kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 5 классе на тему "Письмо".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА.   Урок развития речи. Письмо. (5 класс, 2 часа)

ЦЕЛИ УРОКА: учить умению вести переписку, составлять письма; развивать творческую самодеятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, писать грамотно и аккуратно; научить оформлять прямой и обратный адрес; воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: оформленная доска;

                                     мультимедийный проектор и слайды к уроку;

                                     диск (мультфильм «Простоквашино»).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовить индивидуальные сообщения на темы:

1)значение письма в истории общества;

2)вампум;

3)кипу;

4)пиктография.

 

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Запись текста  под диктовку с объяснением орфограмм и пунктограмм.

            Здравствуй, Петя!

Очень рад твоему письму. Спешу ответить и рассказать о себе.

У нас наступила настоящая осень. Разноцветными листьями разукрасились деревья: берёза, тополь, клён, дуб. Птицы: журавли, ласточки и синицы – готовятся к отлёту. В лесу много грибов: опят, маслят, груздей и волнушек. А в школе обычные дни: уроки, классные часы, конкурсы, акции. Скоро конец четверти. Надеюсь, что ещё схожу на рыбалку.

                                           До свидания.

                                                                                               Игорь.

3.Беседа.

? Что мы написали?

- Письмо.

? А кому оно адресовано?

- Другу.

4.Объявление учителем целей и задач урока.

5.Работа с учебником.

Чтение теории по учебнику «Русский язык для 5 класса», автор Т.А.Ладыженская и др. – стр.88,параграф 43.

Вывод:

? Какие же бывают письма?

- Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.

? Кому чаще всего мы пишем письма?

- Близким, знакомым, родным.

? Зачем мы пишем письма?

- Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы можем дать совет, утешить, поспорить, рассказать о своих делах.

6.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино».

? Что же приносит почтальон?

- Газеты.

- Журналы.

- Открытки.

- Бандероли.

- Письма.

- Телеграммы.

7.Словарная работа.

Слайд.

ЭПИСТОЛА – послание; это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР – жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.

8.Сообщения учащихся.

Слово учителя. Письмо сравнительно со звуковой речью является дополнительным средством общения. Письмо возникло в глубокой древности из-за небходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма – это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись  его функции.

Сообщение заранее подготовленного ученика. Значение письма в истории общества.

Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его.

Возможность передачи сообщения на расстояния способствовало тому, что каждое крупное политическое, литературное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа. Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административно-хозяйственные документы, художественная литература.

Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения становятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквенного письма научная символика играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.

Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально созданного. Первоначальными средствами удержания в памяти были предметы природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и  символика  самих предметов, умение читать по следам.

Слайд.

…На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал всё, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте – именно там, где тропа вдруг разу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он заключил, что кто-то натёр ногу. Я привык к его анализу, но для стрелков это было откровением.

Дерсу Узала. Сквозь тайгу.

Сообщение о вампумах.

Вампум – раковинные бусы алгонкинских и ирокезских племён: они были не только украшением, их использовали как меновые единицы и как предметные «записи». Особенно важна была символика цвета: белый цвет означал мир, здоровье, благополучие; чёрные бусы извещали о смерти вождя; низка красных бус извещала о войне. Пояса или перевязи были своеобразной летописью, договором и верительной грамотой.

Слайд.

(Изображение вампума – пояса из раковин)

Сообщение о кипу.

Кипу – узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из основного шнура, к которому прикрепляются узлы и сплетения в виде бахромы: узлы и сплетения разного цвета и расположения имеют условное значение как заметка на память об административных и хозяйственных распоряжениях.

Специально изготовленные шнуры и бусы выступали как зрительные средства общения. Ещё более условный характер получали зарубки на бирках, татуировка, родовые и племенные знаки собственности. Они наносились на предметах обихода, на стенах пещер, на скалах и т.п. Эта наскальная и пещерная живопись готовила письмо.

Сообщение о пиктографии.

Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Классическим примером пиктографического письма может служить прошение семи индейских племён, поданное в январе 1849 г. Президенту США.  ( Слайд-изображение письма индейцев президенту)

Послание американских индейцев послужило образцом пиктографического письма Володи Ульянова к его товарищу Боре Формаковскому. (Слайд с пиктографическим шуточным письмом Володи Ульянова)

Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение. (Слайд – пиктограмма абстрактных понятий)

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах, как дорожные знаки и т.п.; сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах. (Слайд – пиктографическое письмо использует Конан Дойл в своём произведении «Пляшущие человечки»)

? На чём же писали письма?

- На глиняных дощечках.

- На берёсте.

- На папирусе.

- Сейчас на бумаге.

9. Работа по ученику.

Выполнение упр. 213, упр. 214.

? Как же строится письмо?

Слайд.

ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА.

Дата.

Обращение к адресату.

Начальные фразы.

