Жмайло С.В
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Цели для обучающихся: После проведения учебного занятия ученик | | Триединая цель урока: |
будет знать: 1) основные понятия темы; все 2) сложные предложения разных типов 3) группы ССП по значению и союзам. будет уметь: планировать свою деятельность определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП | | образовательная: организация деятельности обучающихся по повторению и закреплению основных понятий темы; развивающая: развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность; формирование умений добывать, обрабатывать, формировать и презентовать информацию; развитие умений классифицировать объект; развитие умения работать во времени; формирование самоэффективности, самомотивации; развитие умений критериального оценивания; развитие умений осуществлять саморегуляцию, самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. воспитательная: формирование толерантности, умения работать в группе; |
Учебное занятие работает на перспективу:
Синтаксический разбор предложения
Двоеточие и тире в сложносочиненном предложение
Сложное предложение с разными видами связи.
Ресурсы учебного занятия:
«ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ» с прошлого урока.
Форматы А-1 (по количеству групп, для ПРЕЗЕНТАЦИИ подтемы).
Форматы А-4 (для черновика и размышлений).
Маркеры, стикеры маленькие (для оценивания), большие (рефлексия урока).
Задания для самостоятельной работы
Тексты для исследования
Тестеры
Структура урока и основные идеи предварительно обсуждены с учащимися.
Деление на группы «Партнерское». (6. Подход в преподавании: «БЕСЕДА С ПАТНЕРАМИ»)
План урока составлен с учетом модуля НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ:
Важность специфики учебного материала и разработки учебного плана.
Метапознание и обучение тому, как учиться.
Структурный элемент учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучаемого | Результат совместной деятельности с позиции обучаемого | Идеи какого модуля апробируются |
ПОБУЖДЕНИЕ Задачи этапа: 1) обеспечить психологический настрой; 2) подготовить класс к активному обучению; | Обеспечивает психологический настрой. Прием: «Раскрась дерево…» Обеспечивает мотивацию учения. Деление на группы (по 4 человека) происходило предварительно «по желанию» Заполнение таблицы ЗХУ, карты «ЦЕЛИ» | Психологический настрой | Комфортная психологическая обстановка, желание работать. Класс разделен на группы. | |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Задачи этапа: организовать опрос с целью выявления степени понимания | Говорит о теме и структуре предстоящего учебного занятия. Побуждает учащихся вспомнить об основных понятиях темы Оформление блоков ЗНАТЬ и УМЕТЬ. | Думают, вспоминают, формулируют, предлагают, обсуждают, отбирают | Выделение главного. Совместная работа | 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Формативное оценивание 1. Новые подходы в преподавании и обучении: Обучение тому, как учиться. Создание образовательной среды «обучение обучению» в классе. Важность диалога в классе |
Каждая группа получает задание подготовить и презентовать выступление и привести примеры по предложенной теме. «Сложносочиненное предложение» Дает инструкцию по предстоящему заданию. Учащиеся вырабатывают критерии оценивания презентаций. Определяется максимальный балл по каждому критерию. Мотивация – по каждой подтеме будет вопрос в практической работе 1) Подготовьте и презентуйте своим одноклассникам информацию по теме . 2) Придумайте и приведите примеры по представленной теме. 3) Внимательно слушайте и анализируйте выступления других групп. 4) Есть ли у вас вопросы к группам? Что можно добавить? 5) Оцените презентации групп согласно разработанным критериям. Все группы поддержать аплодисментами. | Вместе - думают, предлагают, обсуждают, отбирают, приводят примеры, выбирают форму представления информации Оформляют на формате А-1. По истечении времени каждая группа вывешивает презентацию своего задания. ПРЕЗЕНТАЦИЯ работы группы. Презентуют, отвечают на вопросы товарищей. Слушают, анализируют, соотносят, оценивают работу других групп по выработанным критериям | Самоорганизация. Совместная работа. Диалог УЧЕНИК-УЧЕНИК, Диалог УЧЕНИК – УЧЕНИКИ Взаимооценивание, согласно выработанным критериям |
ПРИМЕНЕНИЕ Задачи этапа: Выявить трудности, непонимание. Корректировать | Самостоятельная работа Цель работы: На столах для каждой группы предложения. Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин) Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин) Задание 1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы. 3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Исследовательская деятельность - Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них - ССП с одной из групп сочинительных союзов. - А какие группы сочинительных союзов вы знаете? (слайд №7 презентации. «Сочинительные союзы») Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы Самостоятельная работа по вариантам Тестовые задания по теме «Сложносочинённые предложения» Самопроверка (Ответы – на доске) Мотивирует на выполнение. Оценивание самостоятельной работы - суммативное. | Думают, анализируют вопросы, выбирают способ решения, решают. Осуществляют самопроверку. Определяют свои «проблемные» зоны Осуществляют самопроверку. Определяют свои «проблемные» зоны Осуществляют самопроверку. Определяют свои «проблемные» зоны | Умеют: знают ССП умеют отличать сложное предложение от других конструкций определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Применять знания в новой ситуации | 1. Новые подходы в преподавании и обучении. Принимать во внимание то, как дети учатся. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Суммативное оценивание. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. |
| Постановка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание построено на формативной оценке самостоятельной работы. Проанализируйте, в каких заданиях вы допустили ошибки. Выполните соответствующие задания из таблицы «домашнее задание» Повторите основные понятия темы. Тестовые задания в трёх вариантах: 1-й и 2-й варианты – базовый уровень, 3-й – повышенной трудности. (А.Б.Малюшкин, Л.Н. Иконницкая Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс) | Слушают, анализируют допущенные ошибки, соотносят и отбирают необходимые пункты для выполнения Записываю Д/з, задают уточняющие вопросы. | Содержание и структура домашнего задания понята всеми учащимися. | 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Формативное оценивание 5. Обучение талантливых и одаренных детей. |
РЕФЛЕКСИЯ Задачи этапа: Выявить главные моменты урока | Заполнение карты «ЦЕЛИ» Достиг ли я поставленной цели? Организует работу по составлению синквейна на тему «ГРУППА». | Думают, формулируют мысли, записывают. При желании читают вслух. Составляют синквейн. | Саморефлексия своей деятельности | 1. Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе. |
Структурная карта урока
Критерий оценивания
Самостоятельная работа по группам
На столах для каждой группы предложения.
