опят, маслят, груздей и волнушек. А в школе обычные дни: уроки, классные часы, конкурсы, акции. Скоро конец четверти. Надеюсь, что ещё схожу на рыбалку.
До свидания.
Игорь.
3.Беседа.
? Что мы написали?
- Письмо.
? А кому оно адресовано?
- Другу.
4.Объявление учителем целей и задач урока.
5.Работа с учебником.
Чтение теории по учебнику «Русский язык для 5 класса», автор Т.А.Ладыженская и др. – стр.88,параграф 43.
Вывод:
? Какие же бывают письма?
- Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.
? Кому чаще всего мы пишем письма?
- Близким, знакомым, родным.
? Зачем мы пишем письма?
- Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы можем дать совет, утешить, поспорить, рассказать о своих делах.
6.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино».
? Что же приносит почтальон?
- Газеты.
- Журналы.
- Открытки.
- Бандероли.
- Письма.
- Телеграммы.
7.Словарная работа.
Слайд.
ЭПИСТОЛА – послание; это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР – жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.
8.Сообщения учащихся.
Слово учителя. Письмо сравнительно со звуковой речью является дополнительным средством общения. Письмо возникло в глубокой древности из-за небходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма – это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции.
Сообщение заранее подготовленного ученика. Значение письма в истории общества.
Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его.
Возможность передачи сообщения на расстояния способствовало тому, что каждое крупное политическое, литературное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа. Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административно-хозяйственные документы, художественная литература.
Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения становятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквенного письма научная символика играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.
Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально созданного. Первоначальными средствами удержания в памяти были предметы природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и символика самих предметов, умение читать по следам.
Слайд.
…На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал всё, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте – именно там, где тропа вдруг разу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он заключил, что кто-то натёр ногу. Я привык к его анализу, но для стрелков это было откровением.
Дерсу Узала. Сквозь тайгу.
Сообщение о вампумах.
Вампум – раковинные бусы алгонкинских и ирокезских племён: они были не только украшением, их использовали как меновые единицы и как предметные «записи». Особенно важна была символика цвета: белый цвет означал мир, здоровье, благополучие; чёрные бусы извещали о смерти вождя; низка красных бус извещала о войне. Пояса или перевязи были своеобразной летописью, договором и верительной грамотой.
Слайд.
(Изображение вампума – пояса из раковин)
Сообщение о кипу.
Кипу – узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из основного шнура, к которому прикрепляются узлы и сплетения в виде бахромы: узлы и сплетения разного цвета и расположения имеют условное значение как заметка на память об административных и хозяйственных распоряжениях.
Специально изготовленные шнуры и бусы выступали как зрительные средства общения. Ещё более условный характер получали зарубки на бирках, татуировка, родовые и племенные знаки собственности. Они наносились на предметах обихода, на стенах пещер, на скалах и т.п. Эта наскальная и пещерная живопись готовила письмо.
Сообщение о пиктографии.
Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.
Классическим примером пиктографического письма может служить прошение семи индейских племён, поданное в январе 1849 г. Президенту США. ( Слайд-изображение письма индейцев президенту)
Послание американских индейцев послужило образцом пиктографического письма Володи Ульянова к его товарищу Боре Формаковскому. (Слайд с пиктографическим шуточным письмом Володи Ульянова)
Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение. (Слайд – пиктограмма абстрактных понятий)
Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах, как дорожные знаки и т.п.; сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах. (Слайд – пиктографическое письмо использует Конан Дойл в своём произведении «Пляшущие человечки»)
? На чём же писали письма?
- На глиняных дощечках.
- На берёсте.
- На папирусе.
- Сейчас на бумаге.
9. Работа по ученику.
Выполнение упр. 213, упр. 214.
? Как же строится письмо?
Слайд.
ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА.
Дата.
Обращение к адресату.
Начальные фразы.
Содержание письма.
Концовка.
Имя автора (адресанта).
Добрый день. Здравствуйте. Уважаемый; дорогой; любимый…
Письмо Ваше получил.
Бесконечно благодарен.
С волнением прочитал Ваше письмо.
До свидания.
До скорой встречи.
Непременно напиши.
Крепко обнимаю.
? Кто же такой АДРЕСАТ? АДРЕСАНТ?
Слайд.
АДРЕСАТ – тот, кому посылают письма.
АДРЕСАНТ – тот, кто посылает кому–нибудь письма.
10.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино» (чтение письма).
? С чего начинается письмо?
? Как на письме выделяются обращения?
? О чём сообщают герои мультфильма в своём письме?
? Что необходимо для того, чтобы ваше письмо дошло до адресата?
? Герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке?
? Почему дедушка Ваньки Жукова не получит письма от внука?
? Что такое адрес?
? Знаете ли вы свой адрес?
11.Оформление конверта.
? В какой форме принято писать на конверте фамилии и имена?
- Адресат пишет полностью фамилию, имя, отчество в форме дательного падежа. (Попутно вспоминаем, какие фамилии не склоняются, как писать имена МАРИИ, ЗОЕ, НАТАЛИИ, НАТАЛЬЕ).
Адресант пишет фамилию в форме именительного падежа и инициалы.
? Какие сокращения допустимы на конверте?
Слайд.
Город – г., село – с., станица – ст., район – р-н, край – кр., улица – ул., дом – д., квартира – кв.
? Конверт подписан. Что ещё необходимо указать на конверте?
- Индекс.
- Никогда не забывайте о нём, чтобы не усложнять работу автомата-сортировщика на почте.
А теперь посмотрите на доску. Перед вами образец оформления конверта. Кому и куда он адресован?
- Он адресован в Великий Устюг Деду Морозу.
12.Домашнее задание.
Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.