 

 

Содержание письма.

Концовка.

 

 

 

Имя автора (адресанта).

 

Добрый день. Здравствуйте. Уважаемый; дорогой; любимый…

Письмо Ваше получил.

Бесконечно благодарен.

С волнением прочитал Ваше письмо.

 

До свидания.

До скорой встречи.

Непременно напиши.

Крепко обнимаю.

 

? Кто же такой АДРЕСАТ? АДРЕСАНТ?

Слайд.

АДРЕСАТ – тот,  кому посылают письма.

АДРЕСАНТ – тот, кто посылает кому–нибудь письма.

10.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино» (чтение письма).

? С чего начинается письмо?

? Как на письме выделяются обращения?

? О чём сообщают герои мультфильма в своём письме?

? Что необходимо для того, чтобы ваше письмо дошло до адресата?

? Герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке?

? Почему дедушка Ваньки Жукова не получит письма от внука?

? Что такое адрес?

? Знаете ли вы свой адрес?

11.Оформление конверта.

? В какой форме принято писать на конверте фамилии и имена?

- Адресат пишет полностью фамилию, имя, отчество в форме дательного падежа. (Попутно вспоминаем, какие фамилии не склоняются, как писать имена МАРИИ, ЗОЕ, НАТАЛИИ, НАТАЛЬЕ).

Адресант пишет фамилию в форме именительного падежа и инициалы.

? Какие сокращения допустимы на конверте?

Слайд.

Город – г., село – с., станица – ст., район – р-н, край – кр., улица – ул., дом – д., квартира – кв.

? Конверт подписан. Что ещё необходимо указать на конверте?

- Индекс.

-  Никогда не забывайте о нём, чтобы не усложнять работу автомата-сортировщика на почте.

А теперь посмотрите на доску. Перед вами образец оформления конверта. Кому и куда он адресован?

- Он адресован в Великий Устюг Деду Морозу.

12.Домашнее задание.

Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему "Письмо". »

ТЕМА УРОКА. Урок развития речи. Письмо. (5 класс, 2 часа)

ЦЕЛИ УРОКА: учить умению вести переписку, составлять письма; развивать творческую самодеятельность учащихся, умение излагать мысли сжато, ясно, писать грамотно и аккуратно; научить оформлять прямой и обратный адрес; воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: оформленная доска;

мультимедийный проектор и слайды к уроку;

диск (мультфильм «Простоквашино»).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовить индивидуальные сообщения на темы:

1)значение письма в истории общества;

2)вампум;

3)кипу;

4)пиктография.



ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Запись текста под диктовку с объяснением орфограмм и пунктограмм.

Здравствуй, Петя!

Очень рад твоему письму. Спешу ответить и рассказать о себе.

У нас наступила настоящая осень. Разноцветными листьями разукрасились деревья: берёза, тополь, клён, дуб. Птицы: журавли, ласточки и синицы – готовятся к отлёту. В лесу много грибов: опят, маслят, груздей и волнушек. А в школе обычные дни: уроки, классные часы, конкурсы, акции. Скоро конец четверти. Надеюсь, что ещё схожу на рыбалку.

До свидания.

Игорь.

3.Беседа.

? Что мы написали?

- Письмо.

? А кому оно адресовано?

- Другу.

4.Объявление учителем целей и задач урока.

5.Работа с учебником.

Чтение теории по учебнику «Русский язык для 5 класса», автор Т.А.Ладыженская и др. – стр.88,параграф 43.

Вывод:

? Какие же бывают письма?

- Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.

? Кому чаще всего мы пишем письма?

- Близким, знакомым, родным.

? Зачем мы пишем письма?

- Чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы можем дать совет, утешить, поспорить, рассказать о своих делах.

6.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино».

? Что же приносит почтальон?

- Газеты.

- Журналы.

- Открытки.

- Бандероли.

- Письма.

- Телеграммы.

7.Словарная работа.

Слайд.

ЭПИСТОЛА – послание; это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР – жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.

8.Сообщения учащихся.

Слово учителя. Письмо сравнительно со звуковой речью является дополнительным средством общения. Письмо возникло в глубокой древности из-за небходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма – это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции.

Сообщение заранее подготовленного ученика. Значение письма в истории общества.

Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его.

Возможность передачи сообщения на расстояния способствовало тому, что каждое крупное политическое, литературное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа. Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административно-хозяйственные документы, художественная литература.

Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения становятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквенного письма научная символика играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.

Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально созданного. Первоначальными средствами удержания в памяти были предметы природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и символика самих предметов, умение читать по следам.

Слайд.

На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал всё, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте – именно там, где тропа вдруг разу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он заключил, что кто-то натёр ногу. Я привык к его анализу, но для стрелков это было откровением.

Дерсу Узала. Сквозь тайгу.

Сообщение о вампумах.