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(А.С.Пушкин)
Задание
1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.
2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.
3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы.
Исследовательская деятельность
- Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них - ССП с одной из групп сочинительных союзов.
Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…
(Л. Карелин. Роман «Змеелов»)
Текст 2.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине…
(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…
(А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3)
Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
- К каким результатам пришёл каждый ряд? Поделитесь своими наблюдениями . Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Самостоятельная работа по вариантам
Тестовые задания по теме «Сложносочинённые предложения»
ТЕСТ (1)
1. На месте каких цифр в предложении не должны стоять запятые?
По нескольку раз в день он записывал в дневник свои наблюдения (1) и перед сном перечитывал записи. В парке играл оркестр (2) и пел хор песенников. Когда ударила молния, загремел сильный гром (3) и пошел страшный ливень.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 2
2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то удары топора. Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3
4) 3
3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
На душе у Маши стало спокойнее (1) и вскоре тревога совсем ее покинула. Ребята любили рассказывать страшные истории (2) и только Сергей ничего не рассказывал. В доме напротив открыли окно (3) и оттуда полились звуки фортепиано.
1, 2, 3
1, 2
3
1, 3
4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Натерли полы (1) и запах мастики долго не выветривался. Голова у нее шла кругом (2) и только Николай смог её немного успокоить. На террасе ещё долго кипел самовар (3) и сидели гости.
1, 2, 3
запятые не нужны
2, 3
1, 2
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.
2) Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.
3) Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4) С утра шел дождь, и гремел гром.
ТЕСТ(2)
1. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
В саду цвел жасмин (1) и пели птицы. На ветвях сверкали капельки дождя (2) и пробивалась чуть заметная зелень. Рано утром все вышли в поле (3) и началась работа.
1, 2, 3
2, 3
1, 3
запятые не нужны
2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Заиграл оркестр (1) и кавалеры стали приглашать дам. Взошел месяц (2) и осветил все село холодным светом. Взошел месяц (3) и все село осветилось холодным светом.
1, 2, 3
2, 3
1, 3
1, 2
3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Его уносило вниз по течению (1) и он не на шутку испугался. А между тем наступала ночь (2) и нужно было подумать о ночлеге. Наступала ночь (3) и нужно было подумать о ночлеге.
1, 2, 3
2, 3
1, 3
1, 2
4. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Душно (1) и лишь у речки свежо. В окна с улицы летела пыль (2) и доносились голоса прохожих.
Дед Архип содержал огород в образцовом порядке (3) и всегда собирал прекрасный урожай.
1. 2, 3
2, 3
1
1, 3
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Гости разъехались, и в доме наступила тишина.
2) Вскоре накрыли на стол, и сели пить чай.
3) Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.
4) В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.
10. Взаимопроверка. Учащиеся меняются вариантами и проверяют работу товарища. Затем сверяются с интерактивной доской.
Приложение к уроку
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении..
ФИ ………………………………………………………………………………
Основные понятия | Знаю | Хочу узнать | Узнал | Могу применить |
1. Теоритический материал «ССП» 2.Отличие ССП от простого предлжения с соединительным союзом. 3. Значение, которые вносят союзы. | | | | |
Моя цель сегодня на уроке
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ…………………………………………………………………………….(ФИ)
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Этап | Содержание | Все выполнил верно | Допустил 1-2 ошибки | Сделал верно половину | Сделал верно меньше половины | Не участвовал в работе | Что мне мешало |
1 | Теория вопроса | | | | | | |
2 | Тест открыто характера | | | | | | |
3 | Презентация по теме | | | | | | |
4 | Самостоятельная работа | Баллы - , получил оценку за сегодняшнюю самостоятельную работу __________ |
5 | Кому помог я | |
6 | Кто помог мне | |
Достиг ли я цели, поставленной на уроке……………………………………………………………………………………………………………………………………….