Вампум – раковинные бусы алгонкинских и ирокезских племён: они были не только украшением, их использовали как меновые единицы и как предметные «записи». Особенно важна была символика цвета: белый цвет означал мир, здоровье, благополучие; чёрные бусы извещали о смерти вождя; низка красных бус извещала о войне. Пояса или перевязи были своеобразной летописью, договором и верительной грамотой.

Слайд.

(Изображение вампума – пояса из раковин)

Сообщение о кипу.

Кипу – узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из основного шнура, к которому прикрепляются узлы и сплетения в виде бахромы: узлы и сплетения разного цвета и расположения имеют условное значение как заметка на память об административных и хозяйственных распоряжениях.

Специально изготовленные шнуры и бусы выступали как зрительные средства общения. Ещё более условный характер получали зарубки на бирках, татуировка, родовые и племенные знаки собственности. Они наносились на предметах обихода, на стенах пещер, на скалах и т.п. Эта наскальная и пещерная живопись готовила письмо.

Сообщение о пиктографии.

Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Классическим примером пиктографического письма может служить прошение семи индейских племён, поданное в январе 1849 г. Президенту США. ( Слайд-изображение письма индейцев президенту)

Послание американских индейцев послужило образцом пиктографического письма Володи Ульянова к его товарищу Боре Формаковскому. (Слайд с пиктографическим шуточным письмом Володи Ульянова)

Пиктографическое письмо ещё сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображённых лиц, предметов, явлений. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение. (Слайд – пиктограмма абстрактных понятий)

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах, как дорожные знаки и т.п.; сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах. (Слайд – пиктографическое письмо использует Конан Дойл в своём произведении «Пляшущие человечки»)

? На чём же писали письма?

- На глиняных дощечках.

- На берёсте.

- На папирусе.

- Сейчас на бумаге.

9. Работа по ученику.

Выполнение упр. 213, упр. 214.

? Как же строится письмо?

Слайд.

ПОСТРОЕНИЕ ПИСЬМА.

Дата.

Обращение к адресату.

Начальные фразы.



Содержание письма.

Концовка.




Имя автора (адресанта).


Добрый день. Здравствуйте. Уважаемый; дорогой; любимый…

Письмо Ваше получил.

Бесконечно благодарен.

С волнением прочитал Ваше письмо.


До свидания.

До скорой встречи.

Непременно напиши.

Крепко обнимаю.



? Кто же такой АДРЕСАТ? АДРЕСАНТ?

Слайд.

АДРЕСАТ – тот, кому посылают письма.

АДРЕСАНТ – тот, кто посылает кому–нибудь письма.

10.Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино» (чтение письма).

? С чего начинается письмо?

? Как на письме выделяются обращения?

? О чём сообщают герои мультфильма в своём письме?

? Что необходимо для того, чтобы ваше письмо дошло до адресата?

? Герой какого рассказа отправил письмо на деревню дедушке?

? Почему дедушка Ваньки Жукова не получит письма от внука?

? Что такое адрес?

? Знаете ли вы свой адрес?

11.Оформление конверта.

? В какой форме принято писать на конверте фамилии и имена?

- Адресат пишет полностью фамилию, имя, отчество в форме дательного падежа. (Попутно вспоминаем, какие фамилии не склоняются, как писать имена МАРИИ, ЗОЕ, НАТАЛИИ, НАТАЛЬЕ).

Адресант пишет фамилию в форме именительного падежа и инициалы.

? Какие сокращения допустимы на конверте?

Слайд.

Город – г., село – с., станица – ст., район – р-н, край – кр., улица – ул., дом – д., квартира – кв.

? Конверт подписан. Что ещё необходимо указать на конверте?

- Индекс.

- Никогда не забывайте о нём, чтобы не усложнять работу автомата-сортировщика на почте.

А теперь посмотрите на доску. Перед вами образец оформления конверта. Кому и куда он адресован?

- Он адресован в Великий Устюг Деду Морозу.

12.Домашнее задание.

Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока в 5 классе на тему "Письмо".

Автор: Семенихина Татьяна Алексеевна

Дата: 14.08.2014

Номер свидетельства: 111871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Письмо заглавной буквы Г""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_na_tiemu_pis_mo_zaghlavnoi_bukvy_g"
    ["file_id"] => string(6) "407309"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491508358"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме: « Безударная гласная в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biezudarnaia-ghlasnaia-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173068"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423921494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Школа, школьные предметы" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-shkola-shkol-nyie-priedmiety"
    ["file_id"] => string(6) "109620"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404826315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "План-конспект урока на тему  «Мой родной город» "
    ["seo_title"] => string(47) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "175788"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424325471"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по теме "Киноискусство" в 11 классе по немецкому языку "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kinoiskusstvo-v-11-klassie-po-niemietskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "173541"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424006291"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства